Путёвка в жизнь

Евгений Смотрицкий
ПУТЁВКА В ЖИЗНЬ
режиссёр Николай Экк, 1931г.

Я точно смотрел этот фильм в детстве, но успел забыть, откуда у меня в лексиконе такие выражения, как «ловкость рук и никакого мошенства», «марафету, водки и девочек», «мёртвых мы не возим»... Оказывается, это из кинофильма «Путёвка в жизнь». Кроме того, папа иногда вспоминал этот фильм, уже не помню по каким поводам. Но, так или иначе – фильм стал неотъемлемой частью советской культуры. Мой дядя, которому сегодня, в 2018 году, 94 года, сказал, что помнит этот фильм наизусть и готов рассказать.
Это первый советский звуковой фильм. Я посмотрел его перед тем, как прочитать критическую статью. Поэтому при просмотре я неоднократно задавался вопросом, это немое озвученное кино или некие дефекты и нестыковки в звуковом фильме. Теперь я знаю, что это ПЕРВЫЙ звуковой фильм и понимаю, почему есть места, вызывающие вопросы. Критики, оказывается, тоже уделили много внимания этому «переходному» фильму.
Что меня особенно тронуло, зацепило прежде всего в интеллектуальном плане – ряд философских  и культурологических вопросов, возникавших по ходу просмотра.
Первая проблема – общество в состоянии разрушенного жизненного уклада. Такого хаоса, как мне кажется, никогда прежде не было в истории. Хотя у меня всплывают ассоциации с романом Виктора Гюго «93-й год» и со сценами описания Парижской коммуны в романе того же В.Гюго «Отверженные», где изображен Гаврош. Но такая массовая беспризорность в крупных городах – явление беспрецедентное, как мне кажется.  И советская власть с блеском решила эту проблему!
Вторая проблема – роль семьи и особенно – роль женщины в семье и обществе. Замечательно показана, я бы сказал, образцовая семья. Красавица мать, ухоженный сын и муж. Все любят и уважают друг друга. И вдруг трагедия... И семья исчезла. И мужчина сломался, ударился в пьянство. Но сын не сломался! Уйдя из дому, пройдя испытание бездомности, он не утратил ориентиры и стремился к достойной жизни. И результат нам показан.
Третья проблема – проблема самоорганизации малых социальных групп. Кстати, сюда же можно отнести и банду Жигана. Это негативный пример. А самоорганизация в коммуне – это потрясающий для меня феномен. Но без «Николаев Ивановичей» такая самоорганизация была бы вряд ли возможна! И эпизод с бузой и бунтом в колонии – тому подтверждение. Удивительно легко человек склоняется к разрушительным,  дурным действиям под влиянием неформального лидера. И какое мощное усилие необходимо, чтобы противостоять этому!
Четвёртая проблема – почему так безжалостна судьба к добрым людям? Мы видим прекрасную, добрую молодую женщину, которая погибает, пытаясь задержать вора. Мы видим смерть главного героя – Мустафы. Ну почему человек, ставший на путь истины и добра должен погибнуть! Мой отец возмущался фильмом Шукшина «Калина красная», в котором главный герой, ставший на путь нормальной жизни, погибает. Некая безысходность...