История заселения Вознесенки Марксовского района

Геннадий Кузнецов Петрусь
Большинство селений Марксовского района были основаны как немецкие колонии. Лишь история двух, Вознесенки и Липовки, значительно отличается от остальных, ведь основаны они были как владельческие. Помещичьих сел на левобережной (или, как тогда говорили, луговой) стороне было немного. В списке податей за помещиками Новоузенского  уезда (до преобразований советского периода эти села более 60 лет входили в состав Калужской волости) в 1857 году числится всего 1925 крепостных душ[1], в то время как в Саратовской губернии, лежащей на правом берегу, крепостных было более 600 тысяч[2]. Так что же за люди основали и владели этими селениями, влияя на судьбы крестьян и определяя развитие местности?

Из ревизской сказки от 26 сентября 1850 года Саратовской губернии Новоузенского уезда деревни Вознесенской мы узнаём, что в селении было «…всего в наличии мужеского пола 179 и женского 188 душ», а владела им госпожа супруга генерала от инфантерии и кавалерственная дама София Сергеевна Бибикова. В деревне было на тот момент 49 дворов. За владелицу расписался управляющий: «…вольноотпущенный Василий Васильев Зверев руку приложил»[3].

Как правило, в ревизских сказках XVIII-XIX веков в качестве владельца указывали мужа, даже если селение было собственностью жены. Однако, в качестве владельца деревни Вознесенка (и нескольких других селений)  указана сама София Сергеевна. И не случайно. Муж Софии Сергеевны, Дмитрий Гаврилович Бибиков, герой Отечественной войны 1812 года, потерявший в Бородинском сражении левую руку, был довольно влиятельным лицом в Российской Империи. Долгое время он был военным губернатором Киева и генерал-губернатором Волынским и Подольским, а вершиной его штатской карьеры стал пост министра внутренних дел империи. Однако жена была значительно богаче его, и все 6529 десятин земли 5-го разряда в Заволжье принадлежали именно ей[4]. София Сергеевна Бибикова (Кушникова), дочь действительного тайного советника и кавалера Сергея Сергеевича Кушникова, была внучкой и, соответственно, наследницей огромных богатств симбирского купца 1 гильдии Мясникова. Она владела 2379 душами в Саратовской, Нижегородской и Рязанской губерниях; по данным 1852 года, в Звенигородском уезде Московской губернии ей принадлежали села Хлюпино (74 жителя), села Михайловское (544 чел.), деревни Молоденово (123 чел.), Маслово (58 чел.), Папушево (98 чел.), Таганьково (99 чел.), Чигасово (70 чел.), село Успенское (232 чел.)[5].

Бибиковы были одними из крупнейших помещиков Саратовского Заволжья – к концу 1850-х годов им принадлежало 457 крестьян из 1925 вышеупомянутых крепостных крестьян Новоузенского уезда и 12969 десятин земли[6]. Помимо Вознесенки, им также принадлежали деревни Воскресенка (Саловка) и село Всесвятка (Ленивка). И здесь надо заметить, что у этих нескольких владельческих селений нет, строго говоря, индивидуальной истории. До отмены крепостного права это был один живой хозяйственный организм; земля и люди принадлежали Бибиковым на правах собственности, они по своему усмотрению перемещали семьи из селения в селение, строили дома и церковь, определяли  структуру посевов, распоряжались урожаем, руководил работами единый управляющий, который жил в резиденции в селе Всесвятке. Этот владельческий кластер был еще и замкнутым, поскольку существовал в окружении государственных крестьян, то есть лично свободных людей; жениться/выходить замуж крепостные крестьяне могли только внутри этих владельческих селений, да и во многом другом жизнь их была отлична и мало пересекалась.

Когда же произошло заселение Вознесенки? Обратимся к более ранним годам истории.
С начала XIX степные земли Заволжья стали представлять серьезный интерес для частных владельцев, и правительство в начале 1820-х годов приняло решение выделить земли по правому берегу реки Большой Караман от истока до её правого притока реки Мечетки для Всемилостивейшего пожалования. Вскоре началось их размежевание.
Архивы сохранили для нас межевые дела того времени частично. Карт в них не оказалось, но мне удалось воссоздать чертежи по описаниям в межевых делах. Первое дело датировано 17.07.1823, участок был всемилостивейше пожалован  лейб-гвардии поручице Зинаиде Дмитриевне Ланской. Вокруг него, как и следовало ожидать, бесконечные просторы «…обращенной из владения колонистов в казенное ведомство земли Уральской степи»[7].  26.06.1824 года участок Я-5 в 3000 десятин в излучине Большого Карамана был отмежеван господину обер-прокурору Лукьяну Яковлевичу Яковлеву. Это именно тот участок, на котором находится сейчас деревня Воскресенка. Межевание заключает фраза: «На сём числе во время межевания оной земли внутри окружной межи, коя описана выше сего, селения никакого не состояло»[8].
   
А больше всего нас будет интересовать более позднее межевание от 09.08.1827 года, когда была утверждена межа Б-26 на «…пожалованные земли г-ну Действительному Статскому Советнику Крюковскому, от наследников его проданные Генералу от Инфантерии кавалеру Александру Дмитриевичу Балашову, от него Тайной Советнице Екатерине Петровне Кушниковой, от оной ныне перешедшей во владение по редной записи г-же Статской Советнице Софье Сергеевне Бибиковой».  На севере и западе эти земли граничили с участком пожалованной в 1825 году земли «… г-ну генерал-майору барону Штакельбергу, проданной от него г-ну коллежскому советнику Карлу Яковлевичу Шмиту, а по смерти его доставшейся в наследство родным детям его лейб-гвардии подпоручику Карлу и прапорщикам Александру и Кондратию Шмитам, на которой ныне поселена деревня Вознесенка владения вышеописанной госпожи действительной статской советницы Бибиковой».

На юге же располагался только что упомянутый выше участок «…всемилостивейше пожалованной земли Правительствующего Сената  г-ну обер-прокурору Лукьяну Яковлевичу Яковлеву, на которой ныне поселена деревня Воскресенская владения вышеописанной г-жи действительной статской советницы Бибиковой»[9].
Таким образом, в 1824-25 годах, при первоначальном разделе, не существовало ни Вознесенки, ни Воскресенки. В 1827 году обе деревни упоминаются как уже поселенные. Это сужает время заселения деревень до 1826-27 года. Как видно из коротких строк дела, за эти несколько лет произошло невероятное количество событий: смертей, наследований, перепродаж земли. К ним надо добавить, что София Сергеевна вышла замуж за директора департамента внешней торговли министерства финансов  Дмитрия Гавриловича Бибикова, похоронила мать, родила первого своего ребёнка – девочку Софию, скупила все участки и заселила две немаленькие деревни. Если учесть, что в 1827 году ей исполнилось 20 лет, то следует признать, что девушка обладала железной выдержкой и выдающимися деловыми качествами.

Как писал в своих воспоминаниях Эразм Иванович Стогов, «...Бибиков и жена его были очень скупы. Барыня большого света, где не принято заниматься хозяйством, она сама, заказывая обед, назначала точное количество всякой провизии и даже число яиц для всякого кушанья... Одевалась она весьма прилично и в парадных случаях – богато. На званом бале можно было видеть на ней бриллиантов, жемчугов на несколько тысяч [рублей], но была до крайности бережлива; платья, сшитые пять лет назад, для придворных балов, у ней были как вчера сшиты»[10].

Откуда именно заселила София Сергеевна вновь заведенную деревню Вознесенка? В той же ревизской сказке 1850 года обозначен Кориньков Иван Артемьевич, который был переведен в Вознесенку из села Вакино Рязанской губернии. В середине XIX века это село принадлежало старшей дочери Бибиковых Софии Дмитриевне, то есть это одно из многочисленных бибиковских сел. По словам крестьян Вознесенки, подтверждающих сведения ревизской сказки, именно из Вакино и было перевезено население[11]. Не совсем понятно название селения – Вознесенка. Как правило, такое название получали после того, как была выстроена и освящена церковь во имя Вознесения Господня. Но это название Вознесенка носила 50 лет и до того, как стала селом, да и церковь, перенесенная Бибиковыми из села Всесвятки после 1876 года, так и осталась Всесвятской[12].

После смерти Дмитрия Гавриловича в 1870 году владелицей наделов в Новоузенском уезде стала младшая дочь Бибиковых, Зоя Дмитриевна, в первом замужестве княгиня Львова, во втором – графиня Кассини. С ней же 1 февраля 1871 года состоялся окончательный выкуп 1789 десятин земли (1544 удобной + 245 неудобной) крестьянами деревни Вознесенка в числе 193 душ (после отмены крепостного права крестьянам предоставлялась возможность выкупа земли у помещика в рассрочку). Основанием прав собственности стала Уставная грамота, составленная доверенным от владелицы, управляющим имения, вольноотпущенным крестьянином Иваном Чорбовым, которая была утверждена и введена в действие мировым посредником Куприяновым 8 Марта 1862 года[13].

Как сказано в деле «Об отграничении земельного надела крестьянам-собственникам деревни Вознесенской, Мечетки тож» от 12 мая 1883,
«2. По деревне Вознесенской, Мечетка тож. Крестьяне получили надел в одном месте в количестве 1789дес 1016 саженей из дачи барона Штакельберга Ш-6, замежеванной во владение поручика Карла и прапорщиков Алексея и Кондратия Шмидт в количестве 4221 десятин 425 саженей»[14].

София Сергеевна Бибикова пережила мужа на 20 лет и умерла 26 октября 1890 года; похоронена на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры г.Санкт-Петербурга. В семье было пятеро детей: София (1827-1907); Сергей (1828-1891); Николай (1833-1837); Дмитрий (1830-1865); Зоя (1840-1906). Однако продолжения рода по этой ветви не последовало. Николай умер в детстве, Сергей никогда не был женат. Дмитрий был женат на тамбовской помещице Елизавете Петровне Шереметьевой, последний известный потомок Софии Сергеевны – Виктор Дмитриевич Бибиков (1865-1919), предводитель Пензенского дворянства в 1913-1917 годах. По болезни жены эта пара детей после себя не оставила.
   Геннадий Кузнецов, август 2018.
ЦГАСО - Центральный государственный архив Самарской области
ГАСО - Государственный архив Саратовской области
ГИАНП - Государственный исторический архив немцев Поволжья в г.Энгельсе
   
1. ЦГАСО ф.3 оп.6 д.7 Ведомости, рапорта Новоузенского земского исправника о недоимках, числящихся на помещичьих имениях
2. Крепостное население в России по 10-й народной переписи : Стат. исслед. А. Тройницкого. - Санкт-Петербург : Стат. отд. Центр. стат. ком., 1861
3. ЦГАСО ф.150 оп.1 д.70 Ревизские сказки помещичьих крестьян Новоузенского уезда 1850, л.42
4. Сборник высочайше утвержденных мнений Государственного совета по гражданским делам (1850-1851) / [Сост. Мейером. - [Санкт-Петербург, 1864]-1871, стр.15-23
5. Г.Ровенский, Н.Бибиков Родословная Бибиковых (К 700-летию дворянского рода Бибиковых) г.Фрязино, 1996 г.
6. ЦГАСО ф.5 оп.8 д.4 Список землевладельцев Новоузенского у. Самарской губ., л.7-12
7. ГАСО ф.654 оп.1 д.340 Межевая книга владения поручицы Ланской З.Д., находящегося в Саратовском уезде
8. ГАСО ф.654 оп.1 д. 349 Межевая книга владения прокурора Яковлева Л.Я., находящегося в Саратовском уезде
9. ГАСО ф.654 оп.1 д.393 Межевая книга владения статской советницы Бибиковой С.С., находящегося в Саратовском уезде
10. Записки Э.И.Стогова / Русская старина, Том CXV. 1903, Выпуски 7-9, стр.393
11. ГИАНП ф.Р1831 оп.1 д.172 Краеведческие материалы к книге «Наш кантон» по Федоровскому кантону, л.20об
12. ЦГАСО ф.32 оп.19. д.225 Клировые ведомости церквей Новоузенского уезда 1912, л.18
13. ЦГАСО ф.150 оп.2 д.52 Поземельная книга Новоузенского уезда
14. ЦГАСО ф.388 оп.2 д.247 Об отграничении земельного надела крестьянам-собственникам деревни Вознесенской, Мечетки тож, л.5