Операция коронарографии. Проверено на себе

Вячеслав Суханов
Операция коронарографии на сосудах сердца. Проверено на себе

28.09.15 - Приехал на лечение в Военный клинический госпиталь им. Бурденко. Положили в кардиологию, в 8-е отделение, палата 32, лечащий врач Елена Сергеевна Колесникова. Взяли кровь, мочу - исследуют. Я прошел по коридору - баночки с мочой больные выставляют у двери - и понял, что моя моча самая лучшая - самая светлая и позитивная...
Медсестра взяла у меня кровь для определения группы крови и резус-фактора. У меня 1-я группа крови и отрицательный резус-фактор...

02.10.15 - С утра, до завтрака, впервые в моей жизни сделали гастроскопию желудка - засунули мне в желудок зонд со здоровенным шлангом и исследовали мои обожравшиеся внутренности. Результат скажут позже...
После обеда врач Елена Сергеевна сообщила, что в желудке у меня ничего существенного не обнаружили - только легкий поверхностный гастрит, но у кого его нет? - сказала она...
Эхо-кардиология сердца показала, что ничего экстраординарного с моим сердцем нет, и инфаркта миокарда у меня тоже не было...
Хожу в хирургическое отделение на перевязку - неправильно растущий ноготь на правой ноге дал загноение, а, значит, нельзя проводить кардиологическую операцию. Злосчастный ноготь я сорвал, когда на физкультуре в военной приемке в Реммаше играл в большой теннис. Почему-то босиком. И прошло с того момента уже больше 17 лет...

03.10.15 - Суббота. Врачей нет. Гуляем с соседом по палате Вячеславом.

04.10.15 - Воскресенье. Тепло. Погуляли с Вячеславом. Потом пошел смотреть футбол по телевизору...

Вечером моему "сокамернику" Вячеславу должны были поставить очистительную клизму на полтора литра перед завтрашней операцией коронарографии на сосудах сердца. Но он категорически отказался, заявив, что не даст себя опидорасить...

05.10.15 - В палату зашел начальник 8-го кардиологического отделения, подполковник медслужбы, к.м.н. Николай Николаевич Олондарь и выдрал Вячеслава за отказ от клизмы. А мне подтвердил, что операция моей коронографии назначена на среду. Вячеславу - сегодня...

Вячеслава на его же койке увезли на операцию... Потом привезли, и он целый день лежал в постели, ходил в утку, потому что нельзя было шевелить ногой, чтобы зажила артерия, через которую вводили контрастную жидкость в сосуды. Из трех артерий у него две здоровых, а одна на 90 процентов засорена отложениями холестерина, что может привести к инфаркту миокарда. Поэтому через неделю ему будут ставить в больную артерию стент - пружинку, которая разожмется и увеличит просвет в артерии для протока крови.

Зашла мой лечащий врач Елена Сергеевна Колесникова. Померила давление- оно после таблеток упало до 110/80. Объяснила, что завтра накануне операции нужно выбрить пах и центр груди...
06.10.15 - Отцу, когда он умер от инфаркта в 1991 году, был 61 год, и мне сейчас 61 год. И операция на сосуды сердца мне назначена на день его смерти - 7 октября. Мистика или случайность?..

Врач эндокринолог дал мне методическую рекомендацию о болезни, советы по диете и категорически приказал не пить водку, лучше грамм 25 виски или коньяка, а еще лучше 150-200 грамм красного сухого вина... Поджелудочная железа - очень изящное маленькое устройство, и избыток потребления алкоголя для нее, как удар палкой...
И ходить не менее 10 км в день...

Вечером накануне операции коронографии две медсестры хихикая сделали мне очистительную клизму на полтора литра. Потом я просрался и лег спать...

07.10.15 - Утро было солнечным, но холодным. Как в день смерти папы 7 октября 2015 года. Я пошел на ЭКГ.
Пришла процедурная сестра и сделала мне болезненный укол в ягодицу, вежливо об этом предупредив. А затем за мной придут, чтобы отвезти в операционный блок...

Пришли и увезли прямо на моей собственной койке. Вез меня дежурный медбрат 8-го отделения Иван с нянечкой. Завезли в специальный лифт и лифтерша нажала кнопку 8 этажа. Тут меня выгрузили и оставили в коридоре дожидаться своей очереди, и я даже с полчасика придремнул. Страха не было, дядя Слава вел себя, я бы сказал, довольно мужественно...
Затем меня побритого в интимных местах подняли и в трусах и носках пригласили в операционную. Мужчина хирург, средних лет, одетый в зеленую униформу, спросил меня, произнеся какой-то научный термин. Я так понял, что он спрашивал меня, не против ли я, что вводить контрастную жидкость мне будут через правую руку? Я, естественно, был за, потому что моему коллеге по палате, сержанту Вячеславу, операцию коронографии делали через артерию в паху на правой ноге, и поэтому он, весь перебинтованный, вынужден был лежать сутки неподвижным. Мочась в стеклянную утку. А, если делать через руку, то хоть ходить будет можно...
Меня уложили на операционный стол, и я огляделся. Операционная и вся аппаратура в ней были просто суперсовременные. Это порадовало. Прямо надо мной нависало что-то плоское, может быть, просвечивающий мое тело рентген. Или что-то подобное, потому что во время операции его все время двигали вокруг меня, рассматривая мои внутренние органы в разных ракурсах. Ближе к ногам надо мной висела панель из четырех мониторов компьютера. На одном было написано какое-то длинное число - может быть, номер операции, ниже дата - 07.10.2015, а еще ниже моя фамилия и инициалы - Sukhanov V.N. На втором бегали пикастые синусоиды кардиограмм. Что было на остальных мониторах, я не разглядел.
Мне стали протирать правую руку возле кисти какой-то холодящей кожу  дезинфекцией. С другой стороны, вторая медсестра надела мне на плечо черную  ленту для замера давления и прибинтовала приспособу с иглой, вонзившуюся в вену около локтя - это на случай, как я понял, если нужно будет вводить внутривенно лекарство, а, может быть, при потере крови - для срочного переливания крови. Наверно, так.
Затем мне сделали в руку три анестезирующих укола. Я еще немного полежал. Чувствую, на руку положили какую-то тяжелую повязку или что-то похожее, но я в ту сторону не смотрел - было страшновато. Вообще-то я, и когда кровь берут из вены, тоже смотрю в сторону. Потом меня накрыли каким-то невесомым операционным покрывалом. И началось...
Хирург, как я потом узнал, Кучеров Владимир Валерьевич, предупредил, что правой руке сейчас станет горячо, очень горячо. Спросил меня:
- Вы чувствуете?
- Да нет, - ответил я. - только немного больно...
И дальше началась возня и шевеление возле моей руки - по-видимому, в артерию закачивали контрастную жидкость. Начала перемещаться панель, которую я принял за рентген. Я смотрел в сторону, прислушиваясь к своим ощущениям в сосудах, но, честно говоря, ничего не чувствовал.
Прошло, наверно, минут 15-20, и я услышал:
- Ну, вот и все. Осторожно перегружайтесь на вашу постель.
Оказалось, мою кровать уже подогнали, как лимузин к парадному подъезду. Я перебрался на нее. Правую руку мне жестко перебинтовали:
- Три часа лежать, руку не шевелить, повязку вам снимут через сутки. А пока подождите в коридоре. За вами придут...
С этими словами меня вывезли в коридор, где я, пережимая пальцами перебинтованную руку, пролежал больше часа, пока после третьего (!)напоминания нашему 8-му похуистическому отделению за мной ни прислали рассыльного солдатика Андрея, который лежит и живет третий месяц в нашем отделении и вместо службы в армии исполняет роль мальчика на побегушках...
Потом в палату принесли обед, и жизнь наладилась...

11.10.15 - Зашла Елена Сергеевна, говорит, может, меня выпишут завтра...

Снимать повязку с прооперированной руки никто не спешит - наша похуистическая контора живет в нормальном для нее самой режиме и о больных заботится только когда вспомнит...
А рука, перетянутая уже сутки бинтом, опухла как детский резиновый шарик. Иду ищу медсестру. Та не удивляясь звонит Елене Сергеевне. Та дает добро - и мне наконец снимают опостылившую повязку...

Вообще-то впечатления от Главного военного клинического госпиталя им. Бурденко у меня двоякие. Врачи здесь, естественно, круче, чем в его филиале на Ферме (Сергиев Посад-7), а порядки помягче. Площадь, занимаемая госпиталем, расположенным на берегу реки Яузы, - просто огромная. Видно, что вкладываются большие деньги в реконструкцию старинных зданий, построенных еще по приказу Петра Первого. Говорят, министр обороны Шойгу дал команду восстановить исторические здания в первозданном виде. В двух парках аккуратные дорожки, беседки, удобные скамейки, в старом сквере - даже фонтан. На деньги спонсора - банка "Зенит" и работников госпиталя в скверах поставлены памятники Петру Первому и хирургу Пирогову.
Постепенно ремонтируются и внутренние помещения, в первую очередь, конечно, операционные.
Наше 8-е кардиологическое отделение занимает 5-й этаж одного крыла Г-образного восьмиэтажного здания. Это длинный коридор с палатами, ординаторскими и процедурным кабинетами. С обеих сторон лестницы и лифты. С края - буфет, где кормят ходячих больных. Посередине коридора стоит дежурный пост с медсестрой - ресепшн, так сказать.
Питание раза в два хуже, чем на Ферме, хотя контора вроде бы одна и та же, и кормить, по идее, в главном госпитале должны бы были уж никак не хуже, чем в филиале. Кроме того, антисанитария, - мной был даже замечен таракан, прямо на столе, за которым мы обедаем.
Палаты старые, окна тоже, сквозь них сквозит. Зато на других этажах везде евроремонт, хорошая мебель. Но и у нас на этаже начинают ставить пластиковые окна. Помаленьку ремонт идет.
Врачи хорошие. Причем попыток выманить с меня деньги я не заметил. И что очень важно, поступившего пациента "гоняют" по всем врачам и отделениям, согласно его жалобам и истории болезни. На Ферме же лечишься только в своем отделении, добиться приема у какого-то другого специалиста - настоящая проблема. Потому что, как я понимаю, нынешняя система медицинского страхования (ОМС) оплачивает средства за лечение больного только тому профильному отделению (например, кардиологическому), в которое поступил больной.
В Главном госпитале, слава богу, все это не так. Меня за две недели пропустили, а зачастую - и неоднократно, по всем врачам и кабинетам, по которым надо.  Как раньше, в советские времена. И это радует. Слава богу, что восстанавливается система военной медицины, почти загубленная во времена "мебельщика" Сердюкова. Спасибо Путину и Шойгу...

14.10.15 - 13 числа благое дело не начинают, поэтому сегодня, 14-го октября, начал программу физического оздоровления. Как предлагал эндокринолог Захаров и советовал мой друг Валера Воробьев.
Сходил я на родник в Абрамове. По моим прикидкам, это порядка 6 километров туда и обратно. Времени занимает чуть больше часа. Прогулялся - класс! И погода - супер, солнышко, голубое небо. И польза материальная - принес 6 литров родниковой воды...