7. Читаем Евангелие. Продолжение

Сергей Михальчук
Рождество Иоанна Предтечи.

Библейская Антропология.

***

Для нынешнего общества нет более странного и непривычного явления чем молчаливый и неспешный человек. Все куда-то постоянно спешат, даже сидя на месте! Наше так называемая постхристианская цивилизация, по сути дела, давно потеряла право называться обществом, ибо общество - это люди, которые общаются меж собой. А общение лишь на 50% состоит из того, что говоришь ты, а ещё на 50% оно состоит из того, что ты слышишь. У нас же, все спешат говорить, а не слушать. Слушанье другого человека стало для подавляющего большинства непосильным, неприятным и нестерпимым трудом. Эта «духовная» болезнь настолько всеохватна, что мы стали собранием индивидуалистов, которым трудно понять друг друга и придти к согласию. Так что «молчун», тот, кто слушает больше чем говорит, выглядит - «белой вороной».
Давайте опять обратимся к тексту праздничного Евангелия Лк. 1:21-23 [Зач. 2]:
1:21 И люди, молящиеся вовне храма, устали ждать Захарию: и стали удивляться его медлению в храме.
1:22 По выходе своём из храма, он не мог говорить с ними; и уразумели все, что было ему видение; и он жестами говорил им, и оставался нем.
1:23 И когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
Каковым становится тот человек, который возвращается в «духовное» состояние?
Как мы уже сказали, он, в первую очередь, избавляется от потребности «непрестанного говорения», - ведь ему уже не нужно слово как орудие тщеславия и хитрости! Он приобретает другую потребность - потребность «неустанного слушанья»: других людей; самого себя - своего внутреннего состояния, своих мыслей и чувств; окружающей его природы. Такой человек становится совсем иным, необычным для привычного человеческого поведения - «ветхого» или страстного. Он не устаёт слушать и неспешно, тщательно и с любовью делает все свои дела. Человеческая «духовность», иное, в сравнении с человеческой «греховностью», состояние человека, получило своё название - «святость», или, по-еврейски - «инаковость» - непохожесть на привычное и обычное.
Пребывание рядом с таким человеком, идущим на «небо», к Богу, человека обычного, всегда тягота для последнего и искушение его нетерпеливости. Поэтому люди вне храма и - «устали ждать Захарию», и стали удивляться и роптать на его - «медление в храме».
Но ещё больше они удивились тогда, когда Захария вышел из храма. Ибо он вёл себя совсем не так, как обычно ведут себя священники, да и сам Захария, до того, как вошёл в храм с кадилом. Человек, в котором «душа стала на место», заняла место «всадника», управляющего своим телом, как «конём», испытывает определённые трудности в общении с людьми, остающимися в прежнем «ветхом» состоянии. Ведь их системы ценностей, нравственно, совсем непохожи друг на друга. И Захарии приходится - «жестами говорить им», и «оставался немым» для всего, что понятно и приятно им.
Такое изменение в человеческом поведении - это всегда проявление «чуда» от Бога. Поэтому, и - «уразумели все, что было ему видение» в храме. «Чудо» от Бога - это всегда потрясение для «ветхого» человека! Его потрясает вскрытие того обмана, в котором он постоянно находится и живёт. Он узнаёт, что всё обстоит совсем не так, как он думал …
Подобное потрясение, видимо и проискодит тогда, когда человеческая «ветхость» встречается с человеческой «святостью»!
Почему человек, в своей повседневной обыденности, так часто бывает обманут и обманывается?
Да потому, что он: - «Сам обманываться рад!» - говоря языком поэтического иносказания. Он уверен в своём «духовном» благополучии, и совершенно не готов признать то, что он «духовно» нездоров, что он - «нищ духовно», то есть не имеет «духовности» в себе.
 Это обстоятельство нам хорошо показывает Евангелие дня! Давайте прочитаем его заключительные стихи Мф. 6:32-33 [Зач. 18]:
6:32 Всего этого (что есть и пить, во что одеться) ищут язычники: но Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
6:33 Вы же ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам.
Религиозность человека совсем не гарантирует того, что он имеет веру; того, что он - «духовен». Так как «духовность» никак не совместима с эгоизмом: - «Какое общение у света со тьмой!». А религиозность, как явление вполне «плотское», как психология, тесно связанная с телом, не может полностью препятствовать эгоизму. Поэтому человек, считающий себя верующим, часто остаётся язычником, по тому критерии, которое предлагает нам Евангелие: он не ищет Царства Бога и Неба, ибо для этого надо стяжать Духа и «пролить» кровь самопожертвования за другого человека: - «Дай кровь и прими дух!»; он более заботится о теле, чем о душе и ищет, в первую очередь, потребное для тела. В конце концов, он не верит, что душа важнее - «больше» тела и, в конечном итоге, он реально, делами и поступками, не верит в то, что душа вообще есть: не надеется на Бога и любовь, не уповает на божественность, вездесущие и всемогущество любви …
Такому человеку страшно неприятно разочаровываться в себе! Но часто приходится сталкиваться с этим. Однако, он постоянно пытается извернуться и схитрить. Объяснить произошедшее внешними обстоятельствами, а не своей «духовной нищетой».
Поистине, блажен тот человек, который признаёт себя «нищим духовно»: - «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Божие…»