Зимний Самбор

Леонид Корнейчук
Артем, собравшийся ехать домой после недельной учебы в институте, находился возле городского храма и с интересом созерцал хаотично двигающихся прихожан с серьезным, сосредоточенным выражением на лицах.
Стоящие при входе в храм цыгане учтиво просят милостыню у верующих старушек и не минуют случая, чтобы погадать какому-нибудь прохожему. Одна из цыганок поспешила к замешкавшемуся парню. 
- Милый человек, дай  свою руку! Погадаю на твою судьбу. Всю правду расскажу! - но молодой человек, резко отвернувшись от гадалки, поспешил к храму.    
Длинные, слипнувшие, как смоль, волосы за спиной цыганки-попрошайки развевались на   на холодном ветру.
- Дяденька, дай на счастье монетку! - юная цыганочка в старом халате протягивала ему худую руку.
- Как тебя зовут? - поинтересовался молодой человек.
- Рузанна, - она выжидающее смотрела на него.
- Это значит: ты есть прекрасная. А меня зовут Артем.
- А ты есть богатый или середнячок? - она несколько кокетливо посмотрела на него.
Молодой человек в спортивной шапочке достает кожаный портмоне.
- Ага, судишь по мне, сколько тебе дам? Я - не богатый и не бедный, а может, еще пониже.
- Пониже, это как?
- Студент.
- А вам деньги  дают?
- Иногда догоняют, чтобы больше дать. А ты хочешь учиться?
- Не могу учиться. У нас не принято знать учебники. Мы - вечные странники, кочующие по миру. У нас временный дом и лошадь. Мы знаем ветер, долгую дорогу, подчинение старшим. Воля родителей будет властвовать над мной всю жизнь. Мой путь временной гостьи в мире, переходить  с места на место, знать бренность человеческой жизни.
- Кто тебя научил быть мудрой? - удивился Артем.
- Голод и дорога.
- Если будет между нами короток путь, то, возможно, еще увидимся.
- Бывает, ветром залечу в старое кафе утолить голод да разжечь свой внутренний 
огонь от скуки. Иногда развлекаю  народ быстрым танцем.
Вскоре возле Артема остановились три  цыганки.
- Положи в руку монету, - старшая из них посмотрела в лицо студенту. - Не жалей, и многое услышишь о своей судьбе. Много денег в твоей руке будут украшать твою жизнь.
- Покажи свои деньги, касатик, - просит вторая цыганка. - Пусть твои сбережения будут видны на твоей руке.
- Пусть твоя ладонь,- говорит самая пожилая гадалка,- будет повернута к небу. Небеса услышат твои молитвы, когда твои деньги будут на моей ладони. Не надо бояться, мой хороший.
Артем тут же стал вытаскивать деньги из всех карманов и протянул ладонь с деньгами на обозрение цыганкам.
Третья цыганка повернула руку к низу, затем вновь ладонь направила к Артему.
- Простите, а где мои сбережения? – занервничал студент, - вам следует  немедленно вернуть мне деньги. Отдайте мне хоть на дорогу! Я вас очень прошу.
- Не волнуйся, в твоей дороге много будет денег, - и цыганки поспешили от него прочь.
Артем растерянно огляделся вокруг. Народ с боязнью и поспешностью обходил цыган.
- Люди добрые, помогите несчастному студенту! Мошенницы забрали всю мою стипендию!
Рузанна хлопнув в ладоши, кинулась вслед уходящим цыганкам.
- Верните сейчас же студенту деньги! - потребовала она, догнав их.
Но цыганки не собирались расставаться с добычей, а только поспешно стали удаляться от потерпевшего.
Вернувшись к Артему, Рузанна  достала из ветхого халата деньги и протянула ему.
- Вот возьми, что есть.
Потрясенный случившимся, Артем зашел в храм. Он сознавал и свою вину, позволив цыганкам обмануть его. Стоя на коленях перед алтарем, тихий шепот вырывался из отчаянной души:
- Склонись, надежда, в мою сторону. Верой в истинную справедливость пусть моя молитва будет услышана небесами. Кто заменит мою небрежность быть  предусмотрительным? Вот чему я должен научиться! Хватает ли у меня опыта сравнений? Как часто я могу сказать "нет"? Быть может, моя доверчивость создает мне проблемы.  Мягкотелость - слабый утешитель для моей души. Могу ли легко пропускать обиды в свой адрес? Порой моя личная обида тянется шлейфом за мной.
Зачем мне терзаться от негативных слов, сказанных кем-либо? Ведь любое неприятное слово, направленное в мой адрес, остается в душе, отравляя жизнь. Почему голос  недоброжелателя должен мутить мой чистейший океан жизни?
Неужели истина ушла с чистых берегов человеческого бытия? Видимо, небесному учителю не разглядеть туманного наваждения блуждающих теней на Земле.   
В своем пути мне точно следует знать свой маршрут. Только в правильной цели самое лучшее делает человека счастливым.

В центре города располагалось одноэтажное кафе.
Каждый вечер местные бизнесмены сходятся к главному начальнику. 
Владельцы  торговых точек по очереди сдавали деньги своему главному командиру.
Рузанна  скромно села за последний столик.
Молодая официантка вежливо поклонилась ей:
- Что будете заказывать?
- Мне, пожалуйста, чашку горячего чая,- попросила Рузанна.
- По вечерам у нас кофе,- ответила недоброжелательно официантка.
- Можно я немного согреюсь? Ноги сильно у меня замерзли.
- Простите, но сегодня у нас все столики заняты! - официантка взглядом  дает девушке понять освободить место.
Бригадир местной команды по торговым точкам подошел к Рузанне.
- Проваливай отсюда, цыганская отродье! Твое место - в шатре, а не в приличном заведении.
Местная шпана, старосты, сидящая поодаль за королем, притихла,  услышав громкий голос командира.
Парашники пригнули головы к столам.
Рузанна посмотрела на сборщика денег.
- Иди к своим! Ты нам чужая! - тоном, не терпящим возражение, проговорил он.
Сверкая золотой цепью на груди, к Рузанне подошел местный король.
- Народ говорит, что твои люди из табора обманули бедного студента из периферии. Возле храма мы приветствуем подать милостыню. Наша братва разберется.
Командир нехотя отошел в сторону.
- Бедный студент! Сам видел, как он налево и направо раздавал деньги местным прихожанам, - смело ответил один из посетителей кафе. 
- Может ему еще дорогу оплатить да учебу? - с недовольным видом командир упрекнул Рузанну.
- Правда в том, - поведала Рузанна,- что студент жертвовал добрым людям возле храма. Бригадир ваш - нечестный человек!  Часто ловчит и обманом занимается.
- Что?! Ах, ты цыганская тварь! Босячка! Побирушка городская!
Бригадир схватил Рузанну за грудки.
- Да я сейчас вышвырну тебя отсюда к твоему бродячему стаду, как козявку!
- Не трогай ее! - местный король встал на пути бригадира. - К тебе, мой брат, будет еще разговор, а сейчас проси у девочки прощение.
- Даже не подумаю! - с ненавистью ответил бригадир.
Король посмотрел вокруг на свою команду.
Все подчиненные поднялись со своих мест.
- Твое слово батя, -  староста кивнул в сторону короля.
- Пусть заплатит штраф за наш устав, - ответил один из торговцев.
Вскоре на стол Рузанны подали грибной суп, пиццу.
За столики садятся очередные посетители. Каждый по очереди достает завернутую купюру.
Переписчик сверяет сданную от клиента сумму и записывает тщательно в изношенный блокнот.
Сборщик денег пронизывающим взглядом глядит  на  сидящего клиента.
- Тимур, за прошлый месяц у тебя должок.
- Но ведь Серый с моей палатки заплатил за меня, - оправдывался провинившийся. 
- А проценты от суммы он забыл внести. Плати, и будь свободен!
Рузанне принесли горячий, дымящийся чай. Рукав ее изношенного халата коснулся пиццы, отчего ей стало неловко перед официанткой.
- Можно, я отнесу своим сестрам еду? - девушка вопросительно взглянула на нее.
- Что скажет братва? - официантка в растерянности посмотрела на командира.
- Танцевать умеешь? - строго спросил тот.
- Мне бы красивое платье, - засмеялась цыганочка.
Вскоре прнесли красное широкое платье, - и Рузанна быстро надела его. Затем грациозно похлопала в ладоши и пошла кругом по залу...
- Братва! - скомандовал командир. - Живо убрать столы и стулья в сторону!
Смелые, энергичные движения танцовщицы стали теплым распахнутым миром для местной братвы.
- Вот так! Так! - бригадир захлопал в ладони в такт танцу. 
- Страстно! Задорно! Ай да, ромалэ! – воскликнул староста.
Рузанна парила над полом,  словно летящая птица, выдавая цыганскую неудержимость своего древнего рода для местных братков. Страсть жгучего танца вливалась в каждого сидящего! 
Сочетание выразительной пластики со сложенными выстукиваниями каблуков потрясало  угрюмых продавцов, плативших дань.
Местные бизнесмены, повеселев от зажигательного танца юной танцовщицы, учтиво подносили ей деньги.
- Возьми, красавица, - ты заслужила!
Вскоре разрумянившаяся и обрадованная Рузанна с пачкой денег неслась к выходу. 
- Постой! Ты забыла пиццу! - кто-то крикнул вслед.

Воскресный день. Артем возле храма просил милостыню.
Холодный зимний ветер пронизывал насквозь дрожащее тело студента. Легкая одежда, пропуская холод, нисколько не грела.
Руки его коченели, а пальцы ног уже потеряли чувствительность.
- Иди сынок в храм, - проходящая мимо старушка с деревянной палочкой, сожалением глядя на Артема, замедлила шаг. - Сегодня очень морозный  день.
- Вы троих цыганок не видели? - стуча зубами от холода, спросил молодой человек старушку. Артем все еще надеялся, что может выпросить у них деньги хоть на дорогу.
- На холодном ветру они попрошайничать не будут, - ответила та.
- Пойду на попутку. Может, кто сжалится да довезет меня до родного дома, - проговорил Артем и направился в сторону проезжей дороги.
Вскоре к храму подошла Рузанна.
- Люди добрые, кто из вас видел сегодня студента? – стала спрашивать она у прихожан.
Старушка с палочкой повернулась к цыганке:
- Ежели в спортивной шапочке, то он ушел голосовать на шоссе.

Издалека Рузанна увидела на обочине дороги одиноко стоящего человека и узнала в нем студента.
- Постой Артем! - радостно закричала она. - Я с деньгами к тебе бегу!
- Прости, не узнал. - Артем с удивлением смотрел на девушку, сующую ему деньги.
- А может, уже забыл? - Рузанна смотрела ему в глаза.
- Впервые увидев тебя возле храма, мир твоей души был рядом с моим  сердцем, -смущенно стал признаваться он. - Каждый день я приходил в заснеженный сад, чтобы увидеть тебя. Твои волосы, подобны смоли, укрывали твои плечи. Гибкость твоих движений  вдохновляла меня с каждой минутой.  Мне хотелось быть вместе с тобой всегда. Твоя свободная жизнерадостность огнем кружила вокруг моей души.
Знаю, что у нас разные пути, но наша встреча самая прекрасная в моей жизни.
- Ах, Артем, зачем ты все придумал,-  Рузанна иронично улыбнулась, - никто так не любит, как цыгане.
- До конца жизни буду тебя любить! Доказательством этого будет эта отметина на руке. - и Артем полоснул острым лезвием ножа по ладони.
- Пусть мой шрам напоминает мне о тебе.
- Тогда и я скажу, - Рузанна серьезно посмотрела ему в глаза. - Будет мой путь короткий или длинный, в шатре моем будет всегда песнь о тебе, мой сокол. В дороге дальней  будешь для меня ты птицей вольной. Не обманулась ли я? Теперь вижу твое сердце возле меня. И будет моя песня о тебе лететь по всему миру. И в каждом танце страсть моя будет с тобой. Верность моя подобна лебединой. Как на озере чистом  дыхание неба сольется с водой, так и в наших долгих дорогах мир будет для нас неразлучен. В дыхании дикой степи я увижу журавлиный ключ, и он будет нашим замком надежности. Пока не погрузилась моя старость в бразды будущего, и со мной находится великолепная юность, мы  вместе будем   трудиться для блага других.  Пусть в каждом звуке грома повторится твое имя, и в каждой молнии искры блаженного пламени очистят твой неповторимый лик.
Каждому из нас предстоит пройти  только свой путь.
И пусть судьба в нашей дороге  будет счастливой.