Конская магия пиеганов. черноногие индейцы

Григорий Коротков
                ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЯ
                КУЛЬТА ЛОШАДИНОЙ МАГИИ У ПИЕГАНОВ

    Создателем культа лошадиной магии среди пиеганов, Уоллес Ночное Ружьё и большинство пожилых информаторов называли ВОЛЧЬЕГО ТЕЛЁНКА (Wolf Calf) - деда Уоллеса по материнской линии. Волчий Телёнок, также известный как Делающий Пеммикан, умер незадолго до 1900 года. Он являлся другом и информатором Джорджа Бёрд Гриннеля, доверявшего утверждениям Волчьего Телёнка, что воины отряда пиеганов, встретились и воевали с капитаном Меривезером Льюисом, небольшая группа которого оказалась в 1806 году на их территории вблизи современной резервации черноногих. Гриннель в 1895 определяет возраст Волчьего Телёнка в 102 года (Wheeler 1904, т. 2, pp.311-312;. Grinnells фотография Волчьего Телёнка, с.313).
    Уоллес Ночное Ружьё рассказал, что Волчий Теленок был ещё молодым человеком, когда стал грезить лошадиной магией. Ночное Ружьё вспоминал пояснение Волчьего Телёнка о происхождении лошадиной магии следующим образом:
     В молодости Волчий Телёнок, из племени пиеганов, был признан лошадьми и без всяких опасений общался с этими животными. Тем не менее, сначала пиеганам ни разу не удавалось поймать кого-нибудь из диких лошадей с длинными гривами и лохматыми хвостами, которых они встречали в своей стране. Всякий раз, когда они приближались к диким лошадям те убегали. Однажды, когда группа Волчьего Телёнка перекочёвывала на новое место, соплеменники увидели неподалёку несколько диких лошадей. Группа мужчин (в том числе Волчий Теленок) поехали за ними верхом и преследовали на протяжении многих километров. Они догнали одного из диких скакунов и набросили на него аркан. Затем надели военную уздечку и привели обратно в свой лагерь. Когда его привязали, все люди собрались вокруг. Конь успокоился. Он остановился и огляделся. Соплеменники, захватившие животное, согласились отдать его Волчьему Телёнку, чтобы тот держал скакуна со своим табуном. Волчий Теленок связал коня за шею вместе с одной из своих кобыл. За 3 дня дикий конь стал примерно себя вести и оставался рядом с кобылой. На четвертый день Волчий Теленок решил позволить ему пастись вместе со своим табуном. В ту же ночь дикий конь исчез и больше не вернулся.

    Вскоре у Волчьего Теленка случились проблемы с жеребцом из своего табуном по имени Пропадающий-В-Разных-Кустах. Он имел привычку покидать табун, смешиваться с лошадьми других владельцев и кусать их. Однажды к Волчьему Телёнку пришёл человек и сказал: «Поймай своего жеребца, откажись от него и обрежь, чтобы он не беспокоил наши стада». Волчий Теленок попросил своего мальчика-пастуха поймать коня. «Мы должны приучить его к узде и сломать, отказаться как от самца и кастрировать».  Мальчик пошел за конём, но тот убежал от него и снова беспокоил чужие табуны. Тогда этот человек (сосед) сказал своим мальчикам - «Я исправлю его». Он поймал арканом жеребца, свалил на землю и привязал на шею и к чёлке гремящие костяшки. После того как жеребца подвязали, он со всей скоростью убежал дергаясь и подпрыгивая. «Ну вот» - сказал мужчина - «он больше никогда не придёт». Но через некоторое время увидел, что конь возвращается. Костяшки с его чуба и шеи исчезли. Снова и снова этот человек старался прикрепить надоедливо гремящие кости на жеребца, но без успеха. Наконец, в отчаянии, мужчина бросил коня наземь, обкорнал гриву, коротко обрезал хвост и накрепко привязал отрезанную часть сыромятной кожей к его короткому хвосту. Опять он выпустил жеребца, говоря: «Теперь он никогда не вернется». Но на следующее утро мужчина увидел, что жеребец Волчьего Телёнка снова в его табуне. А хвост и грива отросли. Голова у него была раскрашена красной и белой глиной. Мужчина сказал своим мальчикам: «Оставьте этого коня в покое. Мы ничего не сможем с ним сделать».

    Все это время Волчий Телёнок не знал о том, как его жеребец донимает соседа. Однажды ночью этот конь – Пропадающий-В-Разных-Кустах, явился к нему во сне и сказал: «Отец, скажи этому человеку, чтобы оставил меня в покое. Не позволяй ему больше меня обижать. Помоги мне, и я дам тебе великую силу, которую можно использовать всю жизнь». Тогда Волчий Телёнок сказал своему соседу: «Не вреди больше этому коню. Я поймаю его и сломлю». Волчий Телёнок усмирил жеребца и всегда заботился о нём, хорошо к нему относился, ублажал и уделял особое внимание.

    Примерно через год жеребец снова появился во сне Волчьего Телёнка. «Отец»- сказал он - «Я благодарен за твою доброту ко мне и хочу отблагодарить. Ты всегда будешь иметь много лошадей. Где бы ты ни был, я буду с тобой, чтобы помогать. Сейчас я дам тебе священный танец лошадей. Мы танцуем его. Это будет твоим секретом. Пусть ваши люди сохраняют его из поколения в поколение».
    Каждый раз, когда Волчий Телёнок ловил своего жеребца, он всегда наводил на нём раскраску. Конь состарился, но продолжал сниться Волчьему Телёнку. Он стал настолько старым, что когда его кормили, трава выпадала изо рта. Наконец он умер. Тогда Волчий Телёнок отрезал несколько локонов с гривы мертвого коня и мягкую лошадиную бабку с одной ноги, и хранил их в память о любимом коне в связке-узле в своем жилище.

    Волчий Телёнок постоянно грустил и продолжал вспоминать о коне. Несколько месяцев спустя он увидел сон, в котором дикий конь которого он нескольких лет назад держал в своем стаде в течение 4 дней, явился к нему. Дикий конь сказал: «Я знаю, что ты скучаешь по любимому коню. Я хочу, чтобы ты знал, что я тоже ценю то, что ты сделал для меня. Ты не убил меня, а отпустил. Отец, я Сидящий На Холме. Я дам тебе свою силу. Я открою тебе все корни, растущие в земле, которые мы лошади любим есть. Они будут твоей магией».

    Позже в другом сне Волчий Телёнок увидел людей, танцующих конскую пляску. Они спорили. Один спрашивал: «Что же нам делать?» Другой сказал: «Мы должны дать ему тайную силу, чтобы лечить людей?» Первый ответил: «Нет, нам нужно давать ему тайную силу, чтобы привлекать лошадей». Наконец они согласились - «Объединим эти силы вместе. Позволим ему владеть обеими».
    После этого Волчий Телёнок в первый раз рассказал друзьям о своём видении: «Я мечтал об этой силе долгое время. Через моих лошадей эти люди и дали мне тайную власть. Я собираюсь исполнить танец так же, как его видел. Я буду называть его танец лошади». Люди собрались, чтобы посмотреть, как Волчий Телёнок танцует конскую пляску.
   
    Спустя некоторое время Волчий Телёнок наблюдал пасущихся на берегу реки лошадей. Подойдя, он увидел, как они перебирают своими передними ногами, выкапывая корни. Он нашел частично раскопанный корень и поднял его. Тот был примерно 6 дюймов длиной. Когда он взял его и пошёл домой, лошади последовали за ним. В ту ночь в очередном сне ему сказали: «Корень, который ты нашёл, будет хорош для многих случаев. Если лошадь больна, нужно взять часть этого корня, измельчить в порошок и смешать его с шалфеем. Затем дать это больной лошади. Положи его в воду, поставь наземь перед лошадью и дай ей выпить. Если лошадь будет в состоянии его проглотить, то ты её сохранишь». Тогда Волчий Телёнок устроил другой танец и собрал вокруг людей. Он рассказал им о своей новой силе. Они согласились с тем, что «Это очень мощный танец».

    Волчий Телёнок перепробовал все лекарства, показанные ему в видениях. Некоторые из них были от людских болезней. Если человек не мог есть, то определенный корень восстанавливал его аппетит. Если кто-то чувствовал лень и апатию,  лекарственный порошок заставлял его снова стать энергичным. Также имелись волшебные средства, превращавшие прекрасный день в сильную бурю или в сухой день вызвать проливной дождь.
    Тогда Волчий Телёнок сказал людям: «Если кто-то из вас заболеет,  мы проведём тайный танец лошади. Благодаря этому, больной будет спасён. Если наш военный отряд окружит противник, а кто-то из этого отряда даст обет, что устроит мне пир, пригласив на танцы, то этот человек уйдёт целым и невредимым».
---
    Ночное Ружьё  рассказал, что часть магической силы Волчий Телёнок передал своему зятю Дитя Рыбы(Малёк). Впоследствии, Дитя Рыбы тоже стал обладателем видений лошадиной магии. Он и Волчий Телёнок решили объединить свои знания. Ленивый Мальчик утверждал, что основным вкладом Дитя Рыбы, было его открытие средства для стимуляции сил у измученных лошадей. Ленивый Мальчик приписывает Волчьему Телёнку создание и применение конской магии для воздействия на скаковых лошадей. Дитя Рыбы передал лошадиную магию Мальчику (род. ок. 1848), гро-вантру, воспитанному вождём пиеганов. Мальчику пригрезился кнут и лассо. Эти священные предметы были добавлены к основной связке и до сих пор используются в церемонии конской пляски.

    Ночное Ружьё не упомянул других пиеганов, которые сделали существенный вклад в разработку священной атрибутики, ритуалов, или медицинской практики пиеганских лошадиных знахарей. Он был знаком с историей передачи этого знания среди пиеганов. Дитя Рыбы передал некоторые из своих способностей Скупому(Stingy), слепому мужчине - известному заводчику лошадей, который в свою очередь передал, по крайней мере, часть своей атрибутики - «двойной кнут»,  Орлёнку(Eagle Child), который погиб под Старр Скул в 1941 году. Дитя Рыбы также поделился некоторыми своими знаниями с вождём общины Белой Травой. На смертном одре Дитя Рыбы передал «силу», своему сыну - Черному Койоту (род. ок. 1831). Голова Ласки (который умер в 1941 году) получил некоторые знания о лошадиной магии от Мальчика.

    Прослеживая эту передачу от Волчьего Теленка с момента его обмена магическими знаниями с Дитя Рыбы, Ночное Ружьё рассказал, по крайней мере, об одном случае, когда Волчий Телёнок помог Белому Колчану, самому успешному из всех конокрадов племени пиеганов. Он дал ему одно из перьев своей связки и объяснил, как оно может быть использовано, чтобы вызвать штормовую погоду, когда Белый Колчан подойдёт к вражескому лагерю чтобы захватить лошадей. Волчий Теленок также дал кое-какие амулеты и перо, Железному Щиту. Маленькое Перо тоже получил от Волчьего Телёнка некий амулет, а незадолго до смерти отдал его своему брату, Желтой Почке (еще жив 1950-е). Подарок также включал две песни конской магии.

    Ночное Ружьё сказал, что дед, Волчий Теленок, тщательно учил его песням и ритуалу конской пляски, а также использованию различной лошадиной магии. Волчий Теленок готовил Ночное Ружье к должности своего преемника на посту лидера куль-та. Однако, когда Волчий Теленок умер, его сын Белая Антилопа (родился около 1860) претендовал на священную связку лошадиной магии. Произошёл спор и Майк Коротышка (Mike Short Man) с Белой Антилопой разделили связку. Затем Белая Антилопа потерял интерес к лошадиной магии, но известный Филипп Наконечник Стрелы ей заинтересовался. После смерти Белой Антилопы оставшаяся связка досталась Уоллесу Ночному Ружью, при условии, что Филипп Наконечник Стрелы (еще живущий) сможет пользоваться некоторыми из её принадлежностей и амулетов. Так и было сделано. Когда Майк Коротышка был близок к смерти, он предложил свою лошадиную магию Ночному Ружью, но тот попросил передать её Герману Пыльному Быку (Herman Dusty Bull), который хотел её иметь. После смерти Германа, его брат, Чарльз Пыльный Бык (еще жив) приобрел этот узел и рассказал, что он содержит краски, перья и некоторые конские амулеты.

    Эти данные показывают, что пиеганский культ лошадиной магии возник в видении одного человека - Волчьего Телёнка и в дальнейшем был разработан за счет «взносов», по крайней мере, двух других человек, которые добровольно объединили свои знания с Волчьим Телёнком. С тех пор к ритуалу ничего не было добавлено, ни материальных амулетов, ни лечебной практики культа. Силы лошадиной магии передавались многим другим людям. Существовала тенденция, что они должны передаваться в многочисленных чистопородных семьях от брата к брату или от отца к сыну. В этом процессе, многие знания об использовании лошадиной магии были утеряны. В последние годы, владение магическими конскими песнями и атрибутикой, давали их владельцу право на присутствие и участие в лошадином танце, и были желанны, но в тоже время, люди уже мало интересовались использованием лошадиной магии для лечения или влияния на действия лошадей. Совершенно очевидно, что способы и правила использования многих конкретных лекарственных средств сейчас утеряны. Вначале 1940-х, только Уоллес Ночное Ружьё и Филипп Наконечник Стрелы считали, что способны использовать лошадиную магию. В последние годы основной функцией культа было соблюдение традиций конской пляски проводившейся с целью лечения больных людей.
    Очевидно, что это не полная история пиеганского культа лошадиной магии, так как пожилые информанты называли и других  лошадиных знахарей, действовавших в этом племени в дни бизонов. Есть вероятность того, что эти люди получили свои полномочия от Волчьего Теленка, но возможно, они тоже сделали несколько независимых открытий.

    Мои старшие информаторы Ленивый Мальчик и Хвост Ласки, утверждали, что Водный Старик (Water-Old-Man), индеец блад, который был старше, чем Волчий Теленок, владел и использовал конскую магию ещё до создания Волчьим Теленком этого культа среди пиеганов. Если это правда, то возможно, видения Волчьего Телёнка, были связаны с его знанием о практике Водного Старика. В племени блад, как и среди пиеганов, появилась тенденция передавать знания о лошадиной магии членам своих семей. Однако, Хвост Ласки не мог вспомнить двух членов одной семьи, обладавших этой силой одновременно. Никто из ныне живущих в резервации Блад, не знает об использовании лошадиной магии. Все их информаторы сомневались в ответе на этот вопрос. Говорят, что связки-узлы самых известных практиков этого племени, Водного Старика и Владеющего Священным Белым Конём (Owner-of-a-Sacred-White-Horse) были похоронены вместе с ними. Дух Женщины, последний индеец блад широко использовавший лошадиную магию, умер около 1925 года. Знания, которые он применял, с его смертью были утеряны, хотя священный узел остался у семьи. Мои информаторы знали о существовании культа лошадиной магии среди северных черноногих, но я не смог узнать истории развития культа в этом племени.
    Старые индейцы утверждали, что во времена их молодости, миряне по-разному оценивали силы  лошадиных знахарей. Отдельные лошадиные знахари, считались специалистами в использовании конской магии для каких-то конкретных целей. Между этими знахарями из трех племен черноногих, существовало соперничество.

    Скребущий Белый (Scraping White) рассказал о состязании между Водным Стариком - известным практикующим бладом  и Едоком Ягод (Berry Eater) - лидером лошадиных знахарей северных черноногих, которое проходило в те времена когда жил его отец (то есть, вероятно, до 1860 г.). Они решили проверить свои способности, устроив гонки на конях по льду замерзшей реки. Члены обеих племен сделали ставки на исход состязания. Водный Старик ехал на бэкскин(буланый), Ягодный Едок на гнедой. Никто из наездников не являлся опытным жокеем. Прежде чем начались состязания, каждый гонщик призвал на помощь свою магию. На полной скорости кони помчались по скользкому речному льду. Когда они приблизились к противоположному берегу, лошадь Едока Ягод немного поскользнулась, и этого оказалось достаточно, чтобы сбить её шаг. Конь Водяного Старика закончил первым, победив в гонке, и индейцы блад забрали свой выигрыш.
Вероятно, это было состязание, на которое ссылается Уисслер(Wissler,1912, стр.111).

/John C. Ewers - The Horse in Blackfoot Indian Culture/

*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО в "контакте"