Раздел 3. Наука и познание, и философия!

Записки Охотоведа
Природа – изначальна! Появление и неуклонное расселение человека, его воздействие на природную среду посредством все более мощных и усложняющихся инструментов привело к формированию уникального образования - социосферы, со всеми ее атрибутами (системами расселения, хозяйства, культуры и т.д.).

Сложное многообразие природной материи, осваиваемой человеком, детализируется социальной философией, акцентирующей свое познавательное усилие на природной материи вещи, а на тех связях и формах человеческой деятельности, что в них воплощены.

Установление закономерностей взаимоотношений человека и ландшафта и проявлений антропогенной эволюции ландшафтов основывается на «сквозном» ландшафтно-историческом исследовании территории с сопряженным изучением ландшафта и времени, ландшафта и хозяйственной деятельности.

Философы натуралистической ориентации исходят из культа природы, космоса. Природоцентризм и связанный с ним принцип натурализма оценивает человека как песчинку Вселенной, но вместе с тем пытается воздать должно своеобразию мыслящей материи. Но только человек воспринимается в основном как живое вещество, наделенное рядом отличительных естественных способностей.

Природное, как и антропогенное (культурное) пространство, не просто лимитизируется посредством начертания линейных границ, в первой все «полезное» идет в дело, во втором, - основную роль играет деятельность.

Природные ограничения первой модели хорошо описываются биологией, при использование ценотического, популяционного и экосистемного подходов, человек не выделяется среди всей биоты, остается в модели присваивающей экономики палеолитических культур плейстоценовой эпохи.

Первое понятие – «природу» нельзя классифицировать определением «естественная», поскольку невозможно конкретизировать естественное без искусственного, отделить затронутое человеком от незатронутого, принадлежащего природа, уместным шагом скорее следует считать - введение нового понятия. И такое понятие есть!

«Дикая природа» – это неведомое, но предполагаемое человеком, и за время многих тысячелетий освоения природы планетом ныне невозможно обозначить, локализовать, показать то место, где «не ступала нога человека». Область исследований, включающая объект исследований как выделенную для изучения область объективной реальности, так и научных представлений, конкретизируется обоснованием предмета и задач исследований, познавательные средства (методологию) для формирования научных конструкций и идеальных моделей, алгоритм и этапы исследовательской работы.

Космология - наука, изучающая Вселенную как единое целое, имеющее понятную структуру и предназначение. С этих позиций следует поддержать логику Х. Ленка, который признает утопическими возможность добиться от человечества всеобщей ответственности, но считает возможным преодолевать ограничения человеческих иллюзий о полноте предвидения и способности понимать.

На смену созерцательной установке жизни пришла деятельностная установка, в которой ценности сохранения и истины вытесняются ценностями изменения и эффективности.

Ныне цивилизационное развитие со всей остротой ставит "глобализационный вопрос", в котором транслируется новые и интерпретируются заново интенции сопоставления части и целого, в этом бесконечном процессе, человек меняя свою среду, в т.ч. и социальную, изменяет и трансформирует и себя, удерживает нас от полного разрушения лишь то, что сохраняется еще на планете дикая природа. Считается, что лишь с помощью культуры человек оказывается способным сохранять природу. Так ли это?

В соответствии с представлением о культуре как двуединой географической реальности, в регионализме как феномене культуры можно выделить как минимум два пласта. Первый пласт являет собой комбинацию культурных характеристик (ментифактов, социофактов и артефактов), которые придают той или иной территории, тому или иному культурному ландшафту черты своеобразия, неповторимости, а то и уникальности, по сравнению с другими территориями.

Второй пласт — рефлексивный, относящийся исключительно к сфере общественного сознания и выражающийся в перцепции пространства, в представлениях людей о своеобразии и самобытности тех или иных местностей и территорий, а в первую очередь — о своей собственной идентичности . Следовательно, мы должны обращаться к духовному наследства человечества, где накоплен, без преувеличения, миллионолетний опыт взаимодействия с природой. И данный посыл подтверждается философами.

Макс Шеллер  полагал, что человек - это та реальность, исходя из которой легче всего постичь характер бытия.  Кто сумеет все рассказать о себе, опишет всю Вселенную, считал Р. Декарт. Всякий человек, говорил Ницше, ценен постольку, поскольку он есть путь к сверхчеловеку, т.е. идеалу человечности, к художнику, философу и святому. Но у человека, живущего насыщенной внутренней жизнью, восприятие настоящего – всего лишь повод к воспоминанию.

Современная философия успешно раскрывает причинность появления, раскрывает вызовы «информационного обилия» и определяет специфику дискурсивного многообразия в существовании постнеклассической науки. Льюис в работе «Контрафактические высказывания» (1973) писал, что дело философии не подрывать либо подтверждать мнения, c готовым запасом которых человек в неё приходит, а попытаться отыскать способы для более подробного их изложения в виде упорядоченной системы взглядов.

Пространственные средства коммуникации и выражения смыслов в практической жизни представляют собой семиотические средства организации предметных действий в пространстве. Если обратимся к космологии, то там есть рассуждения о некоем «галактическом коде» сознания, о сознании как о «космическом шифре», и безусловно во всем этом показываются разные отражения проекции того необъятного что существует в этом мире. Это память, которая виртуально живет во мне и никогда непосредственно не осознается.

К. Ясперс выделил пять свойств или особенностей человека как метафизического существа. Это: 1) неудовлетворенность несоответствием того, чем он является сегодня; 2) стремление к безусловному, поскольку жизнь постоянно обусловлена внутренними и внешними причинами; 3) стремление к единому, не разделенному на физическое и духовное, бытие; 4) непостижимость воспоминания из вне, а только «из себя», 5) сознании бессмертия как своей укрытости в вечности.
 
По Юнгу, - все перечисленное будет не врожденными представлениями, а врожденными возможностями представления, ставящие известные границы самой смелой фантазии. Это как бы категории деятельности воображения, априорные идеи, существование которых не может быть установлено иначе как через опыт их восприятия. Именно поэтому в рациональном дискурсе современности, регулятивом научной деятельности становится не получение знания, претендующего на истинность, а достижение эффекта, который может быть воплощен в пользующуюся спросом технологию.