Учительская династия

Мария -Просто Мария
Образование является немаловажной страницей в истории Белгородской области. На примере Горбовой Зои Васильевны, а точнее учительской династии Горбовых, хочу рассказать, какое значение имело и имеет учительство в школе для развития народного образования в нашей области.

Зоя Васильевна относится к детям военной поры. Она родилась в марте 1942 года, в то время, когда шла война.  Своего отца Зоя Васильевна знала только по рассказам матери и по фотографиям, отец с фронта не вернулся, пропал без вести впервые месяцы войны. Трудно было выжить и уцелеть в оккупированной немцами территории. Красногвардейский район, где проживала семья Коцаревых, также находился в тылу у врага. Были частые бомбардировки, и жителям приходилось жить и прятаться в подвалах. В один из налётов мать еле успела спасти маленькую Зою, бросив её  в подвал, но всё обошлось благополучно. Только вот стёкла из окон разлетелись вдребезги от снаряда, упавшего недалеко от дома.

Детство своё Зоя Васильевна помнит в послевоенные годы, с 4-5 лет. В то время особенно донимал голод, и детвора с самых ранних лет заботилась о том, как добыть еду. Приходилось собирать в поле колоски, хотя делать это строго запрещалось. На лугу собирали какую-нибудь съедобную траву, а на меловых горах собирали чёрную скользкую «лапшу». Зоя Васильевна вспоминает:
 - Столько за день километров отмеряешь, что к вечеру уже не можешь пошевелить ногами. Но дети есть дети и, отдохнув за ночь, на следующий день опять неслись на горы, как, ни в чём не бывало.

Были в детстве и маленькие радости, когда мама сошьёт для своей дочки Зои тряпичную куклу, с которой можно было играть подолгу. А в основном дети сами лепили для себя куклы из глины, сушили их на солнце и играли.
В семь лет Зоя  пошла в первый класс хуторской начальной школы. Класс был большой и разновозрастной. Многим детям в школу приходилось ходить, когда позволяла погода, так  как в холод нечего было одеть, особенно в тех семьях, где много было детей. Мать Зои старалась не обделять свою единственную дочь и только за редким исключением Зоя могла пропустить школу.
               
Десятилетнее образование заканчивать пришлось Красногвардейской средней школе, куда приходилось ходить пешком за 7 километров. Было очень трудно, но, несмотря,  ни на что, старались жить дружно и весело, не
унывать. Волнующими событиями было вступление в пионеры и комсомол. Зоя  за годы учёбы в школе была лидером: старостой в классе, председателем  ученического комитета.

После окончания 10 классов Зоя   год работала в той же школе, где училась, учителем начальных классов. Теперь её стали называть по имени и отчеству – Зоя Васильевна. Работая в школе, поступила заочно в Воронежский педагогический институт на физико-математический факультет. В этом была трудность, так как приходилось работать и учиться. В институте училась пять лет, закончила в 1967 году и получила специальность «учитель математики и физики». Самый первый рабочий день в качестве учителя математики прошёл в глухом, далёком от райцентра, селе Дубки Красногвардейского района. Мероприятий там никаких не было, поэтому приезд молодой учительницы для села был  большим событием, каждому, от детей до взрослых, хотелось увидеть и поговорить с ней. Надо отметить, что люди в то время, особенно дети, были очень добрые и уважительные, с ними легко было найти общий язык и поэтому работать учителем нравилось. Три года проработала Зоя Васильевна в этой школе. Работая в Больше - Быковской восьмилетней школе, Зоя Васильевна многому научилась у директора школы Заздравных Софьи Ивановны, которая учила ответственно относиться к работе, воспитывала любовь и доброжелательное отношение  к ученикам и коллегам, прививала навыки культурного общения. Эти качества Зоя Васильевна усвоила и пронесла через всю свою трудовую деятельность.

В 1964 году  Зоя Васильевна вышла замуж за Горбова М.Т.  Его, как молодого специалиста сельского хозяйства, направили в отдалённый  Ровеньский район  село Нагольное. Он был заведующим РПФ (ферма по выращиванию свиней), а Зоя Васильевна пошла работать в школу. Они полюбили это село и навсегда остались в нём жить. Здесь же пустили свои корни, родились сын и дочь.

Коллектив Наголенской средней школы принял Зою Васильевну доброжелательно. Во главе школы были такие замечательные педагоги как Лобкин В.Д – директор школы и Брежнева Л.А.- заместитель директора. Выдержка, уравновешенность, доброта Владислава Диомидовича всегда были для Зои Васильевны примером подражания. Неиссякаемая энергия, задор, юмор, стремление помочь каждому в трудной ситуации, любовь к людям Людмилы Андреевны оставили в душе Зои Васильевны неизгладимый след. В школе  работал прекрасный коллектив, который добивался высоких показателей в труде, но умел прекрасно отдыхать, организовывая  вечера отдыха, проводя праздничные концерты в сельском клубе. Ансамбль молодых учителей участвовал в районных  и областных конкурсах. В ансамбль входила почти половина учителей, и  Владиславу Диомидовичу удавалось на время выездных концертов заменять уроки, и учебный процесс продолжался. Любили песни, шутки. Никогда не было зависти к другим, всегда старались помочь друг другу.

В 1968 году была назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе.  С 1983 по 1997  год была директором школы. 15 лет была на этой должности. За сорок лет работы много раз награждалась Почётными грамотами  и благодарностями различных уровней. В 1972 году была награждена значком «Отличник народного просвещения». За 4 года до ухода на пенсию должность директора школы сменила на должность простого учителя математики.

У Зои Васильевны есть сын и дочь. Сын -  Горбов Игорь Митрофанович, работал в Наголенской  школе инструктором по вождению автомобиля. У него, по словам Зои Васильевны, хорошие математические способности, но пойти по её стопам он не захотел. А вот Светлана Митрофановна во многом повторила судьбу своей мамы. В школьные годы Светлана была лидером пионерской организации, возглавляла комсомольскую организацию в школе. У Светланы не было сомнения в выборе профессии. Она уже давно твёрдо решила для себя, что будет учителем и только учителем математики, как мама. Вместе с тремя  подружками- одноклассницами она поступила в Белгородский Государственный  университет, но только факультеты разные. Теперь они не просто подруги, но и коллеги, о которых говорят с большим уважением: Светлана  Митрофановна, Наталья Петровна, Елена Фёдоровна и Ольга Владимировна. Они в жизни уже многого хорошего достигли. Естественно, что на выбор профессии для Светланы повлияла её мама, Зоя Васильевна. Хотя в школе Зоя Васильевна своим детям не преподавала уроки математики, но она постоянно оказывала помощь и поддержку, а порой и контроль в выполнении домашних заданий. У Светланы Митрофановновны   сын и дочка – студенты.

Светлана Митрофановна Скачко, как и её мама, была директором  Айдарской средней общеобразовательной школы. У Светланы много дел, проблем, но она, ни разу не пожаловалась своей маме. Просто у неё сильный и твёрдый характер, и она старается все трудности преодолевать сама вместе с учительским коллективом школы. В школе её уважают за  принципиальность, требовательность и в тоже время за её доброту и отзывчивость. Женщине трудно быть директором школы, иметь семью и проживать в сельской местности, поэтому Светлана оставляет должность директора школы и работает учителем математики, физики и информатики.
Светлана Митрофановна  сейчас в самом расцвете сил, и она сможет достичь в жизни той высоты, которую достигла её мама, Горбова Зоя Васильевна.

На традиционный вопрос: захотели бы заново пройти свой жизненный путь? - Зоя Васильевна ответила так:
 -Без сомнения. Говорят, что дважды нельзя войти в одну реку, а я,  вопреки всему, вошла бы. Я довольна своей выбранной профессией и об этом никогда не пожалела.

Зоя Васильевна за годы работы в школе учила математике не одно поколение детей. Многие её ученики в жизни стали хорошими людьми, и они с благодарностью отзываются о Зое Васильевне. В селе Нагольное  она уважаемый человек. И если спросить  любого жителя села, то каждый скажет, что Зоя Васильевна и как учитель, и как человек заслуживает большой благодарности  от всех тех, кого она учила и с кем  работала.
Внуки Евгений и Даниил гордятся своей бабушкой, но продолжить учительскую династию Горбовых не захотели, выбрали другие профессии.

Я уверена, что учительская династия Горбовых  внесла огромный вклад в развитие образования  не только в Ровеньском районе, но и в Белгородской области. Именно такие, как  Зоя Васильевна, являются примером для подражания  начинающим учителям, эталоном интеллигентности, справедливости и доброты человеческой.