Дыра

Максим Рябов 2
В старые времена жил-был царь Горох и было у него восемь дочерей и один сын, разумеется, Иван-царевич. Как вошёл сын в возраст, призвал его царь к себе и сказал:
- Старый я стал, Иванушка. Пора думать о престолонаследии. Ты первый кандидат на царскую должность, только вот сможешь ли?
- Смогу, батюшка! Даже не сомневайся. - Пылко воскликнул царевич, мысленно примеряя корону и оценивая вес державы со скипетром.
- В том-то и дело, что сомневаюсь. - Вздохнул царь, - поэтому и решил тебя испытать.
- А если я не справлюсь с испытанием?
- Ну, тогда я нарушу заветы старины и завещаю престол кому-то из твоих сестёр, благо есть из кого выбирать. Будет у нас тогда в государстве не царь, а царица. В заморских странах такое давно практикуется, чем мы хуже?

Обидно стало царевичу на такие слова и он заявил, что готов на любое испытание.
- Тогда иди туда, не знаю куда, - хихикнул царь, - и принеси мне чудо-чудное, диво-дивное. Коли же не принесёшь, так и будешь всю жизнь царевичем под кем-то из своих сестёр ходить.

Опечалился Иван-царевич и пошёл на конюшню. Оседлал лихого коня, выехал в чисто поле и поскакал куда глаза глядят.
Так скакал он целых восемь дней, ночуя когда на постоялых дворах, а когда и в лесу под ёлкой. Всех встречных-поперечных расспрашивал, но никто не знал про чудо-чудное или диво-дивное.
- Эдак я буду до пенсии скакать. - Сказал сам себе Иван-царевич, да и направил коня к Бабе-Яге, поскольку если она не знает, где искать чудо-чудное, диво-дивное, то никто не знает, а если знает, то не ведает, что это такое вообще за нахрен! Чего только люди не выдумают, в маразм впадая.

Долго ли, коротко ли, нашёл царевич где-то в буераках избушку на курьих ножках и закричал ей зычным голосом:
- Эге-гей, твою мать! Дома ли ты, старая карга?! Тьфу, то есть, избушка-избушка, стань по-старому, как тебя шабашники поставили, к чему-то там задом, а ко мне передом.
Тут избушка повернулась к нему передом, железная дверь открылась и на крыльцо вышла вся такая из себя Баба-Яга. Повела носом и проворчала:
- Тьфу ты, блин, опять царевич пожаловал, снова русским духом запахло. Хоть бы раз королевича какого занесло, французских духов понюхать.

Тут ей Иван-царевич ответил, как в сказках принято:
- Ты меня сперва накорми, напои, в баню своди да спать уложи, а после уже причитай про заграничных принцев.
- Может тебе ещё и бабу? - Закурила какую-то невероятно длинную сигарету Баба-Яга. - За постой, между прочим, деньги платить надо. Кровать с обедом три рубля серебром стоят, да ещё за баню полтинничек.
- Отчего же так дорого? - Изумился путешественник.
- Поищи где дешевле. - Равнодушно пожала плечами Баба-Яга и добавила: - Тут на три дня пути иного жилья нет.

Делать нечего, раскошелился Иван-царевич, и тут же Баба-Яга подобрела и даже хотела ему, если он завтрак закажет, прислать в качестве бонуса на ночь кикимору болотную, но он отказался:
- Так-то я не против, но, сама понимаешь, папенька прижимист, командировочные выписал не ахти какие, не до завтраков. Дай мне лучше бесплатный совет, где искать чудо-чудное, диво-дивное?
- Чего его искать, - усмехнулась Баба-Яга. - Утром поди в лесок за болотом, встань на опушке возле бурелома и смотри, где над травой дыра проявится. Как увидишь, прыгай в неё и будет тебе там и чудо-чудное и диво-дивное.

- Погоди, бабка, - остановил Ягу Иван-царевич, - прежде чем прыгать, объясни мне, что это за дыра такая и где я окажусь, в неё запрыгнувши?
- Ох, Иванушка, - вздохнула баба-Яга, уселась на лавку и Ивана рядом усадила, - мудрёно всё это объяснять, но в двух словах, короче, дело было так: Не слишком давно, по какому-то лишь им ведомому поводу, повздорили в наших краях волхв с волшебником. Слово за слово, хреном по столу и почали они драться. Сначала на кулаках, а потом взялись за свои волшебные посохи и принялись из них молнии друг в друга пускать. Много вокруг леса поломали! А потом одна молния попала в другую и образовалась та самая дыра. Волшебник в неё прыгнул, а волхв за ним, или наоборот, не суть важно, и дыра за ними закрылась. Через год опять открылась, но ни тот, ни другой из неё не вышли, а она всё зияет. Ну, мне любопытно стало, что это за феномен такой? Я туда кота пустила. Он через два дня вернулся живой и здоровый. Тогда я сама пошла.
- И тоже вернулась? - Спросил Иван-царевич и тут же, смутившись, хлопнул себя ладонью по лбу, а баба-Яга усмехнулась его недогадливости и продолжила:
- С той сторону дыры поле ровное, твёрдой чёрной землёй покрытое. На нём стоят такие самобеглые коляски, что получше царской кареты будут. А с края выстроен огромный дом, и в нём всякого товара видимо-невидимо! Иди туда и бери что хочешь, хоть чудо-чудное, хоть диво-дивное, хоть мануфактуру, хоть паечку.

- Так прямо и бери. Брешешь ты всё, старая! - Не поверил Яге Иван-царевич.
- Вот нисколько не брешу. - Возмутилась баба-Яга. - Там для того, чтобы товар набрать, есть специальные корзинки и тележки. Жаль только, что даром его не отдают, только за деньги. Но зато выбор, я тебе скажу! Каких только чудес там нет.  Дверь мою железную видел? Там купила. И сигареток вот вкусных. - Баба-Яга снова закурила, выпуская дым в низкий потолок.
- Здорово. - Восхитился Иван-царевич. - Только я не понял, для чего там этот дом с товарами стоит?
- Как для чего? Вокруг него город большой. Дома высоченные. Народу многие тысячи. Я так разумею, что волхв от волшебника (или наоборот?) в будущее сбежал, лет на пятьсот вперёд, или на тысячу, а вход за собой плотно не закрыл, вот я им и пользуюсь понемногу.
- А выходишь как?
- Так же, как и захожу. Надо обратно на площадку выйти, в то место, где на ней оказался, и смотреть внимательно. Дыра там почти не видна и вроде бы мерцает. Как моргнёт, ты прыгай в неё скорее, и опять здесь окажешься.
- В натуре мудрёные ты вещи говоришь. - Сказал Иван-царевич и полез спать на полати, ибо утро вечера мудренее.

Чуть свет баба-Яга его разбудила и стала собирать в путь-дорогу. Портки и сапоги разрешила оставить, а вместо кафтана дала надеть какую-то рубашонку без ворота и рукавов и охабень из непонятного материала с множеством карманов.
- Там все в таких шмотках ходят, - пояснила она и добавила: - Коня, меч и лук со стрелами тут оставь, я их сберегу, а кинжальчик, самоцветами украшенный, с собой возьми. В большом доме найдёшь малую лавочку, ломбард именуемую, и сдашь его туда. Тебе взамен дадут много тамошних денег. На них товар и приобретёшь. Чтобы с тобой ничего не приключилось, на тебе оберег, - с этими словами баба-Яга торжественно вручила Ивану маленькую книжечку с надписью «Паспорт», - я его у одного лоха ещё в том году отжала. Полезная, скажу тебе, вещь. Потом обратно вернёшь. Ещё пригодится.
- А с чего это ты, Яга такая добрая? - Подозрительно уставился на бабку Иван. 
- Я не добрая, я практичная. - Хихикнула старуха. - Вот тебе, касатик, список на восемь листов. Согласно ему, купишь бабушке кой-какого товара. За свои денежки, разумеется.- И сунула в руки царевичу клочок обёрточной бумаги, густо исписанный её каракулями, -  А теперь ступай, и ментов опасайся.

Пошёл Иван-царевич на опушку леса и сперва ничего там не увидел, а потом заметил как бы радужное свечение вокруг широкой чёрной полосы высотой примерно в рост человека. Взял он, и шагнул в эту полосу.

Стало темно, но тут же посветлело. Оглянулся Иван и увидел вместо ломаного леса множество самобеглых колясок, чёрную площадку и большой дом. Подошёл он к его дверям дома, а двери те стеклянные сами перед ним разъехались.
Побродил Иван-царевич по диковинным лавкам, нашёл ту, которая ломбард именуется, и сдал туда по паспорту на имя Лаптева Ивана Никаноровича, 1997 года рождения, свой кинжал, а взамен ему дали целую кучу всяких разноцветных бумажек, которые тут назывались деньгами. Засунул он их поглубже в карман и отправился покупать чудо-чудное и диво-дивное.

Так-то чудес в том доме хватало, только рот разевай от удивления, вот только большинство этих удивительных и полезных вещей, как выяснил царевич у приказчиков, работали от электричества,  загадочной такой силы, которая поступало к потребителю по проводам или продавалось в маленьких железных баночках, именуемых элементами питания, сиречь батарейками.  То есть в его неэлектрифицированном царстве от всех этих штук толку никакого не было бы. Надо что-то попроще искать.

Долго бродил Иван-царевич по супермаркету, разглядывая товары и прикидывая, какой из них проканает за чудо-чудное и диво-дивное. После долгих раздумий выбрал он для папеньки надувную лодку, складной самокат, книжку про всех царей своего государства и сковородку, на которой можно без масла еду жарить.
Сёстрам сладостей набрал, бабе-Яге по списку продуктов всяких разных, ну, и себе ножик взял взамен проданного кинжала. Набил полную тележку покупок, еле до кассы дотащился. Хорошо, что с утра очередь небольшая была. Почти все деньги тётке в синем халате отдал, от пакета отказался и покатил тележку обратно на стоянку, дивясь на самобеглые коляски и лёгкие одежды местных женщин.

Старая карга не обманула. Дыра в самом деле оказалась на прежнем месте, только видна была еле-еле. Коли не знаешь где она — вовек не отыщешь и случайно не наткнёшься. Разогнал Иван-царевич тележку, направил её прямо в дыру и влетел туда со всеми своими покупками.
Далее, обливаясь потом, дотащил он всё это богатство до избушки на курьих ножках. Пообедали они с бабусей всякими заморскими деликатесами в загадочных упаковках и поехал Иван-царевич в обратный путь. 

Через некоторое время вернулся он в родной дом.
- Неужели привёз? - Изумился царь. - Трёх недель не прошло, а он уже тут. Нашёл чего?
- Нашёл, папенька. - Молвил Иван-царевич и выложил перед отцом лодку резиновую, самокат, книгу и сковородку.
- Да уж, так себе вещицы. Не слишком-то и чудесные. - Поморщился царь Горох. - А это что?
- Волшебная книга. - Пояснил Иван-царевич. - Про прошлое и будущее всей нашей династии и прочих царей.
- Что же, и про меня тут есть?
- Разумеется, батюшка.
- Ну-ка, ну-ка, что это за диво такое! - Воскликнул царь, раскрывая книгу, - Буковки-то какие ровные, как не рукой писали, и картинки чудные. Написано вроде не  по нашему, но понять можно. Что тут о царе Горохе пишут? - Перелистнул он страницы, про себя прочитал: - Помер в таком-то году от старости? Врут, собаки! Я ещё полон сил! - Закричал царь, вскочил с трона и, чтобы эту самую силу продемонстрировать, схватил самокат и покатился на нём кругами по тронному залу к большому смущению ближних бояр. Только полы царской шубы хлопали, и борода от ветра развевалась.
- Я ещё ого-го как могу! Не дождётесь! - Весело прокричал царь, закладывая особенно лихой вираж, отвлёкся, не справился с управлением, врезался в колонну, ударился лбом и упал бездыханным.
; Вот тебе и диво-дивное. - Завздыхали над почившим государем бояре.

Так Иван-царевич стал царём Иваном каким-то. Сестёр своих он быстренько приданым одарил и замуж повыдавал куда подальше от дома. Чудесную сковородку на кухню отправил, где с неё повара быстренько весь тефлон соскребли, и стала она обычной чугунной сковородкой.
С надувной лодки новый царь сам по праздникам рыбачил, пока она не стала трескаться от старости. Тогда он в обычную деревянную лодку пересел, а ту в утиль сдал.
Самокат же был положен к царю Гороху в могилку, чтобы его душа на том свете кататься научилась.
Чудесную книгу отправили в самый дальний монастырь где её велено было  держать под семью замками. Монахи так и делали много сотен лет, пока некий из них, по имени Авель, к той книге не пробрался, не прочёл её от корки до корки и не узнал всю историю царской власти. Он потом нескольким государям предсказания делал, только никто из них всё одно ему не поверил, даже последний император.

Что же до бабы-Яги, то она ещё несколько лет возле дыры кормилась, а потом из будущего вернулся не то волхв, не то волшебник, и дыру обратно заделал, чтобы его враг не вернулся в своё время. Хотела баба-Яга его за это извести, но посмотрела, мужчина вроде ничего из себя, хотя и сильно потрёпанный жизнью. Короче, охмурила она его, и стали они в избушке на  курьих ножках жить-поживать и добра наживать. Может быть, и сейчас живут.