Секретная экспедиция шкипера Схаута

Кучин Владимир
ОТ АВТОРА

Добрый вечер, уважаемые читатели!

Сегодня  я расскажу вам о человеке, имя которого малоизвестно. Мой герой жил 400 лет тому назад в Голландии, и он автор, либо соавтор великого географического открытия. Имя этого человека Виллем Схаут и весь последующий рассказ о нем.

Призовем же на помощь мудрую музу истории Клио и начнем наше повествование.

СТАНОВЛЕНИЕ МОРЯКА ИЗ ГОРОДА ХООРН

Виллем Схаут родился в 1577 году в голландском городе Хоорн – столице провинции Западная Фрисландия. Виллем был первым ребенком в семье Корнелиса Янца Схаутса - шкипера, судовладельца и капитана Западно-Фризского Адмиралтейства. По стопам отца пошли все дети семьи Схаутса и Мери Клэсдохтер – и Виллем, и его родной младший брат Клас и его сводный брат Ян.

Детство Виллема прошло в Хоорне – городе, переживавшем в конце 16-го века необычайный подъем. Хоорн наполняли моряки, торговцы, коммерсанты, предприниматели. С 1595 года в Хоорне была настоящая перцовая лихорадка. Прибыльная торговля специями привлекала все больше людей. Повсюду в Голландии и Зеландии торговцы собирали морские экипажи, снаряжали корабли и шли через моря в далекую Восточную Индию за прибыльным товаром.

В 1599 году адмирал Стивен ван Хаген собрал в городе Хоорн экипажи для своего флота из трех кораблей и отправился в рейс в Ост Индию. В этом флоте шкипером адмиральского корабля «Зон» /Солнце/ плавал отец нашего героя  Корнелис Янц Схаутс, шкипером другого судна был дядя Виллема – Корнелис Янц Мелькнап. Рейс флота ван Хагена прошел с большим успехом, все корабли с трюмами полными гвоздики и мускатного ореха вернулись на родину в сентябре 1601 года.

Но Виллем Схаут не дождался возвращения из дальнего плавания своего отца. В 1600 году 23-летний Виллем Схаут женился на Гретье, дочери Якова Мелькнапа, и уже в апреле 1601 года в составе Молуккского флота под командованием Фольферта Харметса ушел в плавание как шкипер яхты «Дуйфкен» /Голубь/.

Два с половиной года шкипер Виллем Схаут плавал в опасных восточных водах на 30-тонной яхте «Дуйфкен»  с экипажем в 20 матросов /одна тонна – 100 кубических футов/. Это плавание очень много дало молодому талантливому моряку из города Хоорн. Едва вернувшись домой и повидавшись с женой, Виллем Схаут в составе хорошо вооруженного флота из двенадцати кораблей под командой адмирала Стивена ван Хагена ушел на Восток как шкипер крупной яхты «Делфт» /город, резиденция Вильгельма Оранского, первая неофициальная столица Нидерландов/. Из этого плавания, изобиловавшего различными приключениями, шкипер Виллем Схаут вернулся в апреле 1605 года и впервые увидел свою 2-летнюю дочь Марию.

После 5 лет жизни в отрыве от семьи Виллем Схаут решил стать коммерсантом. Он работал вместе со своим зятем Яковом Мелькнапом и занимался торговыми операциями с лесом из Норвегии. В 1610 году  семью Схаута постигло большое горе – умерла его жена Гретье и 7-летняя дочурка Мария осталась на попечении отца.

20 ноября 1611 года Виллем Схаут женился повторно на юной дочери купца Клаеса Франца Вича. Но Схаут не был прирожденным купцом и коммерсантом – море звало его в новые плавания и это знали многие жители города Хоорн.
 
Вскоре судьба Виллема Схаута поведет его по пути удивительного приключения, о котором наш рассказ.

КОММЕРСАНТ ИСААК ЛЕ МЭ И МОРЯК ВИЛЛЕМ СХАУТ

В нашем повествовании появляется крупный коммерсант и инвестор – Исаак Ле Мэ.

Исаак Ле Мэ родился в 1558 году во Фландрии в городе Турне на реке Шельда /сейчас Бельгия/.  По вероисповеданию Ле Мэ гугенот, поэтому,  когда в 1581 году испанские войска заняли Турне, он бежал в Антверпен и там три года занимался бакалейной торговлей, а когда в 1585 году испанцы захватили Антверпен,– он бежал в Амстердам.

Исаак Ле Мэ был очень талантливым коммерсантом, с 1592 года он стал одним из первых в Голландии морским страховщиком, он занимался морским фрахтом, его корабли ловили рыбу у берегов Англии, он закупал лес и зерно на Балтике и доставлял его в Испанию. Корабли коммерсанта Ле Мэ загружали в Архангельске кожу, воск, меха, икру и везли эти русские товары в Италию в Ливорно и Венецию. Из этих примеров вы можете судить о широте интересов гера Ле Мэ.

В 1600 году Исаак Ле Мэ все свои усилия сосредоточил на торговле с Ост-Индией. Еще раньше он стал соучредителем Брабантской компании, в 1601 году стал гражданином Амстердама, а в 1602 году уже был  крупнейшим в Амстердаме акционером в Голландской Ост-Индской компании. Три года у гера Ле Мэ дела шли очень хорошо, но в 1605 году торговые партнеры обвинили его в подделке чеков и неправильных отчетах, и на этом основании заставили подписать заявление о том, что он никогда не будет участвовать ни в какой форме торговли в Ост-Индии.

Это был большой удар по коммерции гера Исаака Ле Мэ. Тем временем в Голландии всю торговлю сосредоточила в своих руках Объединенная компания (ЛОС). Исаак Ле Мэ не желал быть пешкой в чужой большой коммерческой игре и стал бороться с ЛОС. В 1609 году гер Ле Мэ с партнерами создал в Амстердаме теневую структуру по торговле акциями ЛОС на рынке фьючерсов и назвал ее громким именем «Groote Compagnie» /Великая компания/. Ле Мэ продавал покупателям обязательства  на продажу акций ЛОС по сегодняшней фиксированной цене с отсрочкой выдачи акций на год или два. При этом самих акций ЛОС у Ле Мэ и его партнеров не было!

Выражаясь биржевым языком гер Ле Мэ с партнерами играл  на «понижение», но он не оставлял дело на произвол судьбы, а постоянно через своих агентов и специально нанятых лиц распространял слухи о всяческих неудачах случившихся во время  морских рейсов торговых караванов ЛОС.  Теневой бизнес гера Ле Мэ был удачен и давал большую прибыль. В какой-то момент фальшивые слухи агентов Ле Мэ привели к тому, что акции ЛОС упали сразу на 40% - пострадали все честные акционеры – а основатели теневой «Groote Compagnie» сорвали огромный куш.

В это же время черный биржевой делец и один из богатейших граждан Амстердама гер Ле Мэ вел секретные переговоры с Генрихом IV, королем Франции, которому он предлагал создать французскую Ост-Индскую компанию как самого сильного конкурента Голландской Ост-Индской компании. И в этих переговорах гугенота и гражданина Амстердама гера Ле Мэ не смущала ни католическая вера французского правителя, ни военное противостояние Франции и Голландии.

Кроме того, от имени короля Франции Генриха IV гер Ле Мэ обратился к английскому шкиперу Генри Хадсону /Гудзону/, предложив ему поступить на французскую службу и провести экспедицию по поиску Северо-восточного прохода в Индию через полярные воды России. Генри Хадсон предложение Ле Мэ не принял и в 1609 году плавал у Новой Земли от имени Голландской Ост-Индской компании. И причина этого была очень проста – голландцы за поисковую полярную экспедицию предложили Хадсону денег больше чем французы.

В 1610 году в борьбу с гером Ле Мэ включилось государство – Генеральные Штаты запретили торговлю фьючерсами, акции ЛОС за год поднялись на 200%, «Groote Compagnie» объявила себя банкротом, и назвала причиной этого «роттери» - заговор. И, в общем, Ле Мэ и его партнеры  были правы.

Вернемся к нашему главному горою – Виллему Схауту.
Брат Виллема – Клас Схаут в 1613 году работал у гера Ле Мэ шкипером на торговом корабле «Ромейн» /Римлянин/ и отрекомендовал своему хозяину Виллема как опытнейшего и талантливого шкипера. После этого гер Ле Мэ приехал к Виллему Схауту и предложил ему принять участие в создании своей частной торговой компании как конкурента государственной Голландской Ост-Индской компании. Первое предложение гера Ле Мэ осталось без удовлетворения.

Зимой 1614 года гер Ле Мэ несколько раз навещал  Виллема Схаута, проживавшего в городе Хоорн,  и продолжал уговаривать его стать своим партнером. Гер Ле Мэ хотел создать Австралийскую Южную компанию, и ее целью он ставил не только конкуренцию с голландским государственным монополистом, но и поиски Южной Земли и поиски другого прохода к Южному морю.

Гер Ле Мэ в своих предложениях и рассуждениях опирался на свидетельства английских моряков, плававших с Фрэнсисом Дрейком в 1580 году и на карту Йодокуса Хондиуса, опубликованную в Лондоне в 1590 году. На этой карте со слов моряков были обозначены некие островки южнее Огненной Земли.

«Если мы откроем этот новый путь в Южное море»,- говорил коммерсант Исаак Ле Мэ шкиперу Виллему Схауту,- «то это будет путь, не включенный в патент голландской государственной компании, не разрешающей нам идти в Ост Индию мимо мыса Доброй Надежды и через пролив Магеллана. Мы найдем новый путь, и никто не запретит нам вести свою независимую прибыльную торговлю!»

При последних словах гер Ле Мэ воодушевился и в его глазах вспыхнул огонь – так потом говорил Виллем Схаут.

Президентом, то есть руководителем будущей секретной экспедиции, Ле Мэ предполагал назначить своего сына Жака, а Виллему Схауту Ле Мэ отводил роль главного шкипера.

Уговоры и уверенность гера Ле Мэ в будущем успехе убедили Виллема Схаута – он согласился принять участие в рискованном, но завораживающем проекте.

КОММЕРСАНТЫ ХООРНА ОРГАНИЗУЮТ КОМПАНИЮ

Когда Виллем Схаут согласился на предложение гера Ле Мэ, новые партнеры начали практические действия.
Важно было представить дело так, что экспедицию организуют коммерсанты из города Хоорна, потому что Исаак Ле Мэ в Амстердаме был персоной нон грата и в одиночку не мог получить необходимые разрешения на плавание. В результате Виллем Схаут привлек к финансированию 50% всех расходов по экспедиции своих хороших знакомых: Корнелиса Сегерса, Яна Моленверфа, Яна Киса, бывшего мэра города Хоорн Питера Брауэрса. Другие 50% средств  для организации компании предоставил автор идеи предстоящего секретного плавания Исаак Ле Мэ.

27 марта 1614 года Исаак Ле Мэ получил от Генеральных штатов патент на четыре свободных плавания, подписанный и скрепленной печатью земельным адвокатом ван Олдебарневельтом – главным государственным чиновником Голландии и Утрехта.

С этим патентом Исаак Ле Мэ обратился к принцу Мауритцу ван Нассау с просьбой предоставить мандат на плавание в южные страны. Этот документ был выдан – в нем капитану Жаку Ле Мэ и его лейтенанту Виллему Схауту разрешалось заключать договора от имени принца и вступать в торговые отношения с правителями других стран.

С получением патента и мандата все инвесторы вполне законно могли начать работы по формированию австралийской компании.

Предприниматели решили подготовить к плаванию два корабля. Шкипер Схаут предложил приобрести у Западно – Фризского Адмиралтейства 180-тонный военный корабль «Грифон», имевший на вооружении 19 больших орудий и 12 поворотных /вертлюжных/ малых орудий. «Грифон» купили и переименовали в «Эйндрахт» /Единство/.  Второе судно – 55-тонную яхту «Хоорн»  предоставил для плавания один из акционеров – директоров новой компании.

/Класс судов в нашем повествовании назван в старых голландских регистровых тоннах, в современных единицах 180 тонн – равняется 360 тоннам, а 55 тонн – 110 тоннам/.

К 16 мая 1615 года в экспедицию набрали экипажи – 65 человек на «Эйндрахт» и 22 человека на «Хоорн». Все участники нашего плавания проживали или в городе Хоорн, либо в его окрестностях. При приеме в экипаж все моряки должны были подтвердить, что согласны плыть туда, куда направит флот главный шкипер Виллем Схаут. При этом оплата за плавание была существенно выше, чем общепринятая в те времена в Голландии.

Были установлены и сообщены членам экипажа нормы питания. Обычный дневной рацион питания состоял из солонины и вяленой рыбы, кроме того, каждому полагалась банка пива в день, четыре фунта печенья с половиной фунта масла и половиной фунта сала в неделю и пять больших голландских сыров на весь рейс.

Все члены экспедиции – и рядовые матросы, и офицеры - должны были соблюдать особые нормы поведения. Предписывалось, что все офицеры должны проявлять исключительную строгость при выполнении своих обязанностей, но не подвергать подчиненных искусственным лишениям. Запрещалось одному офицеру вмешиваться в дела другого. Офицерам запрещалось вести любые разговоры с рядовыми матросами и между собой относительно целей настоящего рейса, все предположения объявлялись бесплодными, а истинное направление доподлинно будут знать только шкипер Виллем Схаут и суперкарго Жак Ле Мэ.

Всем было объявлено, что любая растрата запасов, товаров, провианта будет строго наказана, а если она повлечет уменьшение рациона команды, то виновный будет наказан смертью. Запрещалось всем рядовым членам экипажей, кроме шкипера Виллема Схаута и суперкарго Ле Мэ, вести в ходе плавания какие либо записи и журналы. При обнаружении этого факта виновный будет строго наказан, в зависимости от обстоятельств. А если обнаружиться, что записи, либо журналы оказались в руках других мореплавателей либо авантюристов – виновный будет наказан смертью.

Руководство секретной экспедиции составили: Жак Ле Мэ – президент и суперкарго /главный коммерсант/, Виллем Схаут – шкипер экспедиции и «Эйндрахта», Ян Схаут – сводный брат Виллема – шкипер «Хоорна», Корнелис Схаут – племянник Виллема – охранник главной каюты, Даниэль Ле Мэ – младший брат Жака – вицекарго /помощник главного коммерсанта/. Кроме того, на «Хоорне» плыл купец Арис Клас.

Цель предстоящей экспедиции всем руководством компании акционеров держалась в  строжайшем секрете. Официально два корабля из Хоорна плыли в Южные страны, но куда конкретно из рядовых участников не знал никто.  Это таинственное обстоятельство привело к тому, что в городе Хоорн и его окрестностях о предстоящем плавании распространились самые разные слухи, вплоть до того, что самые отъявленные городские остряки называли моряков из экипажей «Эйндрахта» и «Хоорна» «путешественниками в никуда».

СЕКРЕТНЫЙ РЕЙС

25 мая 1615 года «Эйндрахт» под управлением шкипера Виллема Схаута покинул порт Хоорн, 3 июня в залив Эйсселмер из Хоорна под управлением шкипера Яна Схаута вышла яхта «Хоорн».  Вскоре два судна экспедиции объединились у острова Тексел, и 14 июня ушли от Западно-Фризских берегов курсом на юго-запад.

До начала главного рейса Виллем Схаут сделал две остановки – 17 июня в Дувре он сошел на берег и нанял в экипаж знакомого ему главного канонира – констебля «Эйндрахта» – имя этого специалиста история не сохранила. 27 июня в Плимуте Виллем Схаут нанял главного плотника Тиммермана ван Меденблика. Экипаж был сформирован – 28 июня из Плимута флот Виллема Схаута и Жака Ле Мэ вышел в открытое море.

Великое приключение началось.

Погода почти не препятствовала плаванию, Виллем Схаут 11 июля провел свой флот мимо Порто Санто на острове Мадера /Фуншал на португальском острове Мадейра/.  Воспользовавшись сильным северо-восточным ветром, 13 июля он миновал порт Тенерифе на Гранд Канарах /Санта-Крус-де-Тенерифе на испанском острове Тенерифе/, и 20 июля сделал остановку на островах Кабо Верде – самом западном пункте Африки. Во время перехода из Плимута до Кабо Верде случилось всего два значимых события – 8 июля умер младший плотник с яхты «Хоорн», а 16 июля при сильном ветре у «Эйндрахта» оторвалась и была потеряна шлюпка.

На Кабо Верде Схаут пополнил запасы воды и провианта, дал отдохнуть своему экипажу, и 1 августа предпринял попытку взять курс на Бразилию. Но планы Схаута нарушил сильный тропический шторм и неблагоприятный ветер, поэтому от Кабо Верде флот ушел к берегам Сиерра Лиона, где 30 августа на мелководье у побережья была сделана остановка.

Напротив стоянки кораблей была негритянская деревня, жители которой были весьма дружелюбны. Вицекарго Арис Клас с двумя матросами первым высадился на берег и обменял бусы из красного стекла, принимаемого неграми за кораллы, на 700 лимонов и две бочки бананов, затем он на шлюпке привез на «Эйндрахт» негритянского толмача, говорившего на множестве языков, и привел его для переговоров к Жаку Ле Мэ.

Толмач заявил, что недавно в его деревне матросы с французского судна, получившие разрешение на высадку на берег для закупки провианта, украли двух человек. Поэтому если голландцам нужен провиант и они пошлют своих людей на берег – пусть до этого отдадут двух своих матросов в заложники. С трудом суперкарго Жак Ле Мэ доказал толмачу, что он командует торговой экспедицией и не занимается поимкой рабов. После чего матросы под командой суперкарго Жака Ле Мэ и  офицера Класа Янса легко пополнили запасы пресной воды, а вицекарго Арис Клас за несколько сапожных  ножей получил у аборигенов  десяток бочек лимонов и бананов.

4 сентября флот покинул берег Сиерра Лиона, но ветер был настолько неблагоприятен, что шкипер Виллем Схаут  вынужден был медленно плыть на юг, и только 20 сентября он взял курс к берегам Бразилии. 20 октября флот пересек экваториальную линию.

25 октября 1615 года в открытом море на большом удалении  от берегов, когда никто кроме Виллема Схаута не знал о местоположении флота, Жак Ле Мэ и Виллем Схаут решили сообщить экипажу «Эйндрахта» цель экспедиции. Жак Ле Мэ собрал в общей каюте всех незанятых на вахте моряков и офицеров и попросил Класа Бана зачитать мемориал португальца Педро Фернандеса де Кейроса, написавшего, что в 1605 году он подходил к берегам неизвестной Южной Земли. Согласно этим записям искать берега Южной Земли, необходимо в 1000 мейл на запад от Перу /1000 голландских мейл = 7400 км/. В своих записях де Кейрос утверждал, что в Южной Земле есть такие богатства как жемчуг, золото, серебро и специи, и не только он, но и другие капитаны, знают о существовании этих берегов.

Сообщение офицера Класа Бана очень повлияло на команду, все - и моряки и офицеры -  почувствовали большое воодушевление от того, что их ожидает не только повышенное жалование после рейса, но и большая выгода от своей доли в общих доходах. Так, как это было принято в те годы на голландских кораблях.

27 октября морякам «Хоорна» было сделано аналогичное сообщение. Моральный уровень и рвение при выполнении своих обязанностей у всех моряков экспедиции существенно возросли. Однако Жак Ле Мэ и Виллем  Схаут решили не акцентировать внимание своих моряков и офицеров на том, что второй и главной целью экспедиции является поиск нового пути в Южное море без использования Магелланова пролива. Поэтому экспедиция продолжала оставаться секретной. 
 
Итак, до конца октября 1615 года флот шкипера Виллема Схаута продолжал свой путь в основном на юг и 3 ноября достиг 20 ° южной широты и прошел остров Мартин Ваес, где шкипер поменял курс на юго-запад. К концу ноября в небе стали появляться одинокие птицы, в море плавали острова из ряски – это говорило о том, что берег близок. 6 декабря все увидели американский берег, выглядевший весьма плоским и белым, это случилось в районе 47 ° 30' южной широты.

Виллем Схаут вел флот к удобной природной гавани Порто Дизайе /Порт Желание, аргентинский город Пуэрто-Десеадо/, и при этом использовал отчет голландца Оливера ван Ноорта, изданный в Роттердаме в 1602 году. Навигация Схаута оказалась правильной, он точно подошел к северному мысу у Порто Дизайе, и ночью 7 декабря стал на якорь на глубине 14 футов в одной мейл от берега /голландская мейл – 7,4 км/.

Утром Схаут снялся с якоря и поплыл к устью реки Дизайе, но слишком доверился отчету ван Ноорта. При отливе «Эйндрахт» попал кормой на мель и застрял, к счастью ветер был благоприятен, и крушения не произошло – наступил прилив и корабль освободился.

На следующий день Схаут повел флот вверх по реке Дизайе, но когда он прошел четверть мейл, снова начался отлив. Братья Схаут – каждый на своем судне бросили якоря, но грунт был каменистым и якоря не зацепились. Отлив отнес корабли к мели, при этом яхта «Хоорн» попал на отмель, от которой ушла вся вода, а «Эйндрахт» сел на отмель кормой, завалился на борт и упал на яхту, чудесным образом его удержавшую.

Во время прилива дул устойчивый западный ветер, и только это дало кораблям сняться с мели без повреждений.  Других приключений в районе реки Дизайе не было. Виллем Схаут спустил на воду с «Эйндрахта» пинас, на котором моряки доплыли до острова Пингвинов, лежавшем неподалеку, и привезли оттуда 150 убитых пингвинов и двух морских львов. На скалах матросы собрали множество птичьих яиц, в заливе наловили огромное количество рыбы, похожей на корюшку. Не решенной оставалась проблема пресной воды – вода в устье реки была солоноватой из-за приливов и отливов, а поход вверх по реке чуть не закончился катастрофой.

Яхта «Хоорн» героически подставила свой борт «Эйндрахту», и тем спасла всю экспедицию, но, как выяснилось, пострадала сама – в  её трюм стала поступать вода. Вероятно, при ударе и последующей обсушке на мели, у яхты произошла подвижка досок в обшивке подводной части, а встать им на место мешали ракушки, приросшие к этим доскам. Поэтому яхта требовала ремонта на берегу.

11 декабря Виллем Схаут покинул бухту у реки Дезайе и повел флот на юг. 17 декабря корабли подошли к Кенинкс Айлент /Королевский остров/ и братья Схаут посовещавшись, решили, что отмель на острове хорошо подходит для ремонтных работ. При этом решили обжечь ракушки и на «Хоорн» и на «Эйндрахте».

18 декабря во время прилива корабли поставили на отмели острова на якорь на расстоянии двух мушкетных выстрелов один от другого и стали ждать отлив. 19 декабря, вечером, вода ушла и обнажила подводную часть  яхты «Хоорн», после чего матросы развели у одного из её бэкбортов  открытый огонь, с целью обжечь ракушки с яхты, а затем их счистить.

Картину произошедшего потом трудно доподлинно установить – точно известно, что ночью 20 декабря 1615 года на яхте «Хоорн» произошел мощный взрыв, разметавший по берегу конструкции кают яхты и все вещи из этих кают. Возникший затем пожар потушить было невозможно. Человеческих жертв при взрыве не было, не пострадал и «Эйндрахт», стоявший  от яхты на приличном удалении.

Экипаж, и в первую очередь, суперкарго Жак Ле Мэ возложил ответственность за взрыв на шкипера Яна Схаута, не убравшего с яхты перед ремонтными работами запасы пороха. Это было не очень справедливо – никто и никогда не делал такой операции на голландских кораблях. В каюте шкипера на яхте хранились в денежном сундуке деньги в серебряных монетах. Много дней матросы искали на берегу и в море это серебро, и спасли его около 37 фунтов. Когда пожар на яхте закончился, от нее остался только обгоревший каркас. Матросы искали серебро и там, и многие монеты нашли в виде  оплавленных слитков. Кроме того, на «Эйндрахт» матросы перенесли якорь яхты, и четыре медных доски из общей каюты – все остальное использовать было нельзя.

Работы с корпусом «Эйндрахта» прошли без происшествий. Корабль во время прилива переместили к берегу острова на приличную глубину и поставили на якорь. Продолжить плавание на юг не давал ледяной штормовой юго-западный ветер,  и начавшиеся летние грозы с обильным градом.

Моральное состояние членов экспедиции было на очень низком уровне. В один из вечеров в начале января 1616 года во время ужина, когда все офицеры сидели за столом в каюте «Эйндрахта», шкипер Виллем Схаут сообщил им, что после того, как сгорел «Хоорн» он принял решение не вести поиск Южной Земли, с ее неразведанными богатствами, а продолжить  плавание по новому пути в Ост-Индию, где точно можно  закупить пряности, после чего  все участники плавания вернутся домой с хорошим надежным доходом. Так шкипер Виллем  Схаут первым нарушил инструкцию о секретности своей экспедиции.

После этого суперкарго Жак Ле Мэ вынужден был показать офицерам экспедиции одну из секретных карт, хранившуюся лично у него, с обозначенным возможным проходом южнее Феарланда /Огненная Земля, аргентинско - чилийский остров Терра дель Фуэго/.

Сообщение  Виллема Схаута об изменении основных целей экспедиции очень воодушевило всех офицеров и матросов, но еще более оно не понравилось Жаку Ле Мэ, видимо, имевшему особые инструкции от своего отца и одного из директоров компании гера Исаака Ле Мэ.

Благоприятная для продолжения рейса на юг погода установилась только 10-12 января 1616 года. 13 января 1616 года шкипер Виллем Схаут приказал матросам выбрать якоря, вывел «Эйндрахт» в открытое море и взял курс на юг. У обгорелого остова яхты «Хоорн» путешественники оставили медную табличку, с таким нацарапанным текстом: «На корабле и яхте под названиями Эйндрахт и Хоорн прибыли 8-го декабря, отправились10 января 1616 года Жак Ле Мэ, Виллем Схаут, Арес Клас, Ян Схаут и Клас Бан».

Так завершилась секретная часть экспедиции, но приключения не закончились

НОВЫЙ ПУТЬ В ЮЖНОЕ МОРЕ

5-6 дней северо-западный ветер помогал «Эйндрахту» и судно резво продвигалось на юг к проливу Магеллана. 20 января около 53 ° южной широты путешественники увидели сам пролив – он уходил на запад и предстал в виде залива глубиной не менее 20 мейл.

В этом месте все надежные карты, имевшиеся у шкипера Виллема Схаута закончились, и он продолжил плавание новым неизведанным путем, не зная, куда он его приведет.

23 января погода стала портиться, подул порывистый южный и юго-восточный ветер, в то время как берег заворачивал на юго-восток. Виллем Схаут, опасаясь натолкнуться на мели,  приказал мерить глубины. Местами они составляли и 50 и 40 футов. С большим трудом «Эйндрахт», отошедший на мейл от берега, продвигался на юго-восток. К переменчивому ветру в открытом более глубоком море добавилось сильное встречное подводное течение, идти против которого Виллему Схауту с трудом удавалось даже под всеми парусами.

Утром 25 января на широте чуть меньше 55 ° южной широты «Эйндрахт» столкнулся с неожиданным препятствием – огромным количеством китов. Виллем Схаут вынужден был отправить в воронье гнездо наблюдателя, чтобы он нашел путь, по которому можно было бы плыть дальше, не опасаясь столкновений с морскими великанами.

Днем 25 января 1616 года наблюдатель, направленный следить за китами, увидел на юге широкую полосу «голубой воды», это случилось 55 ° 36 ; южной широты. Виллем Схаут направил корабль курсом на эту «голубую» дорожку. По правому борту берег закончился и стал круто уходить на юго-запад. По левому борту в тумане в 5-6 мейлах виднелся берег другой, неизвестной земли, уходившей на восток. В направлении на юг, насколько хватало глаз, было открытое море. Все участники экспедиции поняли, что они, вероятно, на пороге открытия нового пути в Южное море.

В этот же день путешественники назвали землю по своему правому борту Землей Мауритца ван Нассау. 26 января «Эйндрахт» вошел на «голубую» дорожку, навстречу порывами дул южный ветер, но Виллем Схаут упорно и медленно продвигался на юг.

27 и 28 января ветер стал настолько переменчивым, что Виллем Схаут вынужден был держать на марселе четырех матросов, чтобы иметь возможность быстро ставить и убирать грот-парус.

29 января 1616 года, когда  земля по левому борту исчезла из вида, мореплаватели назвали ее Стате Ландс /Земля Государства/. Течение, мешавшее плаванию ослабло, а ветер сменился на северо-восточный, поэтому к вечеру «Эйндрахт» основательно продвинулся на юго-запад. Вскоре Виллем Схаут увидел по правому борту два маленьких острова, а за ними высокую гору, скрывающуюся в тумане. Острова мореплаватели назвали именем Барневельта – голландского чиновника, а гору в честь города Хоорн назвали Мыс Хоорн /мыс Горн/.

С 29 января по 12 февраля Виллем Схаут успешно обогнул с юга землю, и вошел в Южное море, а так как юго-западный ветер теперь стал для него попутным прошел на север вдоль берега до западной оконечности пролива Магеллана. Таким образом, путь, на который, проходя через пролив, мореплаватели тратили несколько месяцев, Виллем Схаут преодолел за 3 недели. Надо сказать, первопроходцам изрядно повезло – обойти мыс Горн за такое короткое время на парусах – это редкая удача.

Но Виллем Схаут и Жак Ле Мэ этого не знали. 12 февраля 1616 года на «Эйндрахте» устроили праздник, где весь экипаж получил тройную порцию вина и хорошую закуску. Тогда же Большой Совет экипажа решил  назвать открытую 25 января 1616 года неизвестным нам голландским моряком «голубую дорожку» между Землей Мауритца ван Нассау и Землей Государства /это был аргентинский остров Эстадос/, по которой шкипер Виллем Схаутен провел «Эйндрахт» в Южное море проливом Ле Мэ. На современных картах этот пролив носит название «пролив Ле-Мер».

Так имя шкипера Виллема Схаута осталось никак не отображено на карте Южной Америки.

«ЭЙНДРАХТ» ПЛЫВЕТ НА ЗАПАД

Суперкарго экспедиции Жак Ле Мэ, вписавший свое имя на географическую карту, воспользовался своим правом представителя своего отца – главного акционера компании Исаака Ле Мэ – и  потребовал от шкипера Виллема Схаута начать поиск Южной Земли. Схаут подчинился, и 28 февраля 1616 года на 40 ° южной широты при хорошей погоде повернул на запад в сторону островов Хуан-Фернандес. Южное море недаром сегодня носит имя Тихий океан, в нем очень редки штормы, и бывает полное безветрие. Как вы понимаете для парусных судов это не очень хорошо.

1 марта «Эйндрахт» был у острова Хуан-Фернандес, затем были другие острова, через месяц плавания в Южном Море половина экипажа болела цингой. Эта болезнь известна своей беспощадностью, и несколько членов экипажа умерло, а  9 апреля умер сводный брат Виллема Схаута шкипер сгоревшей яхты «Хоорн» Ян Схаут.

16 апреля мореплаватели встретили остров, и наименовали его как Водный остров. На этом острове удалось пополнить запас пресной воды и сделать запас обычного салата, хорошо помогавшего в лечении цинги и этим спасшего у голландских путешественников много жизней. На Водном  острове и похоронили шкипера Яна Схаута. Затем были остров Мухи, остров Кокос, остров Предателей и другие.

Многие встретившиеся по ходу плавания острова были населены очень воинственными полинезийцами, пытавшимися на десятках каноэ атаковать голландцев, и однажды «Эйндрахт» впервые с начала плавания вступил в бой с применением артиллерии, после чего нападавшие полинезийцы понесли большие потери и отступили.

«Эйндрахт» давно миновал отметку в 1000 мейл от берега Перу, но никакой Южной Земли не было – и все острова, встретившиеся мореплавателям, были весьма небольшими. Мемориал португальца де Кейроса, на который опирался Жак Ле Мэ, был ошибочен. Доводы шкипера Виллема Схаута не оказывали на суперкарго никакого воздействия. Решение принял экипаж – 12 июня 1616 года Большой Совет решил прекратить поиски Южной Земли и взять курс на Молуккские острова. Решению Совета Жак Ле Мэ подчинился.

24 июня «Эйндхорн» был севернее острова Святого Иоанна /Новая Гвинея/, и там при высадке на два небольших острова, называемыми аборигенами как Моа и Инсу, произошла крупная стычка между папуасами и нашими мореплавателями. Сначала папуасы из засады ранили стрелами 16 моряков, но затем моряки ответили из мушкетов, а Виллем Схаутен, командовавший высадкой был вынужден обнажить свой меч.

На «Эйндрахте» командиром оставался  суперкарго Жак Ле Мэ, он видел стычку отряда Виллема Схаута с папуасами, и дал по их каноэ 8 выстрелов из корабельных пушек. После этого папуасы бежали. Два острова, на которых произошло вышеупомянутое сражение, были названы Зелеными островами Схаута /острова Схаутена/.

Затем были и другие стычки с папуасами, но голландцы упорно шли на запад,  пока не достигли Молуккских островов.

КОНФИСКАЦИЯ И ПОЗОР ВМЕСТО СЛАВЫ

17 сентября 1616 года шкипер Виллем Схаут привел «Эйндрахт» в порт Малайя на острове Тернате и бросил якорь у берега на глубине около 70 футов. Виллем Схаут и Жак Ле Мэ сошли на берег и были любезно приняты своими земляками голландцами генерал-губернатором Лоренсом Реалом, адмиралом Стивеном ван Хагеном, губернатором Джаспером Янсом. На борту «Эйндрахта» было два пинаса, не нужные для дальнейшего плавания. Жак Ле Мэ продал эти вспомогательные суда, и на вырученные деньги закупил запас провианта, достаточный для того, чтобы доплыть от Тернате до Голландии. Поначалу все складывалось очень удачно.

Адмирал Стивен ван Хаген лично знал Виллема Схаута и его отца, плававших шкиперами в его флотах, а отец Жака Ле Мэ гер Исаак Ле Мэ был в приятельских отношениях с генерал-губернатором Тернате. Этого генерал-губернатора звали Джерард Рейнст. Но мореплавателей встретил генерал-губернатор Лоренс Реал – оказалось, что пока «Эйндрахт» плавал по морям, Джерард Рейнст умер, и его место занял другой человек.

Шкипер Виллем Схаут выполнил свою часть работы – привел судно из Голландии по новому маршруту к Молуккским островам. Суперкарго Жак Ле Мэ должен был выполнить свою – закупить специи в Тернате. Несколько дней Ле Мэ вел переговоры с Лоренсом Реалом, но разрешения на закупку не получил, так как осторожный генерал предложил решать все вопросы в правлении Объединенной компании – в Батавии. Пришлось плыть к местному начальству.

27 сентября Виллем Схаут поднял якорь, и «Эйндрахт» взял курс в порт Батавия на острове Ява /Джакарта в Индонезии/.

28 октября 1616 года «Эйндрахт» бросил якорь на рейде Батавии. 30 октября на борт судна прибыли бухгалтер и директор местного офиса объединенной компании Ян Коэн. На следующий день Жак Ле Мэ и Виллем Схаут были вызваны к директору Коэну и он объявил им, что «Эйндрахт» со всем грузом и все документы о его рейсе конфискованы за нарушение монополии на судоплавание ЛОС. Возражения суперкарго Жака Ле Мэ и предъявление разрешительных документов во внимание приняты не были. Гер Ян Коэн заявил, что если мореплаватели правы, то должны подать иск о компенсации непосредственно в Голландии. Пояснения шкипера Виллема Схаута, о том, что они не нарушили монополию ЛОС и не шли проливом Магеллана также были опровергнуты, как лживые.

Затем чиновники провели инвентаризацию на «Эйндрахте» и приняли «справедливое» решение по первооткрывателям: им предложили на выбор, либо поступить на службу в ЛОС, либо как пассажирам и за свой счет плыть на родину на первом отправляющемся из Батавии в Амстердам флоте.

Экипаж «Эйндрахта» разделился, большая его часть поступила на государственную службу, меньшая, в том числе Виллем Схаут, Жак Ле Мэ и его брат Даниэль Ле Мэ оплатили пассажирские места и уплыли 15 декабря 1616 года на флоте Йориса Яна Спильбергена в Голландию. Наш герой Виллем Схаут плыл на адмиральском корабле «Амстердам».

ЗАВЕРШЕНИЕ ВЕЛИКОГО ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Что было дальше?

Расскажем о нашем герое и его соратниках.

Жак Ле Мэ умер от непродолжительной болезни в открытом море 31 декабря 1616 года, так и не увидев родины и не рассказав обстоятельств  своей экспедиции своему отцу Исааку Ле Мэ. Суперкарго Жак Ле Мэ прожил чуть более 31 года. На церемонии прощания выступил адмирал ван Спилберген, веривший в правдивость рассказов Жака Ле Мэ и Виллема Схаута об открытии ими нового пути в Южное море. Адмирал назвал Жака Ле Мэ одаренным ученым и хорошим мореплавателем.

Виллем Схаут прибыл в Голландию 1 июля 1617 года, он встретился со своей супругой, и вскоре продолжил свою коммерцию. 25 сентября 1618 года в Амстердаме некий Виллем Янс Бло опубликовал «Журнал путешествия» от имени Виллема Схаута. Шкипер Схаут вел записи во время своего выдающегося плавания, но все они были конфискованы в Батавии, поэтому к этой публикации Схаут никакого отношения не имел. Кому же она понадобилась – об этом немного позднее.

Крушение Австралийской компании, и потеря денег рядом богатых жителей Хоорна больно ударила по отважному шкиперу Виллему Схауту. В Хоорне он работать не мог, поэтому нанялся в государственную компанию ЛОС как шкипер. В декабре 1619 года он ушел в свой последний рейс из Лейдена на Восток. Шкипер Схаут работал в ЛОС с 1619 по 1625 год. Во время одного из рейсов китайские рабы, перевозимые в трюме его корабля, взбунтовались, захватили корабль, взяли в плен экипаж, а шкипера Виллема Схаута привязали  к грот-мачте. На берегу пленного Схаута китайцы держали в сыром грязном сарае на хлебе и воде, и он тяжело заболел. Через некоторое время Виллема Схаута освободили, и он поплыл на родину на корабле «Миддельбург», но болезнь взяла свое – наш герой умер в море близ острова Мадагаскар, где и был похоронен в 1625 году в районе залива Антогил.

А теперь о том, как Виллем Схаут стал писателем. Дело в том, что против государственной компании ЛОС стал судиться главный акционер Австралийской компании гер Исаак Ле Мэ. По закону он был полностью прав, поэтому в ЛОС, вероятно,  приняли решение опубликовать записи шкипера Виллема Схаута, с максимальным уменьшением роль Исаака Ле Мэ как главного автора идеи экспедиции флота Австралийской компании.

Гер Исаак Ле Мэ оказался смелым человеком – он обратился к высшему руководству Голландии и потребовал для своей Австралийской компании патент на 20 лет на право использования пролива Ле Мэ для ведения торговли в Японии, Китае и Ост-Индии.  Кроме того,  Исаак Ле Мэ потребовал выплатить компании компенсацию за неправомерный захват «Эйндрахта» и всего его имущества, и за использование открытого пролива Ле Мэ и других южных островов без разрешения первооткрывателей.

Юридическая битва Исаака Ле Мэ и государства длилась годами. Гер Ле Мэ отсудил компенсации за «Эйндрахт», добился для экипажа оплаты гонораров  за рейс, но главную победу он не одержал.

В марте 1621 года судья постановил, что Австралийская компания не имела в своем патенте ПРЯМОГО РАЗРЕШЕНИЯ ДЛЯ ТОРГОВЛИ В ПАТЕНТНОЙ ЗОНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛОС, куда без всякого правового основания суд относил и район открытого флотом Австралийской компании пролива Ле Мэ.  Акционеры Австралийской компании, в том числе и Исаак Ле Мэ были ограблены своим государством откровенно и нагло.

Затем в 1621 году право на пользование проливом Ле Мэ Генеральные Штаты отдали новой государственной Вест-Индской компании.

Жертва государственного произвола предприниматель Исаак Ле Мэ умер в 1624 году, а до своей смерти он перевыпустил Журнал путешествия, изданный неизвестными лицами от имени шкипера Виллема Схаута, но уже от имени своего умершего в море сына Жака Ле Мэ.

Что Исаак Ле Мэ мог еще сделать? Пролив, названный в честь его сына, захватило государство, к кому Исааку Ле Мэ было обращаться?

ЭПИЛОГ

На этом, уважаемые читатели, я завершаю свой рассказ. Надеюсь, вам было интересно.

На иллюстрации к рассказу первая страница Журнала, изданного в 1618 году от имени нашего героя Виллема Схаута.

Кто реальный автор этого журнала, и было ли все так, как в нем описано, так никто и не узнает – архивы «Эйндрахта» были конфискованы – но где они? Вероятно, это голландская государственная тайна.

Нижний Новгород. 4 августа 2019 года.

Ссылка на книгу "Приключения отважных капитанов" на главной странице.