Рафаэль. Жизнь, вдохновение и творчество -6

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Лишь Вечный город, Рим, положил начало  большому стилю Рафаэля и универсальному значению его творчества.
Средневековое изречение гласило: «ROMA C;PUT MUNDI» («РИМ - ГЛАВА МИРА»).
Но к концу XIII века Рим стал падать, безумные вакханалии первосвященников, занимавших папский престол в XV веке, их своеволие, роскошь, безнравственность, давно уже поколебали обаяние римского престола, особенно после горячих проповедей Савонаролы.

 «ПОРТРЕТ ЮЛИЯ II» (1511-12, НАЦ. ГАЛЕРЕЯ, ЛОНДОН).
Папе Юлию II суждено было снова поднять упавшее папство, очистить атмосферу Рима от наполнявших в конце XV века миазмов порока, кровавой измены, дикого разгула, лицемерия, всех ужасов царствования предшественника - Александра VI.
Юлий II сознавал, что истинное и прочное величие церкви может быть основано только на нравственном совершенстве.
Призванные им в Рим мастера обессмертили его имя и Рим снова высоко поднял голову.
Рафаэль оставил «Портрет Юлия II», живо напоминающий все рассказы о нем и его характере. Вот Юлий, сидящий в кресле, уже в последние годы жизни. Его руки покоятся на ручках кресла. Все черты говорят о сильном волевом характере.
Никогда не подчинялся он чьему-либо влиянию; а, напротив, деспотически распоряжался чужой волей, не возбуждая этим, однако, ненависти к себе, так как им руководили не личные цели, а интересы только принципиальные, общие.
Юлий II восстановил связь величия языческого Древнего Рима и нового – христианского. Под покровительством папы художники, гуманисты, археологи должны были «разбудить мёртвых», вызвать к жизни древний мир с его созданиями искусства.
При Юлии II были найдены знаменитый торс Геркулеса, Венера, Лаокоон, Клеопатра.
Но надо было создавать и новые шедевры. И Юлий II  стал собирать в Риме выдающихся архитекторов, художников, скульпторов.
И когда папа Юлий II позвал Рафаэля в Рим, он с радостью поспешил туда, даже не закончив ряд своих работ, которые поручил завершить своим друзьям-художникам. Он понимал, что Рим и Юлий II, были единственным шансом, где его талантам мог быть дан простор и размах.

Считается, что Рафаэль прибыл в Рим не позднее конца 1508 года. Прибыл он, как и ранее во Флоренцию, с рекомендациями из боготворившего его Урбино. Это тем более вероятно, что новый герцог Урбинский, Франческо Мария делла Ровере, был племянником папы Юлия II.
Приглашению Рафаэля мог содействовать и его земляк всесильный папский архитектор Браманте, работавший над перестройкой и украшением Ватикана.
Так или иначе, Рафаэль очутился на арене великих событий и не менее грандиозных замыслов в сфере искусства.
В Риме встретились и шли рядом (можно сказать параллельно и почти не пересекаясь) два гения, столь различные между собой, как Микеланджело и Рафаэль. Они отдавали друг другу дань восторга, что касалось их творчества, но не смогли сойтись в дружеских отношениях. Они были самыми честными судьями друг для друга в вопросах оценки достоинств их произведений.

Папа Юлий II  ни за что не хотел жить в комнатах и залах Ватикана, которые напоминали порочного Папу Александра VI.
Но этого мало: он велел уничтожить его портрет и все фрески на стенах, говоря, что «даже сами стены заслуживают казни за то, что сохраняют память об этом Иуде».
Юлий II  поручает Рафаэлю новые росписи стен. Так Рафаэлю достались в работу ряд свободных комнат, или станц (итал.: комната,покои) на втором этаже Ватиканского дворца, предназначенных для торжественных церемоний.
С этого времени начинается царство Рафаэля в Ватикане, ибо восхищению Папы перед гением художника не было предела, и огромные залы с глубокими нишами, длинными коридорами и высокими сводами превратились в настоящий храм искусства Рафаэля.
Оформление стен осуществлялось по тщательно разработанной программе: «VERO, BENE, BELLO“ ИЛИ «ИСТИНА, ДОБРО, КРАСОТА». Папа регулярно наведывался и лично контролировал все работы.
Рафаэлю предстояло расписать три смежные станцы. .

Папа предложил начать со среднего зала – «СТАНЦА ДЕЛЛА СИНЬЯТУРА».
В зале Станца делла Сеньятура находятся самые знаменитые росписи Рафаэля.
Фрески этого зала, как бы представляют четыре основные области человеческой деятельности.
Фреска “диспут” посвящена богословию, “АФИНСКАЯ ШКОЛА” – философии, “ПАРНАС” – поэзии, “МУДРОСТЬ, УМЕРЕННОСТЬ И СИЛА”,ИЛИ «ЮРИСПУНДЕНЦИЯ» – правосудию.
 Рафаэль и его ученики украсили потолки позолоченным стукко (иск. мрамор из гипса с добавками)  и росписями, пол выложили узорчатым мрамором, а стены украсили многофигурными фресками до верхних панелей.

Первой была фреска «Диспут» (1509г.). Собственно говоря, диспута никакого нет, картина является олицетворением неоспоримого догмата христианской церкви – таинства евхаристии.
Крещение — погружение крещаемого в воду или обливание его водой, в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов;
Миропомазание — освящение человека путем смазывания его ароматической смесью (миро);
Евхаристия (причащение),
Исповедь (покаяние) — раскрытие верующим своих грехов Богу в присутствии священника;
Брак (венчание)
Елеосвящение (соборование);
Священство (рукоположение) — посвящение в священнослужители.


Но Рафаэль изображает не пассивное собрание святых и верующих, а некоторое событие активно объединяющее всех его участников. На фреске изображены Данте, Савонарола, монах-живописец Фра Беато Анджелико.
В верхней части восседают на облаках апостолы, расположившиеся по обеим сторонам Троицы в образах Христа, Бога-Отца и голубя – Святого Духа. Богоматерь и Иоанн Креститель поклоняются Спасителю.
Композиция делится на небесную и земную часть, каждая из которых расположена дугой, повторяя в пространстве полукруглое обрамление арки. Колорит построен на двух главных акцентах, синего и жёлтого более интенсивных в земной части, более лёгких - в небесной.
Мастерство,с которым отдельные элементы подчинены целому и составляют главную ценность фрески Рафаэля.
Не в психологических тонкостях деталей, не в драматических переживаниях сила Рафаэля, а в том, что никто до него не умел так владеть человеческой толпой, глубиной пространства, ритмом движений.

Гораздо сильнее воздействие “Афинской школы”, фреске на противоположной стене – великого произведения Рафаэля, считающееся одной из наилучших его работ.
 Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. В контраст теологии представлен триумф философии.
Между композициями «Диспута» и «Афинская школа» есть несомненное соответствие: и там и здесь проведено деление на верхнюю и нижнюю часть, и там и здесь выделяется декоративный мотив полукруга.
Но в основной своей структуре композиция «Афинская школа» гораздо свободнее. В композиции «Диспута» все элементы, все части непреодолимо устремляются к одному центру.
В «Афинской школе» дана, скорее, сумма отдельных, самостоятельных групп – как и подобает самому характеру независимой философской мысли в отличие от соподчинения теологической иерархии. Поэтому в «Афинской школе» отдельные мотивы и группы резче характеризованы, типы и жесты индивидуальней, выразительней.

Главная группировка дана двумя ярусами.
В её центре фигуры величественного старца Платона с портретными чертами Леонардо да Винчи и чернокудрого вдохновенного Аристотеля. О различии их философских доктрин свидетельствуют указующие жесты: Платона – на небо, Аристотеля – на землю.
 Слева, внизу у лестницы, Пифагор, окруженный учениками, читает книгу, справа Эвклид (возможно, это портрет Браманте) чертит по грифельной доске.
Погружен в глубокую задумчивость Гераклит Эфесский (предполагают, что здесь изображен Микеланджело).
Неподалёку от Платона беседует со слушателями Сократ, а на ступенях полулежит основатель философской школы киников Диоген.
У края фрески Рафаэль изобразил самого себя и живописца Содому, который до него начал работать в станце.

Архитектура «Афинской школы» - не просто красивая и величественная декорация. Она – та идеальная среда, без которой не возможно само существование героев Рафаэля.
Их художественные образы неотделимы от окружающих архитектурных форм.
Сначала эта связь, как уже указывалось, только оттеняет всю неповторимую индивидуализацию живого движения фигур, когда они свободно располагаются на геометрическом узоре и на ступенях.
Но она становится очевиднее, когда стоящим фигурам заднего плана вторят мощные вертикали архитектурного ордера.
Статуи и рельефы, украшающие этот классический храм, ещё более, усиливают органическую взаимосвязь форм и ритмов архитектуры с человеческими фигурами. Наконец эта связь достигает своего полного синтетического единства в центре композиции, где уходящие вдаль вертикали архитектурного пространства замыкаются аркой над фигурами Платона и Аристотеля. В медленно убывающем и снова возрастающем перспективном ритме этих арок заключена высокая гармония. Её законы владеют жизнью художественных образов Рафаэля и через них отражаются в нашем собственном сознании.

На боковых стенах станцы расположены еще две фрески – «Парнас» и «Юриспруденция».
 ФРЕСКА “ПАРНАС”(1510), отличающаяся красотой и живописностью, изображает мир искусств, с Аполлоном и Музами, в окружении Данте, Вергилия и других великих поэтов. Фреска написана на стене с дверью, и художник прекрасно воспользовался её рамой, изобразив над ней вершину Парнаса. Мы видим Аполлона в лавровом венке, вдохновенно играющего на скрипке (не на традиционной лире, а на скрипке - популярном итальянском музыкальном инструменте). На фреске среди изображенных фигур присутствуют Гомер, Вергилий и Данте.
СТАНЦЫ ДЕЛЛА СЕНЬЯТУРА Рафаэль расписывал 3 года.

Затем перешел в следующий зал СТАНЦА Д’ЭЛИОДОРО(1511-14).   
Она получила название от главной фрески “ИЗГНАНИЕ ИЛИОДОРА”(1511-14), которая повествует о чуде, произошедшем в Иерусалимском храме, когда сирийский полководец Илиодор, пытавшийся его ограбить, был изгнан оттуда небесным всадником. Среди созерцающих чудо зрителей изображен папа Юлий II.
Над этой фреской Рафаэль работал вместе с помощниками 2 года. Кстати, он добился у Папы сохранения ранее сделанных прекрасных орнаментов художника Перуцци, которые послужили Рафаэлю как бы обрамлением его фресок.
Росписи ватиканских станц принесли Рафаэлю славу, выдвинули его в ведущие мастера не только Рима, но и Италии.
И по сей день, несмотря на то, что прошло более пятисот лет, росписи Рафаэля в Папском дворце поражают своими красотой, гармонией и мастерством исполнения.