Без догматизма

Ирина Купцова
Кто сказал, что коммунизм это идея, а не реальная экономическая модель?

В каждом историческом периоде времени появлялась эта экономическая модель. Коммуны - как и кибуцы или общины староверов - в определённом историческом периоде были наиболее удобной для каждой конкретной ситуации формой организации общества, а точнее самоорганизации, и очень эффективной. Флорентийская республика (лат. Respublica Florentina, итал. Repubblica fiorentina) — независимая республика в Северной Италии, существовавшая в 1115—1185 и 1197—1532 годах, возникнув как независимая КОММУНА, начала играть одну из важнейших ролей в политической системе средневековой Италии. В XIII-XIV веках экономическое развитие Флоренции опережало практически все другие государства не только Италии, но и Европы.

Западная цивилизация всю свою историю борется сама с собой - то ЗА КОММУНИЗМ, то ПРОТИВ, потому что не может быть абсолютно идеальных для всех воззрений на общество, по той простой причине что мы все разные - с разным уровнем КУЛЬТУРЫ. Общество это живой организм состоящий из других живых организмов - как организм человека состоит из множества микроорганизмов, живущих в своём меняющемся равновесии - всё это называется научным словом "симбиоз". Сотворчество создаёт Культуру Употребления Собственных Способностей - это почти что приближение к Искусству управления СобоЙ. В такой системе самоорганизации нет места тем, кто таким искусством не владеет, потому и возникали встречные течения, возбуждаемые группами людей непосвящённых, не знающих о таком искусстве, и по этой причине пытающихся овладеть хоть чем-нибудь или кем-нибудь, как источником для своего существования - не умеют они пользоваться собственной энергией, не знают где она находится как пополняется поэтому ищут для себя источников источающих, способных поделиться ею и служить им источником существования на протяжении всей жизни, и страшатся остаться без них - так страшатся что готовы весь мир утопить в крови, чтобы не остаться один на один со своими потребностями. Они и совершили  потребительский переворот, ввинтив всех в стремительный порыв продвижения к эталонному благополучию - т.е. это стало идеей, связанной с культурой потребления. И развивающей эту культуру. Потом эта идея стала догматом и закостенела. Догматизм исключает возможность размышления. Но уже сейчас весь мир, изображая строжайшую приверженность такому догматизму, на практике с воодушевлением занимается поиском решений задач живых и важных в этот момент времени. А эти задачи нерешаемы в установленных капиталистическим догматом пределах. ОБЩЕСТВО не может быть капиталистическим по определению - оно СОЦИУМ т.е.социально по смыслу. Оно - сообщество людей - развивается творчески на основе синергии знаний и взаимных действий. Создание гармоничных отношений в большой системе - Природа-Космос-Человек - это единая для всех, и по настоящему актуальная в данный исторический момент, задача.

В дотехнические времена разделение труда на физический и интеллектуальный было необходимостью, теперь же общество может позволить себе другое разделение труда – по творческим направлениям.


Главная потребность человека - мыслить! Это отличает его от животного. Всё, что создано, создано людьми. Человек в отличии от животного способен менять свою среду обитания, потому что не имеет возможности меняться под неё. Точка зрения Маркса и Энгельса выраженная более 150 лет назад (1820 — 1895) совершенно определено устарела, так как не отражает этого главного отличия человека от животного.

Потребление и борьба за формы потребления - это удел животных, выстроивший их в иерархию на эволюционной лестнице.

Смыслом жизни ЧЕЛОВЕКА - смыслом, который является создающей силой, - не являются ни потребление, ни борьба. ТОЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ своих СПОСОБНОСТЕЙ - то чем КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ВООРУЖЁН ОТ РОЖДЕНИЯ - это и есть самая необходимая сегодня технология для развития нашего -ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО- общества. И никакие другие высокоточные технологии и высокоточные устройства это подменить не могут, да и не возможны в принципе пока их люди не создадут.

Если не упираться в догматизм - капиталистический ли, религиозный или любой другой - то можно позволить себе мыслить, чем занимался, к примеру, Луций Анней Сенека, римский философ-стоик, поэт и государственный деятель, воспитатель Нерона.
Но вот что наводит на удручающие мысли - Нерона ему воспитать так и не удалось. Либо он не мог этим делом заниматься, либо Нерон был не способен  применять полученные от Сенеки знания. Скорее всего второе - Неронов не переделаешь. Норов не переделаешь. Поэтому нужно правильно оценивать свои способности, чтобы не оказаться, как Нерон, не на своём месте. Тогда и будет (в том числе и у "Неронов") возможность спокойно мыслить без взаимных страхов и взаимных обид (из-за взаимообратного ощущения неполноценности - то ли себя, то ли соседа, то ли чего-нибудь ещё - из-за ощущения неполноценности жизни).
 
Основные принципы мирного сосуществования наций были сформулированы в 1795 году Иммануилом Кантом, который в своём политико-философском трактате «К вечному миру», как впоследствии и Владимир Ленин, описал КУЛЬТУРНЫЕ и философские основы будущего объединения народов. Система безопасности нужна всем, в каждый исторический период времени это становилось основополагающей ценностью.

Вернадский ратовал за развитие культуры народов Евразийского материка. Для того чтобы дробную разрозненность, часто гулявших по чужим рукам, территорий привести к культурному знаменателю и тем самым пробудить творческую энергию, необходимую для налаживания связей необходимых в процессах самоорганизации, создал украинский язык. А до этого момента там сосед соседа не всегда понимал. Украинский язык в 19 в. использовался интеллигенцией сначала для пародийного, игрового, письма, и позже – для создания художественных произведений. Характерная особенность этой литературы – «блуждание» центра литературного процесса, который перемещался из одного города в другой.

Создать-то он создал, да вот только не очень давно это было и до устойчивости культуры и её развития в этих местах ещё не добрались. Пока что там самоорганизацию понимает как Гуляй поле (самостийность) - т.е. валится там всё в ту же яму, из которой Вернадский поднимал. И похоже не удерживает от сваливания в эту яму даже его доброе имя. Был культурный клей, появился, да не сумели люди его сберечь, потому что "повезло" - встретили "единомышленников" примерно такого же уровня развития (США), ну и тут что называется всё сошлось. Вернее сошло на нет, ведь более развитая культура может вытянуть, а менее развитая наоборот - утопить, что и происходит...


.