Рафаэль. Жизнь, вдохновение и творчество -5

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Одновременно с картинами религиозного содержания, Рафаэль занимался и портретами. Считается, что они не дотягивают до высоты его евангельских сюжетов, но высокое мастерство мастера не вызывает сомнение.
В портретах этого периода влияние Леонардо да Винчи чувствуется ещё более, чем в Мадоннах.
К таким портретам следует отнести «ПОРТРЕТ АНДЖЕЛЛО ДОНИ» ( ОК. 1506 Г., ПИТТИ, ФЛОРЕНЦИЯ) И «ПОРТРЕТ МАДДАЛЕНЫ ДОНИ» ( ОК. 1506 Г., ПИТТИ, ФЛОРЕНЦИЯ)
и картины «ДАМА В ЗЕЛЕНОМ» ИЛИ «НЕМАЯ» (1507 Г., НАЦ.ГАЛ., УРБИНО), «ЖЕНЩИНА С ЕДИНОРОГОМ» (1505-06 Г., БОРГЕЗЕ, РИМ), «ПОРТРЕТ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ» ((ДОННА ГРАВИДА) (1507Г., ПИТТИ, ФЛОРЕНЦИЯ), «АВТОПОРТРЕТ»(1509Г.,УФФИЦИ)

Рассмотрим портреты семьи Дони.
«ПОРТРЕТ МАДДАЛЕНЫ ДОНИ». С одной стороны он во многом напоминает знаменитый шедевр Леонардо да Винчи «Джоконда», а с другой стороны видно полное уклонение от заветов Леонардо, предостерегавшего художника от загромождения аксессуарами живой натуры.
Действительно, в портрете слишком много бриллиантов, жемчуга, бархата, золотых цепей, перстней.
Но в то же время это не парадный портрет, ибо художник нисколько не приукрашивает, а очень натурально и правдоподобно передает ничем не примечательный внешний облик женщины.
Работу Рафаэля отличают тщательно выписанные мелкие детали, вплоть до отдельных волосков в прическе.
Фоном картины служит пейзаж в духе Леонардо, но без его очарования и таинственности и «затуманенности»: голубое небо, зелёные холмы и одинокое дерево с левого края картины. Пейзаж выполняет пока только функцию фона, не неся никакой смысловой нагрузки, разве, что тонкое не изящное деревцо лишь подчеркивает отсутствие изящества в несколько тяжелом облике героини.
Как и во многих других портретах художник, прежде всего стремится к передаче точного сходства с оригиналом, и современники утверждали, что это ему великолепно удавалось. Не зря говорили, что Рафаэль живет на земле, но думает о небе.
Создавая образы своих современников он почти всегда будет оставаться предельно строгим и безжалостным судьёй, не скрывающим пороки своих героев.
Всё это относится и к парному ПОРТРЕТУ МЕЦЕНАТА АНДЖЕЛО ДОНИ. Те же четкие контура, тщательность деталей, та же отстраненность пейзажа. Художник по-прежнему предельно правдоподобно передает облик персонажа, не стремясь наделить его несуществующими качествами.
Интересно, что, если объединить изображения Анджело и Маддалены, получится цельное полотно с общим пейзажем.

Вот «АВТОПОРТРЕТ» (1506 Г., УФФИЦИ, ФЛОРЕНЦИЯ).
Чёткость и простота линий, плавность контуров – всё это делает изображение простым и ясным, придает гармонию всему облику.
Картина дает нам ясное представление о 23-летнем художнике. Сам склад лица чрезвычайно подходит к тому светлому представлению, которое остается при изучении его произведений. В глазах чувствуется вдумчивость, хотя и нет мощной энергии и бурных порывов, которыми отличались лица Микеланджело. Всё лицо освещено каким-то идеальным светом; в полной гармонии с ним пушистые длинные волосы, небольшая черная шапочка, и открытая превосходно смоделированная шея.
Вообще, как портрет, вероятно, это лучшее произведение Рафаэля.

Интересно, что автопортрет художника с более поздней фрески «АФИНСКАЯ ШКОЛА» практически повторяет данную работу. Сходство прослеживается в выражении лица, взгляде, повороте головы.

«Портрет женщины с единорогом» (1505-06г., Боргезе, Рим).
Интересна история этой картины. Современный вид этого произведения явился результатом его расчистки в 1935 году.
Представьте себе удивление реставраторов, которые в процессе обработки одной из картин Рафаэля (на ней была изображена святая Екатерина Александрийская со всеми традиционными атрибутами), внезапно обнаружили портрет светской особы, да ещё какой колоритный – молодой женщины, держащей в руках молодого единорога.
Единорог – это мифическое животное, которое было с телом либо быка, либо лошади, либо козла и одним длинным прямым рогом на лбу, и был символом чистоты и девственности.
Некоторые знатоки расходились во мнении об авторстве Рафаэля.
Но, как  остроумно заметил в XIX в. Питер Корнелиус, по поводу другой картины Рафаэля, что если эта картина не написана Рафаэлем, значит, существовал другой Рафаэль, ничем не отличавшийся от первого по таланту.

В 1507г. Рафаэль написал картину « ДАМА В ЗЕЛЕНОМ» ИЛИ «НЕМАЯ» (1507 Г., НАЦ. ГАЛЕРЕЯ, УРБИНО). Этот портрет принадлежит к самым совершенным произведениям флорентийского периода.
Работа напоминает скорее нидерландскую живопись, чем итальянскую, и видимо на портрете одна из придворных дам урбинского герцогства.
Трехчетвертное изображение возникает из простого темного фона. Тонко очерченный овал лица, сжатые губы, внимательный. Проникающий взгляд создают строгий, задумчивый женский образ. Хотя манера изображения дамы была традиционна для Рафаэля: поворот фигуры, сложенные руки, тщательно выписанные детали ( украшения, красивое темно-зеленое платье),
Эта картина – свидетельство подлинного мастерства живописца.
Второе название картины «НЕМАЯ», возникло из ощущения, возникающего при взгляде на женщину, что она, действительно, не заговорит, она лишь внимательно следит за нами, за художниками и будет достаточно лишь жестов, мимики, чтобы её поняли.
Подводя итог флорентийскому периоду жизни, а скорее творчества Рафаэля, следует отметить следующее:
если бы Рафаэль больше бы ничего далее не создавал, то его, пожалуй отнесли бы в наши дни к числу наиболее знаменитых и приятных мастеров умбрийско - флорентийской школы, удачно сочетавшего в своём творчестве черты религиозно–идеалистического направления умбрийских мастеров и влияния великих современников: Леонардо и Микеланджело. И едва ли его известность превысила бы эту ступень.