Огненный рейс Александра Мамкина

Марина Самарина -Артюхова
Имя выпускника Орловского учётно-кредитного техникума Александра Петровича Мамкина, нет  среди Героев Советского Союза, но совершённый им подвиг, не имеющий аналогов в истории Великой Отечественной войны, позволяет назвать его Героем и поставить в один ряд с кавалерами Золотых Звезд.
В ночь с 10 на 11 апреля 1944 года пролетавший над линией фронта самолёт А.П. Мамкина был обстрелян немецким истребителем, воспользоваться парашютом и бросить горящий самолёт он не мог. На его  борту жались друг к дружке десять малышей – воспитанников Полоцкого детдома, а в капсулах под крыльями – их  воспитательница и два тяжелораненых партизана. Сгорая заживо, он довёл свой пылающий Р-5 до Большой земли.
Сиротское детство
Александр Мамкин родился 28 августа 1916 года в многодетной крестьянской семье на хуторе Крестьянский ныне Репьевского района Воронежской области. В два года Саша лишился отца. В семье к тому времени уже подрастало четверо сыновей и дочь. Дети старались изо всех сил помогать матери Секлетее Митрофановне. Старшие нянчили младших детей, работали в поле, на огороде, вели домашнее хозяйство.
По воспоминаниям сестры Серафимы, Саша рос проворным и пытливым ребёнком. «Всегда тянулся к технике. Бывало, убежит в поле и целыми днями пропадает у трактора.Сельские мальчики взрослеют быстро, в 14 лет он пошёл работать в колхоз. В уборочную страду ему доверили косилку-самосброску, тогда это была самая сложная техника».
Успешно окончив школу, Александр в1934 году поступает в Орловский финансово-экономический техникум.
Сослуживец А. Мамкина Евгений Ширшов в статье «Мгновение подвига» пишет: «…комсомол внёс в жизнь А. Мамкина свои коррективы. Из техникума в марте 1936 года он был отобран в группу лучших комсомольцев города Орла и направлен для обучения в Балашовскую лётную школу. Именно это событие круто повернуло его жизнь, став главной точкой отсчета его биографии».
В лётной школе
«Здесь в лётной школе мне довелось впервые встретиться с А. П. Мамкиным,– продолжает Е.Ширшов.  Это был двадцатилетний деревенский парень, среднего роста, широкоплеч, казалось, что сложен он из каких-то  сверхпрочных кирпичей. Являясь отличником учебы, он справедливо служил примером для своих товарищей. Вокруг него всегда толпились курсанты учебной группы. Не считаясь со временем, он всегда помогал тем, кто отставал, и выводил в число успевающих по техническим предметам. Про него так и говорили: у нашего Мамкина всегда душа на распашку. Был щедрым человеком в большом и малом – во всей своей жизни».
На вопрос комиссии по распределению лётного состава, куда он просит направить его на работу, Мамкин, не задумываясь, ответил: «Направьте туда, где я нужен».
В 1939 году он прибыл работать в Таджикское управление Гражданского Воздушного Флота. Несмотря на сложные условия полётов в республиках Средней Азии, Александр быстро освоился, за неполные три года работы сумел налетать 1700 часов без лётных нарушений и перевести свыше двухсот тонн почты и грузов.
Война
С первых дней войны Александр стремился попасть на фронт, но в Управлении решили, что в тылу опытный летчик нужнее. Просьбу Мамкина удовлетворили через год, и в августе 1942 года младший лейтенант Александр Мамкин прибыл на фронт.
Он воевал в составе 105-го гвардейского отдельного авиаполка Гражданского Воздушного Флота, на вооружении которого состояли самолеты Р-5.
Первые 34 боевых вылета Мамкин совершил на ночное бомбометание позиций врага. В декабре 1942 года его 1–я транспортно–бомбардировочная эскадрилья получила особую задачу: полёты в глубокий немецкий тыл  к партизанам. Летать приходилось буквально на ощупь, найти партизан без радиосвязи было очень непросто. Наградой за смертельный риск были доставленные народным мстителям тонны боеприпасов, медикаментов и сотни вывезенных на Большую землю раненых.
Награды
Август 1943 года стал для Александра Мамкина особо памятным. Словно специально к  27–летию он был награждён орденом Отечественной войны I степени.
В январе 1944–го гвардии лейтенант Мамкин был удостоен медали «Партизану Отечественной войны» I степени, а 8 апреля был представлен к ордену Красного Знамени, который он так и не успел получить. Приказ  по войскам 1–го Прибалтийского фронта № 0311 о награждении Мамкина был подписан 21 апреля. Летчика–героя уже четыре дня как не было в живых.
Полоцкий детский дом
В конце зимы 1944 года немецкое оккупационное командование решило использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1, не успевший в своё время эвакуироваться, в качестве доноров крови для спасения раненых солдат фюрера. От директора детдома Михаила Форинко партизанам стало известно, что детей  и сотрудников перевезли в деревню Бельчицы, в которой находился сильный немецкий гарнизон.
Операция, по спасению детдомовцев, спланированная партизанами отряда им. Щорса из бригады им. Чапаева получила в центральном штабе название «Звездочка».
Операция «Звёздочка»
 Она началась в 19 часов 18 февраля 1944 года. Буквально из–под носа у эсэсовцев партизаны вывезли в лес 154 воспитанника и 38 работников детдома.
Василий Васильевич Барминский, заместитель комиссара партизанского отряда в статье «Операция  «Звёздочка», опубликованной в  газете «Советская Белоруссия» за 1967 год  пишет:  «Мы выбежали навстречу малышам, взяли их на руки и понесли в лес. У меня на руках оказалось двое: мальчик лет пяти и девочка примерно такого же возраста. На ноги мальчика, у которого из рваных ботинок торчали пальцы, я надел меховые рукавицы. Девочку — на ней были одни лохмотья — закутал в поддевку. В пути я спросил, как их зовут. Дети назвались.
— Дяденька, вы наш? — спросил мальчик.
— Да, мы свои, партизаны, — ответил я.
— Фашисты нас уже не убьют?
— Теперь вы будете жить...
На санях детей  сначала доставили в деревню Емельяники, а затем — в Ушачи. Здесь, на территории партизанской республики, они и дождались бы прихода Красной Армии, если бы не карательная операция гитлеровцев. Детей–сирот надо было срочно вывозить на Большую землю. Ближайший партизанский аэродром располагался на льду озера Вечелье, рядом с деревней Ковалевщина.
На Большую землю
Для перевозки детей командир 1–й партизанской эскадрильи 105–го гвардейского полка гвардии майор Василий Косяк назначил лучших  летчиков, в том числе гвардии лейтенанта Александра Мамкина.
Каждый прилет Александра Петровича детдомовцы встречали с радостью. Для них дядя Саша очень быстро стал своим. Ему ли, с двух лет росшему без отца, не найти тропинку к их сердцам? Перепуганные глазенки девчонок и мальчишек смотрели на него с мольбой и надеждой, а он с комком в горле, осторожно, словно на руках, нёс их по небу. Домой... Восемьдесят ребятишек ему уже удалось вывести на освобожденную территорию.
В ночь с 10 на 11 апреля 1944 года Александр Мамкин в девятый раз прилетел за детьми. Это был его 340-й боевой вылет за время войны. К сожалению, последний...
Последний полёт
В самолёт, предназначенный для двух человек, Александр Мамкин уместил 10 детей, их воспитательницу Валентину Латко и двух раненых партизан. Закутанная в пуховые платки малышня испуганно выглядывала из своих «коконов».
По счастливой случайности в этот день на партизанский аэродром прилетели московские кинооператоры. Они успели снять, как плечистый летчик с доброй улыбкой усаживал в самолёт истощенных и худо одетых малышей.
Камера кинооператора запечатлела для истории героического лётчика, который вырвет у смерти 13 жизней, обменяв их на одну – свою... Эти документальные кадры вошли во многие военные хроники.
Р-5 затарахтел и, покачиваясь, поднялся в ночное весеннее небо.
Немецкий истребитель
Поначалу полёт проходил нормально, но через 15 минут неожиданно над линией фронта появился немецкий истребитель. Очередь прошила фанерный самолет Мамкина, пули попали в моторный отсек. Двигатель загорелся. Пламя охватило кабину пилота. На Александре горело всё: одежда, шлемофон, унты. За спиной лётчика раздавался детский  плач. Сгорая заживо, Александр Петрович думал только об одном: как посадить самолет?
До озера он не дотянул всего несколько десятков метров. Ломая прибрежные кусты, и подпрыгивая на кочках, горящий самолёт выкатился на лёд.
«Дети живы?»
Александр Петрович совершенно непостижимым образом сам смог выбраться из кабины.  Прежде чем потерять сознание, он задал единственный вопрос: «Дети живы?»
И услышал голос мальчика Володи Шишкова: «Товарищ лётчик, не беспокойтесь! Я открыл дверцу, все живы, выходим…»
Дети вместе с воспитательницей успели через грузовые люки выскочить из самолета и оттащить обоих раненых партизан. Лишь после этого самолет вспыхнул огромным костром и взорвался.
Ребятишки тут же бросились к дяде Саше. Мамкин открыл глаза и, увидев громко плачущих мальчишек, попытался поднять обугленную руку. Однако сил на это уже не осталось. Он лишь что-то прошептал обгоревшими губами и снова  потерял сознание.
Врачи госпиталя города Жигули, куда успели доставить Александра Мамкина, недоумевали. Как мог управлять машиной, да ещё и благополучно посадить её человек, в лицо которого вплавились очки, а от ног остались одни кости? Каким образом он смог посадить самолет? Физически это было практически невозможно. Сила духа управляла горевшим телом.
Могучий организм русского парня, поддерживаемый разве что благодарными детскими молитвами, сопротивлялся ещё целую неделю: 17 апреля 1944 года его не стало. Ещё и сегодня медицина не научилась исцелять почти полностью обгоревшего человека...
Улетая из окруженного карателями партизанского отряда, он обещал вернуться и ещё до рассвета вывезти на Большую землю оставшихся здесь последних 18 воспитанников детдома.
А дети, которых он не успел вывезти, каждый день бегали к озеру Вечелье — встречать дядю Сашу. Ждали до последнего, надеясь на свою счастливую звезду. Но она для них, увы, погасла. Впереди блокада, тяжелые бои с карателями и ужасы фашистского концлагеря. После 25–дневного неравного, ожесточенного, героического сражения Полоцко–Лепельская партизанская республика пала — и вырваться из окружения довелось далеко не всем.
Боевые друзья похоронили героя у стен церкви в деревне Маклок Смоленской области. Уже после войны его останки были перезахоронены на мемориальном кладбище «Лидова гора» в городе Велиже.
«Дети Мамкина»
Спасенные  Александром Мамкины воспитанники Полоцкого детдома называли себя его детьми.
После войны по-разному сложились их судьбы. Все они вышли в люди и работали в разных уголках нашей великой Родины. В Минском музее истории Великой Отечественной войны, среди документов, рассказывающих о подвиге лётчика А.П. Мамкина, есть воспоминания спасённых им сирот.
«Мне было всего четыре года, и в моей памяти сохранилось мало, но кое-что помню – рассказывал Владимир Форинко.  В самолете было очень тесно, и каждого из нас лично усаживал дядя-летчик. В памяти всплывает какой-то треск, догорающий самолет, заплаканное лицо воспитательницы... Помню, как в землянке меня посадили на нары, на которых лежал летчик. Лицо у него было все в ожогах, он бредил, тянулся куда-то руками...».
Галина Тищенко, которой в то время было одиннадцать лет, вспоминала: «Мы притихли, когда услышали звук, как будто в металл горсть камней сильно бросили… А через несколько секунд увидели впереди, где кабина летчика, пламя. Я  помню руки Мамкина в этом огне - они метались и все что-то делали. Самолет резко пошёл вниз, и вскоре его потряс такой удар, что мне показалось - разваливается на куски. Я увидела, как Мамкина выбросило из кабины».
«Я сидел за спиной летчика, – вспоминал Владимир Шишков.  Я видел... как он был объят пламенем, но он сделал всё, чтобы мы были живы».
Внук Володи Шишкова Роман Мельников из Санкт– Петербурга: «Дедушка подзывал нас к телевизору, когда шли кадры кинохроники, волновался, повторял: «Вот он, вот он, Саша Мамкин! Запомните его лицо. Если б не он, вас не было бы на свете!»
Дань памяти
28 июня 1944 года командование 105-го полка отправило представление о присвоении Александру Петровичу Мамкину звания Героя Советского Союза (посмертно). Только вот оно ещё в годы войны заблудилось где-то на бумажных дорогах. Увы, никакого решения на этот счет в «верхах» принято не было.
Память лётчика А.П.Мамкина увековечена в названии одной из  улиц г. Полоцка, на мемориальной доске в Репьевском районе Воронежской области, в школе,  где учился Герой. Около деревни Селявщина Россонского района Витебской области на месте партизанского аэродрома возведён памятник А. П. Мамкину. Недалеко от вероятного места последнего приземления самолета А. П. Мамкина в деревне Труды Полоцкого района установлен обелиск.
 Но самый лучший памятник лётчику—спасённые им дети из Полоцкого детского дома. Сейчас в Беларуси и  России живут более 80  их потомков.
Светлая память и продолжение жизни Героя!

 Фото из фондов Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов