8. Читаем Евангелие. Продолжение

Сергей Михальчук
Рождество Иоанна Предтечи.

Библейская Антропология.

***

Каковым же образом: как и когда, рождается вера в человеческой душе?
Евангелие показывает нам, что вера рождается в результате долгой, многотрудной и многозаботливой, искренней, не смотря на все постоянные текущие неудачи, религиозной жизни человека. - Евангельским образом рождения веры является само повествование о всей жизни Захарии и Елисаветы, предшествующей рождению их сына - Иоанна. Какое множество событий уже пережили мы с вами, читая Евангелие праздника. И все они показывают нам самые разнообразные оттенки и качества этого процесса: - зарождение веры в посреди религиозной жизни человека!..
И, наконец, после всех этих многочисленных душевных, моральных, нравственных и духовных коллизий, мы узнаём, что в душе зародилось что-то новое, чего не было раньше. То, появлению которого не было никаких естественных причин, кроме надежд на «чудо» любви. Читаем далее праздничное Евангелие Лк. 1:24-25 [Зач. 3]:
1:24 По прошествии всех сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев, говоря себе:
1:25 Что же такое ныне сотворил Господь, во дни сии, в которые призрел на меня, захотев отнять поношение моё среди людей.
Чего значат эти евангельские слова: - «Елисавета зачала» и что происходит с человеком, в душе которого появляется вера?
Это далеко не праздный вопрос, ибо как непраздной женщине необходимо «таиться», то есть беречься, для того, чтобы не потерять будущего ребёнка, так и человеку, почувствовавшему в себе появление новой «духовной» человечности, необходимо строго следить за собой, чтобы не потерять то «новое», которое он стал ощущать в себе.
Этому «новому» особенно вредит превозношения пред другими людьми, которые так привычны нашей «ветхости» - тщеславной и страстной горделивости: - «Вот, я стал выше вас, ибо появилось во мне то, чего нет у вас!» - Ведь вера - продукт «смирения» добровольного самоуничижения себя перед другими людьми, пусть даже и не всегда рационально оправданного. Но сам смысл «смирения» нерационален! - Он направлен на воспитание в себе новой привычки, совсем не свойственной эгоизму: - «Думать и заботиться о другом человеке более, чем о себе»! И такому человеку надо вести себя осторожно и тихо - «таиться», до тех пор, пока это не начнёт у него получаться.
Именно этого боялась Елисавета, своего превозношения над другими и того, что ей будет говорить: - «тебе ли, бесчадной и, значит, греховной, заявлять, что ты имеешь что-то лучше нашего»! Поэтому она «таилась» пять месяцев, охраняя и скрывая свою позднюю «духовную» беременностью, боясь, и подобных насмешек, и того, что сама повредит себе, как-либо поступив по своим прежним «греховным» привычкам.
И продолжалось всё это до тех пор, пока её не посетила Дева Мария, приходившаяся ей дальней родственницей.

Как сильно различаются между собой встречи людей «ветхих», обходящихся в своей жизни без участия в ней Ангелов Господних, и тех людей, которые испытали подобное ангельское явление. С одной стороны - встреча двух «эго», не несущих друг другу никакой радости, и тех, которые встречаются, для того чтобы разделить радость друг со другом. Их встреча - не случайна! - Она результат ангельского участия. Ангел известил Деву Марию о непраздности Елисаветы, и Елисавета, верою исполненная Святого Духа, приветствовала Деву Марию как Богородицу.
И свершилось истинное общении душь в присутствии Бога, свидетеля их любви друг к другу, а не к самим себе. Каждая радовалась о другой, а не о себе, не стремилась хитрить словом, и поэтому слышала от другой истину. - Мария приветствовала Елисавету, разделяя с ней ангельское благовестие и подтверждая пред ней то, что и сама слышала от Архангела Господня. И Елисавета, Духом благовестила Марии то же, что и Архангел Гавриил.
Это всеохватное и беспрепятственное исполнение Духа, попирая все препятствия повреждённого эгоизмом человеческого естества, охватывает не только общающиеся души, но и их непраздные «духовно» тела. Символическим свидетельством этой всеохватности Духа стало то, что вместе с Елисаветой, находясь в её чреве, Деву Марию и воплотившегося в её чреве Сына Божия, приветствовал и Иоанн: - «играньем, словно песнями».