Утренний звонок

Владимир Сосновцев
Зазвонил телефон.
Виктор посмотрел на часы: 5-15 утра. Разбудили. Бодрым голосом дежурный по отделу полиции в трубку сказал: «Виктор Сергеевич, машина за Вами отправлена. У нас труп криминальный, на улице Геологов».
 - Иду, - сонным голосом ответил Виктор и стал одеваться.

Как гром среди ясного неба, да еще в Ясном Бору, - подумал Виктор.

Проснувшаяся вместе с ним жена сказала: -Я тебе сейчас чай приготовлю.
 - Нет, - ответил Виктор, машина уже выехала, я пойду.

Виктор служил следователем в таежном приполярном райцентре. Район был малочисленный и отдел был таким же – Виктор и его начальник Алексей Вихров, вот и весь штат.

Патрульная полицейская машина стояла у крыльца с не выключенным двигателем. Виктор открыл дверь водителя, спросил у него рацию. Нажав кнопки, тот передал ее Виктору.

 - Аристархов, - спросил он у дежурного, ты обеспечил охрану трупа, вызвал уголовный розыск, судмедэксперта?
 - Уже, - тем же бодрым голосом ответил дежурный. На месте сейчас Коломиец из ППС, Берсеньев выезжает. А медик судебный, Коровин, будет часа через четыре, он ведь межрайонный.

Виктор сел в машину и коротко бросил: «Едем в следственный отдел!»

Лето было в разгаре, к пяти часам утра уже светило солнце, но было довольно прохладно.

Несколько минут в дороге, и они подъехали к дому на окраине, где был следственный отдел. Виктор достал ключи, отключил сигнализацию, вошел в свой кабинет, взял следственный чемодан, бланки протоколов и вышел к машине.

Еще через несколько минут они подъехали к месту происшествия.

По деревянной мостовой взад и вперед бегал полицейский Коломиец, одной рукой придерживая дубинку, второй взмахивая ею вперед-назад.
 - Показывай труп, - повелительно приказал Виктор, выходя из машины.
 - Так вот, труп пропал, - выдохнул Коломиец. Он лежал вот тут. Он указал на пространство между забором палисадника и деревянным тротуаром. Но его украли!

Из машины вышли водитель и сидевший в машине сослуживец Коломийца по взводу ППС Пестов, они окружили Коломийца.

 - Коломиец, - раздраженно крикнул Виктор, ты сам труп видел, как он мог пропасть на твоих глазах?
 - Товарищ следователь, - подавленно сказал Коломиец, труп гражданина в ватнике и сапогах лежал на боку и не дышал. Лицо уже посинело, на щеке была кровь. Пока я осматривал его, за домом кто-то выстрелил, и я побежал туда задержать стрелявшего. Сразу никого не увидел и вернулся сюда, а трупа уже не было…

*****

 - Так, - подумал Виктор, убийств в районе много лет как не было, а тут сразу два преступления. Вот тебе убийство, вот воспрепятствование следствию, а возможно, укрывательство особо тяжкого преступления.

 - Что это может быть, - проносилось в его голове.

Криминальные разборки? Местных рэкетиров, отбиравших у заготовителей ягоды, грибы да кедровый орех, отправили за решетку, и они еще не вернулись из мест не столь отдаленных. Нет, не то.
Заезжие бандиты? Нет, здесь все люди на виду, постороннего сразу заметят. Значит, нет, не то.
Тайная секта. Но это уже бред какой-то.
Бытовуха? Побои, даже увечья бывали, но не убийство, нет, не похоже.

Кто стрелял? Отвлекающие действия? Рискованно для стрелявшего, он сразу попадет под подозрение. Значит, действовали группой, в сговоре. Что-то здесь не так.

Его размышления прервал громкий голос Берсеньева, начальника местного уголовного розыска. Вид у него был явно совсем не выспавшегося человека, до утра занятого работой. И если не работой, то все равно чем-то занятого.

 - Что стоим, где труп, - говорил он, выходя из машины и сразу окидывая взглядом всех собравшихся.
 - Труп исчез, следы преступления скрыты, - в тон ему ответил Виктор. Давай ка, Берсеньев, поднимай своих орлов. Надо обойти все ближайшие улицы и опросить возможных свидетелей происшествий. Надо сделать это сейчас, потом мы можем ничего не найти!

Да, - добавил Виктор, найди-ка мне сейчас двух понятых, протокол надо составить.
Достав фонарик, лупу, диктофон, Виктор стал осматривать место и диктовать протокол. На штакетине забора, в том месте на которое указал Коломиец, он заметил пятно бурового цвета.

 - Может, это кровь погибшего, - подумал он и осторожно ножом снял слой дерева, прикрепил к липкой ленте вместе с номерком.
Потрогал чахлую траву, нет ли там предметов, которые будут уликами. Может окурки, спички, волосы. «Вот бы паспорт обронили», - про себя улыбнулся Виктор. Но в траве ничего не было.

Повернувшись к тротуару, он отчетливо увидел след сапога на влажной земле. Нужен гипс, паста «К» не подойдёт, решил он.
Виктор вернулся к машине, взял воду у водителя, развел гипс в мисочке, что всегда у него были в чемодане. Положил в отпечаток сапога прутики, залил гипсом. Пока тот застывал, подошли две бабули, которых Берсеньев уговорил быть понятыми.

Виктор осторожно спросил их, не знают ли они, что произошло здесь ночью или ранним утром. Обе сказали, что об этом им ничего не известно.

 - Ладно, - сказал Виктор водителю и бабулям, поехали в отдел. А ты, Пестов, останься с Коломийцем пока здесь.

*****

Дежурный Аристархов успел позвонить начальнику отдела Вихрову, и тот уже ожидал Виктора в отделе.
 - Давай, докладывай, что удалось выяснить, - без обиняков, едва Виктор вошел, сказал Вихров.

 - Ох, Алексей Павлович, да почти ничего. Дежурный электромонтер возвращался с вызова и увидел лежащего человека, дошел до отдела полиции и сказал об этом дежурному. Аристархов направил туда Коломийца из ППС и тот сообщил о трупе.

По словам Коломийца, рядом кто-то стрелял, и он побежал туда для задержания стрелявшего. Стрелка не нашел, а когда вернулся, то трупа на месте не было. Похитили труп, вероятно в группе, одному так быстро не унести. Сговор налицо.
Вопросы: кто убил, какие мотивы, а главное – зачем прятать труп, пока без ответа. Вся надежда у нас пока на розыск. Хотя я нашел следы крови и сапога. Это должно нам что-то дать для раскрытия.

 - Виктор Сергеевич, - нервно постукивая пальцами по столу сказал Вихров, оформляй протокол осмотра. Надо возбуждать дело и найденные тобой следы направлять на экспертизу. Будем ловить негодяя, или негодяев. Подумать только, это в нашем поселке такой криминал завелся! Я сейчас иду в райотдел полиции, туда уже и прокурор, и начальник райотдела полиции приехали. Закончишь оформление, сообщи мне.

 - Ладно, сообщу - ответил Виктор, он позвал понятых и сел за стол писать протокол.

*****

В кабинете начальника районной полиции, несмотря на утро, собралось много народу. Собрали начальников всех служб отдела. Тема импровизированного совещания была одна – нераскрытые убийство и похищение трупа. 

Берсеньев доложил присутствующим, что его орлы сыска сейчас в районе улиц Геологов и Речной проводят сплошной обход всех домов, кроме того, устанавливают всех приезжих, а также работают с агентурой. Раскрытие – лишь вопрос времени.
 - Сколько же времени вам надо, - угрюмо спросил прокурор Берсеньева.
 - Должны за двое суток управиться, а то и раньше, - оптимистично ответил начальник угро.

 - Перевожу отдел в режим усиленного несения службы, - заявил начальник отдела полиции Ремизов. Приказ готов. ДПС и ППС должны проверять всех выезжающих и въезжающих в поселок лиц, вплоть до личного досмотра, у нас серьезное ЧП, так пусть всем объясняют!

 - Вихров, - обратился к нему прокурор. Проводите доследственную проверку до момента обнаружения трупа. Как в народе говорят: «Нету тела, нету дела». Ну а я пойду докладывать областному начальству про наши дела скорбные.

Все стали расходиться.

*****

Около пяти вечера в кабинет Виктора шумно ввалился Коровин, межрайонный судебный медэксперт.
 - Привет, Виктор Сергеевич, с порога зашумел медик. Пока я добирался в ваш Ясный Бор из Заречного, как мне сказали, что уже и трупа нет. Это как же, изволите, понимать?
 - Найдем, обязательно найдем, - весело отозвался Виктор. У нас заночуете, а там и работа для Вас будет.
 - Спасибо, у меня и в Заречном ее хватает, не то что в вашем тихом Бору, - в тон ему ответил Коровин. Отмечай мне командировку, я пойду в ваш гостиницу, устал с дороги.

Не успела за ним закрыться дверь, как у Виктора зазвонил телефон.
 - Алло, Виктор Сергеевич, - басил в рубку Берсеньев, давай на всех парах, дуй ко мне. Мы готовим опознание нашего жмурика. Он нам сам все расскажет. А уж из Коломийца я все потроха вытащу наружу!
 - Постой, Берсеньев, опрашивать Коломийца я буду сам – повелительно ответил Виктор. Вы что, нашли труп?
 - Да, нашли, - снова загудел Берсеньев. Беги ко мне в кабинет! Проверка на тебя отписана!

Схватив бланки протоколов, Виктор побежал догонять Коровина.
Вместе они прошли мимо улыбающегося дежурного Аристархова и поднялись в кабинет Берсеньева. Там было много людей и лишь один Коломиец не улыбался.

Посредине кабинета на стуле, спиной к двери, восседал грузный мужик. Виктор обошел его и стал рассматривать.
Вид у него был откровенно помятый. Волосы мужика были всклокочены, ватная телогрейка расстегнута, мятые брюки заправлены в грязные сапоги. Левая щека была расцарапана, на подбородке красовался синяк.
Коровин поправил бы и сказал: ссадина и гематома. Но он молчал.

 - Злодея поймали, - подумал Виктор. Ну, слава богу.

 - Вот знакомьтесь, - Берсеньев рукой показал на мужика.
Приходько Иван Никандрович, собственной персоной! Машинист трелевочного трактора ДТД-55. Передовик капиталистического труда. Не судим, разведен и один из лучших поклонников Бахуса! Каков огурец! Но Коломиец перевел его в жмурики досрочно.

 - Погоди, ты, - опешил Виктор. Ну ка, все мне по порядку скажи.

 - Проще пареной репы, - весело сказал Берсеньев. Мои орлы сыска за половину суток раскрыли два тяжких преступления.

Приходько Иван Никандрович до ночи гужевал с леспромхозовской братией, а потом, в сильном подпитии, решил навестить свою подругу. Но сил не рассчитал, как мы выяснили, упал у дома, где живут Беленко, на улице Геологов. Не дошел до своей крали.

Под утро его лежащего у забора случайно увидел дежурный электрик, но подойти к нему испугался. Наш герой – Коломиец, не испугался и определил, что мужик не в подпитии, но концы отдал. Или его грохнули. Что, разве не так? 

Коломиец нервно подергивал плечами и непроизвольно взмахнул рукой, ничего не сказав.

 - Ну а кто ж стрелял, - не унимался Берсеньев.
 - Так оно ж так вышло. Это уж щас открылось. У Торопова Петра в сарае баллон лопнул, когда он накачивал его для рыбалки. Сарай его аккурат за домом Беленко. В сарай-то я не забегал, по дворам же бегал.
 - Но как ты определил, что Приходько то помер, - продолжал допытываться Берсеньев.
 - Так ведь синий он был, не дышал, кровь на лице, вот я и подумал, криминальный то труп, - виновато ответил Коломиец.

 - Приходько, - давясь от смеха спросил его Берсеньев. Скажи, как же ты смог убежать от постового полицейского. Это все равно что из-под стражи сбежать, а?
 - Дык, холодно под утро стало, я и решил, надо к бабе Клаве пойти, там у нее завсегда похмелиться можно, - простодушно ответил живой труп.

 - Разрешения надо у постового спрашивать, прежде чем сбегать, - сквозь смех наставительным тоном сказал Берсеньев.
 - Дык я не сбегал, ведь похмелиться пошел, однако, - возразил ему Приходько.
 - Это что же получается, - продолжал Берсеньев, у тебя, значит, уважительная причина побега была.

Орлы сыска, сидевшие в кабинете начальника, только сейчас громко засмеялись.
 - Зарегистрировали происшествия, проверку завели, в область доложили, что теперь будет, - горестно вздохнул Виктор.

И тут вмешался Коровин.
 - Эх, братцы, так вы на всю область решили прогреметь со своим живым трупом, - задорно сказал он. Теперь прополощут вас на областных совещаниях, да и припоминать еще долго будут.

 - Уж лучше пере-бдеть, чем недо-бдеть, - раздельно, снова наставительным тоном сказал Берсеньев.

 - А найдется какой-то бумагомарака, щелкопёр несчастный, который ославит вас и за пределами области, - поддел его Коровин.

 - Журналисты, что ли, -спросил у него Виктор. Нет, такого материала они никогда не получат. Да и о чем им писать, дела-то никакого не было. Не было!