168-я стрелковая дивизия в зимней войне с финлянди

Виталий Плотников -Щекин
(1939 – 1940 гг.)


Памяти котлашан – участников
советско-финляндской войны
1939 – 1940 гг.

К осени 1939 г дивизия, сформированная в Череповце из «запасников» и впервые призванных на военную службу молодых ребят, нуждалась в серьёзной подготовке, но времени было мало, обучение солдат велось лишь простейшему военному делу, а командиры не успели овладеть в полной мере управлением войсками в сложных природных условиях северной зимы. В дивизии так и не был полностью сформирован гаубичный артполк, а дивизионный автотранспорт, поступивший из разных ведомств и организаций, более чем наполовину требовал ремонта. 

С момента формирования дивизия носила неофициальное наименование "Бондаревская" по имени первого командира дивизии, участника Гражданской войны Бондарева Андрея Леонтьевича.

К 14 сентября дивизия была переброшена на границу в район Видлицы и вошла в состав 56 стрелкового корпуса 8-й армии, которая заняла 380-километровый фронт, то есть в среднем по 76 км на дивизию. Понятно, что в таких условиях сплошной ли-нии фронта быть не могло, и каждая дивизия действовала сама по себе, не имея соприкосновения  на флангах с  другими дивизиями. Дивизии 56-го армейского корпуса Черепанова наступали в непосредственной близости от северного берега Ладоги. Армии предстояло действовать на наиболее важном направлении, выводившем в обход Ладожского озера в тыл линии Маннергейма. На этом направлении финны сосредоточили до трех пехотных дивизий, опиравшихся на хорошо подготовленный для обороны рубеж по линии Толвоярви — станция Лоймола — Кителя — река Уксупйоки. Между укрепленным оборонительным рубежом и государственной границей финны создали полосу заграждений, насыщенную полевыми укреплениями.  Здесь имелись проволочные заграждения, противотанковые рвы, завалы и минные поля. Особенно густая сеть минных полей и фугасов была в районе дорог. Ряд населенных пунктов (Корписель-скя, Суоярви, Салми и др.) был превращен в сильные узлы сопротивления.
    
Пять дивизий 8-й Армии, действуя  независимо друг от друга, должны были наносить удары по расходящимся направлениям. Уже позже, в апреле 1940 года, выступая на совещании по итогам финской войны, командующий артиллерией 8-й армии комбриг Н.А. Клич справедливо указал изъяны этого плана: "К началу войны 8-я армия начала наступление фактически "растопыренными пальцами" — 5 дивизий на пяти направлениях. Территория не была подготовлена для действий крупных воинских частей. Почему это произошло? Потому, что общий оперативный план не учитывал важности петрозаводско-сортавальского направления".

168-я дивизия  к 10 декабря форсировала реку Уксупйоки, и  заняла город Питкяранта, а к 14 декабря вышла в район Кителя.    К этому моменту части 18-й и 168-й дивизий и поддерживавшей их танковой бригады продвинулись на 45-50 км и вышли в район Леметти.  В последующие двое суток продвижение в западном и северо-западном направлении проходило уже с более упорными боями. 18 декабря 1939 г. 367-й стрелковый полк 168-й дивизии занял населенный пункт Вурилампи, после чего левофланговые части 56-го стрелкового корпуса продвижения уже не имели.  В ходе этих  боёв  168-я стрелковая дивизия потеряла около трёх тысяч человек убитыми и ранеными,  сказывалась усталость бойцов.

Финны, по мере накопления сил, воспользовались своим превосходством в лыжной подготовке и разрывами в боевой линии и стали проникать в тыл советских дивизий, прерывая их коммуникации и минируя дороги. Финны умело использовали местность, а также хорошо применяли службу заграждений. Оборонительные позиции финнов были неплохо замаскированы и расположены в удалении 3-5 км одна от другой. Все они были оборудованы еще в мирное время и состояли из проволочных заграждений в 5-10 рядов, противотанковых рвов, минных полей и деревянно-земляных сооружений полевого типа, усиленных камнями.

К 22 декабря части 56-го стрелкового корпуса окончательно перешли к обороне. Уже первые нападения финских отрядов на немногочисленные дороги заставили командование 56-го корпуса вывести с фронта для их охраны 83-й танковый батальон 34-й танковой бригады, а затем и роту 82-го батальона.  Тем не менее, к 26 декабря финнам удалось создать два минированных завала на дороге Лаваярви-Леметти в районе Уома и к 28 декабря полностью прервать сообщение по этой трассе.  Ко-мандование 56-го корпуса сразу же попыталось ликвидировать опасную ситуацию. В период с 1 по 5 января 1940 г группа войск корпуса в составе 82 танкового батальона, двух рот 179-го мотострелкового батальона, батальона 97-го стрелкового полка и некоторых тыловых подразделений неоднократно атаковала позиции финнов в районе Уома. Однако, несмотря на упорство, проявленное советскими солдатами и командирами, ему не удалось прорвать оборону противника и провести в Леметти колонну из 168 машин с продовольствием, боеприпасами и горючим. 

168-я стрелковая дивизия с начала военных действий была в полуокружении и к 13 февраля имела потери около шести тысяч человек в людском составе и около 50-60% конского состава. Подвоз дивизии всего необходимого производился по льду Ла-дожского озера, от Питкяранта на Коириная, и был крайне нерегулярным, так как трасса находилась под огнем противника с материка и ближайших островов. В дивизии ощущался недостаток продуктов питания и боеприпасов. Дивизия могла ещё обороняться, но не была способна к активным боевым действиям. Расчленить оборону, сидевшей на берегу Ладожского озера 168-й стрелковой дивизии, финнам не удалось. Все их атаки были отбиты, и дивизия продержалась в осаде до марта 1940 года, благодаря  действовавшей по льду Ладожского озера линии снабжения.

Уже 8 января финны разбросали с самолетов листовки следующего содержания: ”Бойцы 18 и 168-й дивизий! Вам известно, что вы окружены и все ваши связи с Родиной порваны. Почему вы продолжаете эту ненадежную  борьбу против нашего перевеса, мороза и голода. Обоз 8-й армии, которого вы ожидаете, финны истребили около Сальми. Предлагаем вам немедленно сдаться”.
Из другой листовки: ”Не вы виноваты в нападении в Финляндию, это затеяли ваши командиры и комиссары, поджигатели войны. Мы это знаем и не хотим проливать вашу кровь. Советуем вам следующее: ЗДАЙТЕСЬ! Для этого вы должны выбрать из своей среды переговорщиков, которые должны явиться завтра утром в 9 часов в следующие места:
1. У полотна железной дороги в Кителя
2. На перекрестке у Руокоярви
3. У Рухтинамяки
4. В дер.Лаваярви
5.На мосту 5 километров на юг от Уксу. 
Переговорщики должны быть безоружными и иметь кол с белым платком. Так уже зделали тысячи ваших товарищей на севере будьте рассудительными и следуйте их примеру. Командир и солдаты 4-й финской армию".

Помимо грамматических и лексических ошибок листовки содержат наивное заблуждение финнов, что русские солдаты так просто сдадутся на милость врагу.

Для удобства управления 10 января 1940 года из 8-й армии выделили южную группу войск, которая 12 февраля была преобразована в 15-ю армию (командир – командарм 2-го ранга М. Ковалев, с 25 февраля – командарм 2-го ранга В.Курдюмов). В состав армии вошли окруженные части (18-я, 168-я стрелковые дивизии и 34-я танковая бригада), а также новоприбывшие 11-я, 37-я, 60-я, 72-я стрелковые, 25-я мото-кавалерийская дивизии и три воздушно-десантных бригады. Задача армии – восстановление связи с окруженными частями, овладение островами Максимансаари, Паймионсаари и Петяйясаари на Ладожском озере и в дальнейшем наступление на Сортавалу.

16-19 января противник предпринял новое наступление, и было образовано внешнее кольцо окружения, так же финнам удалось выйти на подступы к Питкяранта - главному пункту снабжения и сосредоточения советских войск. Они даже попытались с ходу взять город, но штурм был отражен.  В результате  действий финских войск значительно уменьшились возможности оказания помощи нашим  окруженным войскам путем прорыва в район блокады. Помимо этого финны овладели рядом островов:  Петясаари, Зуб, Максимансаари и Лункулансаари. Таким образом, противник получил возможность угрожать левому флангу Армии производством диверсий на дорогах и обстреливать ледовую коммуникацию, по которой шло снабжение 168-й стрелковой дивизии, фланги обороны которой опирались на Ладожское озеро. Дивизия, сохранив за собой несколько важных высот, всё же устояла. Финны, ободренные успехом боев второй декады января, попытались расчленить оборону дивизии, но после нескольких неудачных атак перешли к осаде, беспокоя время от времени артиллерийскими налетами.

9 февраля войска 8-го стрелкового корпуса  начали наступление с целью деблокады 18-й  и 168-й дивизий. Однако оно не получило развития: продвинувшись на расстояние от нескольких сот метров до полутора километров, части корпуса остано-вились и стали закрепляться на завоеванных большой кровью позициях. После этого блокада вновь усилилась, положение наших подразделений вновь ухудшилось.

Впрочем, финнам эти победы давались тоже не бескровно. Их батальоны значительно поредели.

В марте 1940 года советские части после нескольких неудачных попыток деблокировали 168-ю стрелковую дивизию ударами по финским гарнизонам на островах Ладожского озера и ударом 11-й стрелковой дивизии из района Питкяранта.

По документам соединения 168-й стрелковой дивизии понесли серьёзные  потери - 6742 человека убитыми, ранеными и пропавшими без вести.

***
Сегодня Питкяранта – районный центр, где проживает 14 тыс. человек. Рядом проходят дороги на Петрозаводск  и Суоярви, расположено множество памятных мест и достопримечательностей. 

Здесь, в 19 км от города Питкяранта, где шли наиболее кровопролитные бои, в «Долине героев» - первый памятник жертвам Зимней войны 1939 – 1940 гг. «Крест скорби».  Это памятник высотой более 5 метров с ликами двух скорбящих матерей – российской и финской.  Он отлит из чугуна в 2000 году и установлен в этот же год 27 июня. 

Инициаторами его сооружения выступили ветераны и родственники погибших воинов. Решение о сооружении памятника было принято в октябре 1992 года в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в увековечении памяти российских (советских) военнослужащих в Финляндии и финских военнослужащих в России. В 1993 году был объявлен открытый международный конкурс на лучший проект памятника, на который было заявлено 14 работ. 1 февраля 1994 года жюри объявило победителя - известного петрозаводского скульптора, академика Лео Ланкинена, представившего проект пятиметрового креста, по противоположным сторонам которого изображены скорбящие по погибшим русская и финская матери. К маю 1996 года была готова модель креста в натуральную величину, однако болезнь и смерть автора прервали работы. Окончательную доводку памятника осуществил карельский скульптор Эдуард Акулов. Карельский архитектор Лиа Карма выполнила планировку места размещения памятника. Были привлечены специалисты по ландшафтному проектированию из города Куопио Сеппо Хиекала и Сеппо Розенберг. Общее руководство проектом осуществлял петрозаводский архитектор Вячеслав Шевляков. Средства на сооружение памятника были получены от министерства культуры Российской Федерации, мэрии города Куопио и из частных пожертвований.

На памятной доске надпись  на русском и финском языках:

«Крест Скорби.
 1939 - 1944

 Две сестры - Россия и Суоми,
 две матери - Суоми и Россия

 Они создали этот Крест скорби
 Из самих себя.
 Головы их вместе слились.
 И руки в надежде.

 Любовь одержит верх.
 Это от нас зависит.

 От каждого».