А обида жива

Любовь Матвеева-Поротикова
 
   
                «Мала – да нивка,  велико – да болото» (русск. пог.)

           От нашего прилавка только что отошёл «сбитый лётчик»(читайте рассказ "Сбитый лётчик"), мы с Машей стоим, ждём покупателей. Её стол заставлен бутылями с молоком,  стоит и литровая банка со сметаной. Сметану у неё то и дело спрашивают и готовы купить, но она уже обещана кому-то, и только зря дразнит покупателей. А вот молоком сегодня никто не интересуется. Но если и спрашивают, Маша цену «держит»,  литр – двести тенге. Цена как в магазине, только качество лучше. Передо мной же – только три стакана крыжовника, и на него тоже никто не смотрит. Но я на базар прихожу не только поживиться…
            Теперь мы с Машей наблюдаем за парой супругов, которые торгуют первыми огурцами, помидорами, а ещё роскошными цветами  и всякой дачной мелочью.  Перед их прилавком всегда туча покупателей, размах их бизнеса велик, доходы – тоже. Видно, что супруги живут вместе много лет, хорошо понимают друг друга, и вполне успешны в супружестве, как и в бизнесе. Только… супруг очень небольшого роста. Как с таким обниматься? У меня к мужчине маленького роста никаких чувств возникнуть не могло бы, вот и выбрала себе в своё время мужчину высокого, симпатичного! Опыт оказался  неудачным… Я поделилась с Марией своими мыслями на этот счёт, она подхватила тему:
            - Я родилась и жила в селе Пеньково, нравился мне деревенский парень, Мишка - высокий, красивый! Мы с ним оба поглядывали друг на друга, но ещё не дружили. Было мне тогда лет восемнадцать. Как-то я иду по улице, ко мне обратился незнакомый паренёк, спросил, где находится сельский магазин. Я ответила, и пошла дальше, а парень на меня «глаз положил». Видно, проследил, где мой дом, и стал из города приезжать, на лавочке «дежурить» - подолгу иногда ждал! Я к тому времени стала в городе работать на швейной фабрике. Соседи и родные надо мной подтрунивали – «присушила» парня. А мне он  совсем  нужен и не был, сама я продолжала «сохнуть» по Мишке, а тот на меня внимания не обращал… Мне было обидно…
           Мало-помалу познакомилась я с Виктором – этим, городским парнем. Он был постарше меня, и кое-чего уже добился в жизни. Оказалось, он работает мастером на заводе Ленина, на хорошем счету. Жили они с матерью в большой квартире в центре Петропавловска. Красиво он за мной ухаживал: дарил цветы, возил в город в кафе, на танцы, приглашал на концерты приезжих артистов - дорогие билеты покупал всегда на первый ряд, провожал домой - город-то недалеко...
           Представляете – деревенской девушке сразу столько внимания?.. Подруга Вера завидовала мне, советовала не упускать такого парня – культурного, симпатичного, городского, с квартирой!  Я и сама понимала – хороший парень, и меня любит - не то, что Мишка. Вот только роста он был небольшого - немного повыше меня… Но, однако, мы уже с ним целовались, и дело шло к тому, что Виктор мне сделает предложение… Я сомневалась…
           И тут Мишка активизировался – девушку из-под носа уводят, городские! И… предложил жениться! Я долго не думала,  вышла за него замуж! Виктор сильно обиделся, и двадцать лет со мной не здоровался. К тому времени мы с Михаилом уже переехали в город, и изредка я с Виктором встречалась – случайно. Он стал начальником цеха на большом заводе, женился,  и всё у него было в порядке. Ездил он на дорогой машине.
           А мы много лет с мужем снимали жильё, родились две девочки. Жили трудно, работать Михаил не любил, а любил совсем другое… Но я Мишку любила, и ни о чём не жалела, хоть испытаний пришлось пережить немало. Потом мы с мужем разошлись, пошли разными дорогами. Он женился во второй раз, в третий, так просто болтался… Теперь его парализовало, живёт у старшей дочери – никому оказался не нужен.
           У меня теперь в городе тоже есть маленькая квартирка, дочери замужем. Старшая Ирина живёт с мужем и детьми в Петропавловске, младшая Марина – тоже с мужем и детьми – в Пенькове. У Марины большое хозяйство, огород, три коровы  - вот помогаю ей с детьми, с огородом,  торгую для неё молоком. Конечно, если бы моим мужем был начальник цеха, у детей были бы совсем другие перспективы… Теперь Виктор при встрече со мной здоровается, понемногу разговариваем. Видно, что обида в нём до сих пор жива…

            Обида жива… Она жива не только в Викторе – в каждом из нас… Или не  те нас любили, или не так, как мы того заслуживаем… Могла ли Маша полюбить Виктора оттого, что он – хороший человек? Или я – другого, не мужа, который меня в конце концов оставил? Да нет… Хоть сколько-то, но мы были  счастливы… А с другим, «хорошим» человеком, мы бы каждую минуту думали – не те глаза, не тот рост, не те ухватки… Может, и дети бы наши тогда не родились, а ДЕТИ ДОЛЖНЫ РОЖДАТЬСЯ ТОЛЬКО В ЛЮБВИ!

           Покупателей на наш товар всё нет – начало месяца, люди деньги ещё не получили… Я ссыпала свой крыжовник в пакет – сделаю себе варенье! А Маша   продала банку со сметаной – за ней так и не пришли, составила оставшиеся бутылки с молоком назад в сумку, подхватила другую – тоже с полными полуторалитровыми бутылями, и также собралась уходить. Я ужаснулась:
           - Как ты их понесёшь? Это же ужасно тяжело! Почему у тебя на этот случай тележки нет?
          - Ничего, это же только до остановки… Скоро автобус на Пеньково – отвезу назад, дочь вечером провернёт на сепараторе… Сметаной легче возить, но не так выгодно, как молоком…
          И две женщины, понимающие толк в выгоде (я-то тоже уходила не только с ягодами, не нашедшими спроса, но и с двумя историями), разошлись по домам… Перед этим к нам подходил мужчина с неудавшейся жизнью, которого мы назвали «сбитый лётчик» (читайте рассказ). Мы на него смотрели свысока, а сами-то мы разве  не «сбитые лётчики»? И КАЖДЫЙ ИЗ НАС – не таков ли?..       

         На фото рисунок моей младшей дочери Лены - она с сестрой Таней.