Агент

Владимир Шатов
Сотрудник немецкой разведки Артур Небель, знавший шесть иностранных языков, по служебным делам приехал в оккупированный Амстердам и случайно оказался на закрытом заседании военного суда, рассматривающего дело участников партизанского подполья.
- Они взрывали железнодорожные мосты и склады горючего, - сообщил ему знакомый штандартенфюрер СС. - Расклеивали антифашистские листовки, призывая население к борьбе с нами!
Тайный агент Небель прославился после тайной операции. На севере Франции, вне зоны немецкой оккупации должны были встретиться представители английского правительства, французского подполья и советского командования. 
- Планировали обсудить вопросы совместных действий, - рассказал ему Артур. - Связанные с деятельностью Сопротивления во Франции.
Участники совещания ждали самолёт из Лондона. Наконец послышался шум мотора. Зажгли костры, показался самолёт и сбросил двух парашютистов. Прибыли английский генерал и его адъютант. Два дня совещались, отработали каналы связи. Решили действовать семёрками, уточнялись места явок, пароли, вооружение подполья. Вдруг умерли русский и француз, английский генерал и адъютант исчезли.
- Вы и были подставным генералом! - догадался штандартенфюрер.
- Над Ла-Маншем был сбит английский самолёт, - пояснил Небель. - Мы прибыли на совещание вместо английского генерала, представителя де Голля и его адъютанта. Отравили врагом и испарились!
- Блестящая работа! - оценил собеседник.
Пока они говорили, в комнату завели арестованных брата и сестру. Артур взглянул на девушку и влюбился с первого взгляда.
- Как она хороша! - подумал стареющий мужчина.
Девушка была красива, знала немецкий и английский языки. 
- Я завербую её, - заверил Небель штандартенфюрера. - Она будет работать на нас!
Подпольщицу звали Анна Беккер, по его просьбе её оправдали. Он вступил с ней в интимную связь, устроил в шпионскую школу.
- Расскажи о себе, - попросил любовницу Артур, во время свидания.
- Мой отец Осип Шорин после октябрьского переворота в России   эмигрировал в Европу и обосновался в столице Голландии! - поведала Анна. - Все сбережения остались на родине, постаревший мужчина не стал выдумывать нового способа, как устроиться в жизни и выгодно женился.
- Я так одинок, что даже свет, не хочет отдавать мне тень... - Шорин очаровал наследницу аристократической семьи Берту Беккер.
Она вышла из пристойного возраста невесты, чем сильно печалила престарелого, но богатого отца.
- Не понимаю, почему мужчины обходят стороной дочь, - мучился он, - у неё есть два главных качества для женщины - она красива и глупа...
Когда на горизонте показался жених, отец, не раздумывая дал за Берту богатое приданное. После свадьбы, когда молодожёны остались наедине, Берта долго сидела в темноте и ждала, когда супруг разденется.
- Но оказалось, что у него такой волосяной покров… - смущаясь, сообщила она подругам после первой брачной ночи. - Он еврей!
Осип взял фамилию жены, они зажили счастливой семейной жизнью. Вскоре у них родился сын Каспер, а в 1927 году долгожданная дочь Анна. После оккупации Голландии гитлеровской Германией он стал фашистским прислужником, пользуясь их полным расположением.
- Я бы и рад порезвиться, - оправдывался он перед детьми, - да годы не те! Я как крейсер «Аврора» давно на приколе…
Сын и дочь, наоборот, участвовали в работе голландского подполья.  Возглавлял сопротивление Амстердама разведчик. Он влюбился в юную Анну и проводил с ней много времени, прикрываясь обучением:
- Если агент звонит напарнику и вешает трубку, затем снова звонит и вешает, он предупреждает партнёра об опасности, тот меняет место конспирации. Если за вами следят, а вы выходите на связь, то подойдя к условному месту, берёте сигарету в рот и судорожно ищете зажигалку.
- Я не курю, - покраснела ученица. - Зачем такие сложности? 
- Надо быть всегда настороже, начеку! В гестапо служат настоящие монстры, которые неопытных агентов раскусывают словно орешки!
Во время операции они были схвачены и приговорены к расстрелу. Берта была в отчаянии:
- Немцы вывесили списки, в них имена Каспера и Анны…
Осип отказался от детей. Сына расстреляли, а дочь осталась жива благодаря Артуру. Небель уехал во Францию. До Амстердама дошли слухи, что немцы схватили французского подпольщика и проговорили к смертной казни. В ночь перед казнью в камеру зашёл неизвестный и сообщал:
- Я свой человек! Мне поручено организовать ваше освобождение.
Побег закончился удачно, подпольщик возвратился к боевым друзьям после головокружительных гонок на машинах и перестрелок.
- Хитроумные «побеги» устраивал Артур, чтобы выявлять боевые группы французов! - сообщил Анне преподаватель подрывного дела в школе немецких диверсантов. - Из-за него погибло много французских патриотов… 
Он тоже влюбился в очаровательную девушку и предложил вместе бежать из школы. Побег был разоблачён, преподавателя расстреляли, а Небель увёз Беккер в Берлин.
- Ты слишком красива, чтобы оставлять тебя одну! - в поезде он сказал, что не может без неё жить и решил изменить судьбу.
Предложил по фальшивым документам бежать с ним в Турцию.
- Не теряй время на мужчину, который скучает по тебе лишь на словах, - убеждал он Анну. - Я готов для тебя на всё!
- Что мы там будем делать? - спросила она. - И на что жить?
Каждая женщина, сколько бы ей не было лет прагматичней любого мужчины. Но только не влюблённого престарелого разведчика.
- У меня всё продумано, - он поведал ей государственную тайну.
Немцы имели высокоразвитую химическую промышленность и специальное полиграфическое оборудование. Артур участвовал в  изготовлении фальшивых денег стран противников Германии. Работали в цехах фальшивомонетчики со всех стран Европы, художники и гравёры.
- Мы изготовили много купюр долларов и фунтов стерлингов! - похвастался он. - Но нужно на каждой банкноте поставить секретные знаки, по которым эксперты в банках определяют, фальшивки или нет. Подобные знаки известны одному шифровальщику.
- И как вы вышли из такого положения? - заинтересовалась Беккер.
- Когда он под усиленной охраной прибыл в Лондон, моей группе удалось перехватить его, переправить в Норвегию, где он пометил банкноты.
Фашистские агенты из нейтральных стран с чемоданами фальшивых денег разъезжали по Швейцарии, Турции и Италии и, получив положительный ответ от банковских инспекторов, меняли фальшивки на золотые монеты и слитки. Скупали на них бриллианты, уникальные картины и антиквариат, всё свозилось в тайные склады Рейхсбанка в Берлин.
- Нам удалось в немалой степени подорвать экономику Америки и Англии, ибо на международный рынок хлынул поток денег, не имеющих золотого обеспечения! - пояснил он. - И я оставил в тайнике солидную сумму фальшивок!.. Финансовые вопросы не должны волновать женщин!
Они улетели в Стамбул. Город был обрамлён крепостной стеной с круглыми башнями. На Босфоре качались рыбачьи фелюги, парусники, баркасы, лодки, катера и шаланды.
- Как красиво! - её поражало своеобразие города, его дома, архитектура.
Мелькали пёстрые рекламы и афиши с обнажёнными женщинами. Показалась белая мечеть, окружённая высокими остроконечными башнями-минаретами. На минарете стоял муэдзин, призывая горожан к молитве. 
- Чтобы выросло одно плодовое дерево, - неожиданно сказал Небель, - необходимо, чтобы созрели тысячи плодов с семенами. Чтобы появился один настоящий человек, нужны миллионы людей, проживших заурядную жизнь.   
Навстречу шла пожилая женщина в тюлевой шали и в длинном балахоне, рядом шествовала её дочь.
- Девица одета в пеструю кофту и широкую юбку, - удивилась голландка, - она в модных туфлях, на голове высокая копна чёрных волос, ресницы и брови сильно подкрашены.
На перекрестке улиц на возвышении стоял турецкий полицейский. Он был в чёрной форме, в каске и белых перчатках. 
- Некоторые личности, как планеты! - сказала Анна. - Вокруг них вращается множество людей, которые не в силах вырваться из поля их притяжения. Чем масштабнее личность, тем больше людей притягивает...
- Я рад, что наши орбиты пересеклись! - прошептал Артур.
Они прожили несколько счастливых лет, но ему стало скучно. Небель явился в немецком посольстве и познакомился со знаменитым «Цицероном», сфотографировавшим для немцев в кабинете английского посла документы.
- У нас начался дурдом! - он рассказал, как англичане отомстили немецкой разведке за распространение фальшивых денег.
В Норвегии находился завод «тяжёлой воды», ценнейший компонент, необходимый для расщепления атома. Но воду не просто вывезти.
- В канистрах она окислялась, - объяснил «Цицерон». - Англичанами покрывали канистры изнутри медью, золотом, платиной, но безрезультатно.
Пришлось изобрести специфический сплав, окисления не произошло. Немецкая разведка следила за действиями англичан.
- Когда заполненные канистры можно было вывезти, - поведал агент, - англичане пронумеровали канистры белой краской, погрузили их в закрытый фургон и отправились на аэродром.
По пути они заехали переночевать в гостиницу, находившуюся возле бензозаправки, а фургон с канистрами поместили в гараж. 
- Наши бойцы выкрали канистры, подменив их, - усмехнулся «Цицерон», - привезли «тяжёлую воду» на базу, она оказалась родниковой…
- Как так вышло? - опешил Небель.
- В гараже у англичан были заранее приготовлены пронумерованные канистры, но с простой водой. А с настоящими канистрами англичане утром приехали на аэродром, погрузили их в самолёт, и улетели...
Вскоре английские разведчики нанесли немцам новое поражение. Они провели блестящую операцию, о которой рассказал Артуру «Цицерон»:
- Секретный план родился в Англии перед высадкой союзников на территории Италии. Англичане раздобыли мужской труп, человека который утонул. Для мертвеца была сшита форма майора английского Генерального штаба. Форму снабдили документами, положили в карманы фотографию жены, её письма из Лондона, два билета без корешков в театр принца Уэльского, датированные 22 апреля 1943 года.
Немец скрупулёзно перечислил всё, что положили в карманы:
- Серебряный крест на шее, наручные часы, бумажник, пригласительные билеты в клубы, авторучку и счёт на покупку в лондонском магазине.
В портфеле, прикреплённом к руке «майора» цепочкой с замком, лежало письмо от Монтгомери к Эйзенхауэру:
- «...Дорогой Джо! Мои доблестные солдаты любят больше корсиканские сардины, чем сицилийское вино. Если ты с этим согласен, то 28 апреля 1943 года вывеси в Анкаре на здании посольства рядом с американским флагом наш английский...»
Англичане переправили майора из морга в Марсель, где поместили в подводную лодку. Когда над Гибралтаром был сбит немцами английский самолёт, подводная лодка вышла в море и оставила «майора» в спасательном жилете в трёх километрах от испанского берега. Сильный ветер дул в сторону Испании, труп был обнаружен испанскими рыбаками.
- Документы мы срочно доставили в Берлин! - продолжил «Цицерон».
Испанцы похоронили «майора» с почестями, гестапо и контрразведка изучали полученные документы. Кальтенбруннер и Шелленберг ждали 28 апреля. Когда в Анкаре появился английский флаг, Гитлер дал приказ:
- Большую часть военного флота, две подводные лодки и две пехотные дивизии немцы перебросить с Сицилии на охрану Корсики.
Сицилия была оголена. Эйзенхауэр предпринял штурм Италии, надводные и воздушные десантные войска с африканских берегов атаковали немцев и взяли Сицилию, выиграв сражение малой кровью.
- Позор! - из Берлина пришёл вызов на сотрудников посольства, но немцы не хотели возвращаться, опасаясь репрессий за дезинформацию.
Небель с любимой перебрался в Рим, затем скрылся.
- Я найду тебя после войны! - пообещал он Анне.
Увидев красотку в освобождённом Риме, в неё влюбился американский адмирал, узнав о её романтической судьбе, попросил суд сохранить ей жизнь.
- Не родился мужчина, - обречённо вздыхал он, - выдержавший бы неравный бой с любимой женщиной!
Она была освобождена, но не вернулась на родину. Родители её недавно умерли. Замок перешёл во владение чужих людей. Она осталась одна.
- Поеду лучше в Австрию, - решила Беккер. - Там у Артура дом. 
Однако им снова встретиться было не суждено.
- Он проворачивал головокружительные операции, а провалился на мелочёвке… - узнала позднее Анна.
В маленьком французском городке, освобождённом американскими войсками, из ресторана вышел американский полковник при орденах. Будучи пьян, встал у двери и попытался закурить.
- Что за чёрт! - он вынул из кармана пачку американских сигарет.
Военный грубо её разорвал, вынул сигарету и закурил. Рядом проходил американский патруль. Патрульные заметили, что полковник не может открыть пачку отечественных сигарет. Его проверили, «полковником» оказался Артур Небель.