Чайка-Полифония спектакля. размышление

Тамара Воронина 2
    «Чайка» -полифония спектакля.
    Спектакль в особняке госпожи Тупиковой. Шла и думала, раз в особняке, значит свечи, интерьер, костюмы-все, вероятно ,в духе той эпохи. Пришла. Особняк-там теперь располагается  Дом Актера СТД. Собрался народ, провели экскурсию по зданию. Как  БЫЛО и  как теперь. Сегодня это административный дом с деловыми кабинетами, бухгалтерией и т.д. Это сохраненное сегодня здание, не особняк, и, тем более, уже не жилой. Ожидаю с любопытством, как же будет представлен Домашний спектакль. В дореволюционные  времена все слои нашего общества устраивали Театр дома. Я помню даже в детстве мы разыгрывали Театр ТЕНЕЙ-очень интересно. А наши куклы и звери тоже всегда были артистами. А как в этом особняке сыграют Чеховскую Чайку? И первое, что я увидела-современное оформление, все условно, но все понятно. Да, сегодняшние стулья, мебель, рояль. Особняк, но такой, какой он сегодня, другой, не тот который был раньше, но ОСОБНЯК.И мы в нем-зрители. Сцена и пол -зала  отведено под Театр. Начинается действие в верхней части здания, потом несколько сцен внизу, и, наконец, завершение вверху. Когда я услыхала, что режиссер имеет консерваторское образование, мне стало любопытно, как она это все решит. С самой первой сцены я услышала и увидела музыкантский вкус. Почему? да потому что я сама заканчивала консерваторию. Главное в спектакле полифония: каждый образ проживает свою жизнь, и получается, что все сразу погружаются в атмосферу чеховского времени, в атмосферу сложных психологических отношений, драматических коллизий, весь состав как-то сливается в одно целое, и мы видим, как человеческие страсти приводят к трагедии. Смотрите, говорит Чехов, что такое СТРАСТЬ, и как она ломает судьбы. Нет, нет, он не поучает, он для этого слишком большой художник, он так нам преподносит, что  мы глубоко осознаем это, и тоже становимся частью этой драмы, но это заслуга актерского ансамбля, который (каждый из них, по –своему), захватывает сидящего в зале. Мне хочется сказать, что это с большим уменьем и хорошим музыкантским вкусом сделано режиссером –Ирина Павлова ( лауреат Премии Губернатора).И этот тягостный, непрерывный и надоедливый  звук-ЗЗЗЗ, звук тоски, которую испытывают и все время слышат все герои драмы. Максимально использованы все актерские возможности каждого исполнителя (игра на гитаре, рояле, аккордеоне ). И, все-таки, музыка объединила всех, это еще больше, шире представляет автора. А Чехов-то как любил музыку, брат играет, а он пишет, пишет в кабинете, или лунную слушает при отражающейся в озере луне, а посвященный П.И. Чайковскому сборник рассказов. Музыкальность Чехова реально пронизывает всю ткань спектакля. И это очень точно опять же вплетает режиссер-музыкант. А иначе и быть не может. Вкус безупречный. И острое чувство времени.
А я сижу и думаю, какая же монументальная работа, три с лишним часа чеховской эпохи и вкуса. И это для 40-50  человек. Скажите мало, а в этом и ценность. За этот период можно увидеть эпоху, время, историю, понять, что такое ЧЕХОВ. Это школа для современной молодежи, воспитывавшейся на разных шоу-проектах, иностранных вкусах. А вот теперь настало время показать нашему современному зрителю, что такое русская литература, русская драма, что такое великий ЧЕХОВ.
Народная артистка России,
руководитель «Театра Слова»
Воронина Тамара Никитична
Екатеринбург.  Дом Актера.
12 июня 2016г.