Как я был десантником

Виктор Гранин
1. Красная полоса

      Хотелось бы быть скрупулёзно точным в деталях описания того не рядового дня для того лишь, чтобы читатель не смог предъявить претензии к достоверности этой истории; а уж через это обвинить автора в неуважении к дорогим нам символам, составляющим основания для гордости да олицетворяющим собой носителя неувядаемой славы.
     Детали эти реконструируются с таким трудом, что, порой, кажется что самого главного события и не было вовсе, а случившееся есть ничто иное как плод воспалённого воображения.Но, однако же, не буду мучиться в поисках безупречности, а расскажу историю максимально правдиво, насколько это возможно за давностью лет.

     Очевидно, что тогда был выходной день поздней пасхальной весны. Канун дня родительского. Стояла обычная сибирская весенняя сушь. Былые снега давно уже растаяли на пригорках и солнцепёках, прошлогодняя трава высохла, и была готова вспыхнуть от малейшей искры. На нашем деревенском кладбище это могло обратиться в море огня, пожирающего венки, прошлогодние цветы, да и сами надмогильные кресты над гробами давно умерших и забытых родными земляков. Надо успевать прибраться, чем и почтить память дорогих людей. Да сделать это накануне всеобщего помешательства в родительский день было предпочтительней в силу будничного благостного одиночества, избежав поминальных чарочек то здесь, то там, грозящих перерасти в вечеринку с ночлегом со встреченными одноклассниками или отдалившимися родственниками.
        Так что я вернулся в город сразу после полудня трезвым как стёклышко. В таком состоянии меня, видимо, дожидался, и вот дождался, наконец, старший мой сынок, со своими отроческими закидонами. На этот раз радость его выглядела неподдельной, заметно было, что всего его так и распирало от важной новости:
-Папа, к тебе приходили из военкомата, принесли повестку - я расписался - выкрикнул он мне подбегая навстречу.
          Восторг его, однако же, не спешил передаться мне. Эти военкоматовские повестки до монотонности однозначно сулят прелести партизанской жизни, которая, несомненно, предполагает приятное общение мужчин, освободившихся от гнёта семейной и производственной жизни, но, однако же у меня были другие планы на ближайшее время, и было не до праздного времяпрепровождения под прикрытием мобилизационных планов маловразумительной моей страны.

- К службе не рвись, да от службы не беги - таков был принцип моего сосуществования с государством. И сильно подозрительными представлялись мне россказни некоторых вояк о подвигах, славе и пользе, обретённых ими по приказу доблестного командования вооружённых сил.
- Ты, парень - взрывалось у меня трудно сдерживаемое раздражение к бравому воину- интернационалисту, с которым оказывался я, например, рядом в автобусе, везущем состарившихся матерей; матери эти как-то суетно рылись в гуманках выскребая мелочь за проезд, и мало обращали  внимания на достоинство бравого воина; это обстоятельство напрягало его, видимо ожидающего ежеминутного ему поклонения, за некогда совершённую им миссию.
- Ты, парень, поройся у себя в мозгу и отыщи там стоимость одного патрона к калашу, умножь на ёмкость штатных к нему магазинов, и прикинь темп стрельбы по ТТХ. Может быть, тогда пройдёт у тебя желание насмехаться над старухами, считающими каждую копейку.
        Сомневаюсь, что эта тирада моя была понята им, а, может быть, понята да не так, как я рассчитывал - но это уж его проблема. Впрочем, и моя тоже.
Теперь к подобным заботам добавилась и вот эта сегодняшняя повестка.
- Где она? Вручай же её, гордый мой юный пионер!
-Э! Да она же с красной полосой! " Явиться в течение двух часов на сборный пункт"  выведено там чёткими письменами, и указан адрес школы в своеобразном районе.


2. К пункту сбора.

     Наш город за века своего существования из столицы обширного края, простиравшегося и за пределы евразийского суперконтинента, прихватив часть континента североамериканского, скатился до состояния провинциального центра. 
 - Чего? - всё труднее представляется теперь простодушному жителю. Правители города становились всё более низкопоклонней, теряя признаки самостоятельности, когда  градостроительная мудрость - непозволительное обременение. Вроде бы городу и надо развиваться - а как? - когда туда нельзя, сюда нельзя. Обыватель и не подозревает о тех условиях, что ставят перед градоначальниками сферы высшие, стратегически озабоченные. Район, в котором находилась школа, располагался вроде бы как в центре - в шаговой доступности проходила оживлённая магистраль, ведущая к главным достопримечательностям наших мест - да представлял из себя захолустье, составленное из некоторых тайн и значений. Иногда носители этих тайн являли свою благосклонность и включали в смету строительства очередного оборонного объекта, например трамвайную линию, прямую как стрела, начинавшуюся от деревянных бараков и ведущую в никуда. Трудящиеся важных предприятий неохотно пользовались ею, предпочитая более широкий выбор транспорта на шумной магистрали; трамваи, хотя и редко, но всё-таки заходили на эту ветку отдельным маршрутом. Лично мне  сейчас предстояло впервые проехать по ней несколько остановок. Что это именно так - побуждали меня совершить строгие слова повестки, красная на ней полоса,  и неясные угрозы ответственности за неявку - вот заслуга моего сыночка, научившегося не столько вразумительно читать - сколько писать. Расписаться в документе - это круто! Некоторое умопомрачение нашло и на меня, когда я, едва заскочив домой, чтобы накоротке перемолвиться с озадаченными женой и матерью, прихватив документы, поспешить по указанному адресу. Четверть часа хватит мне, чтобы пешком прибыть на остановку трамвая неизведанного мною маршрута.

     Иду быстрым шагом  и думаю:
-Отечество в опасности! Спешу на выручку. Вперёд, за Родину, за Брежнева!
 Так должно быть подумали вы обо мне в тот момент. А вот и нет. Соображаю я - в каком же магазине сподручней мне сейчас прикупить поллитровку водки (исключительно на лечебно-профилактические надобности: ведь мало ли что случится в дороге - рану там обработать, или оттереть конечности от озноба).

    А вот и нужный трамвай останавливается. Бегу. А он раскрывает заднюю дверь, и возле неё сразу же начинает разыгрываться сцена высокого эмоционального накала. Там группа нарядных и изрядно подвыпивших парней и девушек пытаются втолкнуть в вагон крепкого парня. Он же не спешит это делать, и вроде как бы пытается обнять каждого и сказать что-то задушевное. Те же слушать его явно не хотят и всё подталкивают бугая ко входу. Вот он уже на ступеньке, оборачивается к провожающим, и со своего возвышения обращается с речью. Но те слушать его не намерены, а энергично машут руками:  - Давай, дескать, до свидания! Сквозь эту кутерьму протискиваюсь и я. Дверь захлопывается и вагончик трогается.

      В салоне, кроме нас с бугаём ещё трое пассажиров - нашего же возраста и пола. Трезвый, как дурак, из всех их один я. И ведь каждый же не расселся наособицу, а собрались все весьма компактно. К ним присоединяемся и мы. Бугай тут же начинает вопить о том, как его выдернули прямо со свадьбы.
      Да заткнись ты! - хором предлагаем ему вариант поведения в обществе; и меж нами начинаются расспросы про что, да как. Оказывается, все мы движемся в одну точку. Мало того - ещё каждый служил в войсках стратегической триады - бугай вон ракетный подводник. Это стечение обстоятельств заставило и его замолчать об оставленной без него свадьбе.
- А, парни, кто радио-то слушал? Не очередную ли интернациональную помощь задумали суки? Ну да после нас уж и помощь не потребуется никому !
А тут и нашу остановку объявил предупредительный вагоновожатый.
       Выходим.


3. Дорога в никуда.

      В школе появление нашей команды вызвало некоторую озабоченность. Там в фойе уже начали и столы с указателями растаскивать, стулья для персонала, так и не дождавшегося явных отказников. Оставался один стол для канцеляриста, завершавшего свою работу, да почти опустевший ящик с документами. Оставалось ему только подготовить отчёт о выполненной работе, да представление на лиц, проигнорировавших свои обязанности перед государством. Ан нет! Таки явились - не запылились. Мы представились канцеляристу. Откуда-то явился военный человек, забрал наши дела, а нам приказал следовать за ним во двор. Там обнаружился уаз-буханка. Человек сел впереди, а мы же разместились в салоне.
      Тронулись.
         Теперь уж нам не было нужды строить догадки и обсуждать открывающиеся перспективы. Всё решено и продумано за нас. Теперь мы винтики отлаженного механизма, задача которых делать то, что  будет сказано, не задумываясь о последствиях. Сказать было нечего, и большинство из нас уже начинали подрёмывать. Тем временем мы выехали за город и даже миновали станцию сбора воинских  мобилизационных контингентов. В Ключи значит везут. Значит - ерунда.
         Бугай, однако, дремать и не думает.  Он снова возбуждён мыслями о свадьбе.
-Да что за свадьба-то? - совершаем мы свою ошибку необязательного интереса.
- Да, понимаете, друг женится на невесте.
-Ну так что?
-Так невеста-то - моя! Увел дружбан прямо из стоила мою кобылку. Вот же ..!
-Ну и как- "горько" -то кричал!
- Много раз. Но до мордобоя дело не дошло. Принесли повестку, а эти ( очевидно те провожающие) и рады вытолкать меня. Ну, а эти ( очевидно брачующиеся) ещё попомнят меня!
- Ну да и пусть живут. Совет им да любовь. Да детишек побольше. А ты, глядишь, и погибнешь с  нами смертью храбрых. И всё у них сложится удачно.
   Бугай на  эту нашу неудачную шутку отреагировал неожиданно бурно. Он взревел и, распахнув боковую дверь, приготовился покинуть уаз на полной его скорости. Мы поймали беглеца за штаны, когда уж половина его буйного тела была за бортом. Втащили в салон, придавили, удерживаем.
-Не держите меня. Всё равно мне не жить. А этих .... я достану. Однако – держим.
Теперь уж он начал хитрить: как только мы ослабим своё удержание,  бугай снова распахивает дверь и снова нам - ловить его в полёте.
- Держите его! - командует военный человек, но машину не останавливает.
      А мы уже миновали КПП на Ключи.


4. Новое назначение

     Теперь уж и бугай оставляет свои угрозы суицида ли, расправы ли.
Как и мы - он удивлён: - Куда же нас везут?
Вот свернули с трассы направо в лес.
- На стрельбище ли чё ли?
      Нет. Мы продолжаем следовать лесной дорогой во глубину чащи. След колеи здесь подразбит до состояния свежей грязи. Заметно, что недавно по ней проехало большое число техники. Колёсной.
- Куда? и зачем?

      Наконец наша буханка останавливается.
-Выходим! Следуйте за мной! - подаёт голос военный человек.
-Ё моё! Среди деревьев  раскинут целый комплекс брезентовых сооружений.
      Читаем указатели:
"ВХОД", "ПУНКТ ПРИЁМА ЛИЧНЫХ ВЕЩЕЙ", "ПУНКТ МЕДОСМОТРА", "ПУНКТ САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКИ",  "ПУНКТ ВЫДАЧИ ОБМУНДИРОВАНИЯ"
      Всё становится яснее ясного. Загремели не на шутку.

     Однако же, почему мы без задержки минуем строгие эти указатели? и входим, наконец, в парусиновую дверь, за которой обнаруживают себя новые канцеляристы. Рассредоточиваемся среди них по следу папок военного человека и представляемся. Мой канцелярист мельком заглядывает в Дело и начинает что-то искать среди строк лежащего перед ним гроссбуха. Он смотрит сверху вниз, потом снизу вверх и, наконец:
- Начфином будешь? - задаёт мне совершенно ошеломительный вопрос.
- Начфином? Не был ни разу, да даже и не мечтал о должности такого рода, хотя на работе приходится сводить концы с концами каждый день с утра до вечера.
Не выраженная человеческим языком, моя реакция на предложение понята канцеляристом и он возобновляет свои искания.
- В третью роту! - теперь уж определённо высказывается крючкотвор и знаком показывает на дверь, очевидно "ВЫХОД".
        Выхожу.
        И оказываюсь на лесной поляне, заполненной разудалым скопищем людей из которых уже начало формироваться некое подобие развёрнутого строя  взводных и ротных коробок.
- Да тут с батальон будет! - прикидываю я, продолжая свои наблюдения. Заметно, что некоторая часть лесного народа продолжает игнорировать строй и группами сидят ли, лежат ли под берёзами, картинно изображая пикник на природе.
Нахожу третью роту.
- Становись рядом, замполитом будешь - говорит мне её командир, лейтенант в форме ВДВ.
- Замполитом чего?
- Десантно-штурмовой роты.
-Десантником? Да меня только грузовым парашютом и возможно десантировать!
- Прыгать не придётся - успокаивает мои нервы лейтенант.

       Тут на поляне обозначается интенсивная движуха, гуляки подберёзовые нехотя оставляют свои таборы и всё-таки занимают места в строю, который стал хоть кое-как похож на воинское образование.
       Перед строем появился коренастый подполковник, с признаками брезгливого отношения к собравшимся. Но внешне он изображал командирскую волю, настолько твёрдую, что позволительно было как бы и некоторое панибратство.
Не дожидаясь пока наше воинство окончательно утвердится в строю, подполковник обратился к нам с речью.
-Товарищи!  Нами сейчас сформирован батальон десантно-штурмовой бригады. Каждый  из вас теперь знает свою должность и место в строю.
Согласным воем "товарищи" отметили эту новость.
- В ваши  военные билеты будут вклеены соответствующие мобпредписания - продолжил подполковник – напоминаю, что к этому следует отнестись с предельной серьёзностью.
На этот раз строй не отреагировал  шумом одобрения, но и  никто не покинул строя к своим запасам под берёзами.
-А теперь, товарищи, сообщаю, что в Ключах на вас накрыты столы с ужином.
- По херу на этот ужин - отпускай домой, начальник
-Товарищи, выдан аттестат на довольствие, израсходованы продукты, нужно ведь списать расход. Ну, хоть чаю попейте, с ночи ведь в пути самые отдалённые из вас.
- Ладно, там видно будет!
- Тогда, по машинам!
        Оказывается, за деревьями выстроилась целая колонна автобусов с указателем на каждом лобовом стекле.
        Читаю: РАТСК, СОЛЬЕ, УДИНСК, МХОВО, ШЕТ, ЛИМСК - нет разве что из БО, да ЕРБО. Это значит чуть ли не с вечера парни в пути, пока я собирался, ехал, да на кладбище нашем порядок наводил. Что значит – Армия! Вчера ещё был я и то и сё, а теперь вот - десантно-штурмовой командир ротного уровня. А ведь мог бы быть и начальником финансовой части отдельного батальона ( не бригады же!), а там, глядишь, и карьера сложилась бы высокая и другие, радужные перспективы открылись.
Таким вот мечтателем с трепетом в мозгах сажусь я в автобус с табличкой РКУТСК и жду дальнейшего развития событий.
         
Наконец-то, колонна трогается и, переваливаясь из стороны в стороны, автобусы проезжают лесную часть дороги и, выбравшись на шоссе, резво набирают скорость в сторону Ключей.
-Что это? На дороге - пост ВАИ. Сворачивайте вправо, в ворота КПП! - предписывает регулировщик -постовой.
-Прямо! – слаженно в один голос командует наш коллектив; и водитель охотно выполняет этот приказ. Никакой погони за нами не последовало, и к началу сумерек мы уже были в городе, там и сям высаживая новоявленных десантников. В конце маршрута, у лисихинского кладбища нас  ещё остаётся  нормальная по числу компания.
-Стоп! - говорим мы и высаживаемся на откосе магистрали, на лужайке перед кладбищенским забором. На этом месте земляки из центра привыкли останавливаться после всяких там сборов со стрельбой или без.

     Мы быстро накрываем поляну, и душевно отмечаем новые для себя назначения. Дальше у нас идут весёлые байки, хохочем от души и даже пытаемся петь строевые песни. А Бугай вдруг, ни с того, ни с сего изрекает: - Да хер с ними - пускай живут; что мы баб себе не найдём?
- Найдём, найдём! - дружно соглашаемся мы, уже готовые тотчас же отправиться на поиски.
     Домой  возвращаюсь поздно, уже на бровях. "Как ни бьёмся - всё равно напьёмся" - балагурю я. А домашние и рады видеть своего папаню. А чего бы им ни радоваться - живой, невредимый, и явившийся так скоро. Так сказывается у местных  женщин  испуг перед имевшим место не столь уж давним нашумевшим развёртыванием по штату военного времени УДИНСКОЙ дивизии с последующим её маршем через границу на юг, в сторону вечно дружественного противника.
Вот это была история! Не то что моя про то как я за один день из обывателя побывал не рядовым десантником, там никак не пострадал, и даже в оконцовке по-мужицки напился пьяненьким. Что последнее для меня с некоторых пор стало событием, действительно, всё более редким. А без выпивки – что за коммуникации с соотечественником в нормализованных условиях?

04.08.2019 13:31