Маленькие трагедии

Алла Балашова
               
                “Viam supervadet vadens"
                Дорогу осилит идущий

         Я хочу вам рассказать, как провалили экзамен при поступлении в институт мы, три подруги, верные своему братству всю жизнь. Я уверена, что вы посмеётесь и погрустите вместе со мной.  Это рассказ о траги-комедиях, которые мы пережили, решая вопрос - кем быть. Собственно мы и не рассуждали - врачами!
               
              Сначала о себе.  Я подала документы во 2-ой Медицинский институт. Первый экзамен - сочинение.  Так как порассуждать о жизни я всегда любила, то естественно я выбрала свободную тему: "Земля - колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели". Фантазия меня унесла в докосмическую пору первых попыток освоения этого неведомого пространства. Писала так, как будто сам Циолковский диктовал мне на ухо.  И написала...  Пятёрка! Получив потом на руки сочинение, я прочитала: "Тема раскрыта, чувствуется восторженная душа и личное отношение". Решив, что я уже одной ногой в Институте, особенно не усердствовала в подготовке к следующему экзамену - химии.  Ну, вот и подошёл этот злополучный день...  Достался мне билет, в котором два вопроса были понятны. А третий — Вода!?  Поняв, что про воду я знаю только то, что она течёт из крана,  я и первые два вопроса отвечала  без воодушевления.  Наконец,  нехотя  подошла  в "Воде".  Вот тут - то всё и началось. Начала вещать, что вода без цвета, без запаха и без вкуса.  Всё! Но преподаватель достался дотошный и  ему надо было знать  больше.  Я мямлила, мычала, но больше этих трёх фраз я не могла произнести.  Примерно после пятой попытки пролить свет на этот вопрос, он почему-то  рассмеялся  и  сказал, подавая мне стакан с водой: "Попей и иди. Придёшь на будущий год. Я не хотел тебе после пятёрки по сочинению ставить пару, но у меня выхода нет."   Домой пришла я огорчённая. Слёзы лились рекой, как та вода, но в отличие от воды имели вкус. Они были солёные.               

                Подруга моя, Тамара  пришла к нам  в 8 классе. Папа у неё  кадровый военный лётчик. После войны он служил в разных местах нашей, тогда большой страны, и поэтому она поменяла уже 11 школ, много чего видела  и  смотрела на нас свысока, как на домашних, изнеженных девчонок, какими мы и были.  Она очень выделялась среди нас своей независимостью. Красивый профиль, чем-то напоминающий Анну Ахматову.  Очень много читала, знала всё и обо всём.   Училась   легко. В общем она, воспитанная в строгости, в ритуальном сожжении дневников после окончания школы  участия не принимала и  принесла свой, сияющий пятёрками дневник домой  в очень хорошем настроении.
         Она подала документы в стоматологический институт и вопросов поступит или нет у неё не было. Поступит! Но не тут - то было. Эта злополучная химия!  Достался вопрос, который заставил её задуматься  и тут мальчишка, который  тоже хотел учиться на стоматолога, но откровенно любовался ею, произнёс: "Держи шпору." Тамара, которая никогда принципиально не пользовалась этой палочкой-выручалочкой, протянула руку и взяла скомканный листочек. Не успев развернуть его, она услышала отвратительный голос экзаменатора: "Вы свободны!" и Тамару   выпроводили  с экзамена.  На этом её поступление в институт закончилось, не успев начаться. Так прекрасно учившаяся, умная наша подружка  была с позором лишена даже попытки ответить на вопрос, заданный в билете. Мои слёзы к тому времени подсохли, пришлось приводить в чувство её.            

             Вторая  моя закадычная подруга - Майя. Мы дружим с пяти лет!!! Нас, что называется, вытащили из одной песочницы и отправили учиться в одну школу. Там мы закончили 10 классов. Учились очень хорошо. Она, так же как Тамара, подала документы в Стоматологический институт, но на факультет "Лечебное дело". В отличие от нас бедолаг, сдала  три экзамена, получив   4-5-5. Был шанс поступить. Оставалась химия. Та самая химия, на которой срезалась я и с которой выпроводили Тамару за шпаргалку.  Но  тут случилось непредвиденное обстоятельство. За день до экзамена нас пригласили ребята - аспиранты МГУ к себе на вечеринку в Дом аспирантов. Ну, мне терять было нечего, я уже свою двойку получила, отплакала и надо было восстанавливать нервные клетки.  Майку я уговорила — ты же всё знаешь, у тебя в школе была пятёрка по химии. И вот мы две, не знаю  как лучше сказать,  две дурочки отправились в гости. Ах, какой был вечер, мы танцевали, читали стихи!  Опомнившись, что уже поздно, мы помчались домой.  Родители наши были на даче, и мы отправились ночевать к Майе, чтобы рано утром  я  "погоняла" её по химии. Утром, стоя перед зеркалом, и наводя красоту, она укладывала свою косу, причёсывалась, а я пыталась рассказать ей про доменный процесс. Это единственная тема, которая была ей незнакома. Стоя у зеркала, она произнесла: "Ценой моей причёски будет доменный процесс".  Я не поняла ничего. Затем она  отправилась  на экзамен. Вы можете не поверить, но когда она вытащила билет, третьим вопросом был "доменный процесс". Не надо объяснять, что было дальше. Первых два вопроса — блестяще, а доменный процесс?  Легче, по-моему, ей было чугун выплавить, чем рассказать о самом доменном процессе. Но преподавателю, который её экзаменовал, почему-то не хотелось её заваливать и он вдруг говорит: "Я знаю, что Вы вчера не готовились."  "Готовилась",  опустив глаза, прошептала Майя.  "Нет, не готовилась. Я Вас вчера видел в Доме аспирантов." И тут она вспомнила.  Да, он чай себе кипятил, когда они с Петей варили кофе. Провал! Но экзаменатор сказал: "Ставлю Вам - 4.  Хотя надо трояк".  Но эта четвёрка стала решающей и она не прошла по конкурсу.

           Вот так по собственной глупости мы, три подружки не поступили в институт с первого раза. Но, не пав духом, пройдя "через тернии к звёздам", мы взяли штурмом медицинские Университеты в следующий раз. Это было большой наукой. Есть моменты в жизни, когда надо сосредоточиться и не распыляться. Надо сказать, что мы честно прошли этот трудный путь служения  людям, нуждающимся в нашей помощи.  Тамара стала врачом ортодонтом, имеет звание Заслуженный врач России.  Стольким людям она помогла, исправив врождённые дефекты,  подарив им  красивые улыбки!

          Майя стала замечательным врачом-рентгенологом.  Она, глядя на снимок, без всякого  МРТ, скажет, что у тебя за недуг. Она врач - уникальный.

          А что же я? У меня были заманчивые перспективы остаться врачом в Институте Нейрохирургии, где я начинала работать.  Затем было удивительное предложение стать врачом в Сборной Советского Союза по вертолётному спорту. Отказаться от всего этого было сложно, но у меня родился долгожданный сын. Родители мои умерли очень рано,  муж много работал, помогать было некому. Оставить его на пятидневке в саду, затем "с ключом на шее" болтаться после школы по улице я не могла и не хотела. Я ушла работать в районную поликлинику, что рядом с домом, где отработав всю жизнь, никогда об этом не жалела... Это колоссальный опыт  врачебной практики.  Моё достижение единственное — сын стал врачом. В настоящее время — он доктор наук, профессор, который верой и правдой служит любимому делу, спасая самых тяжёлых детей, страдающих раком крови.   Так что всё не зря.

        Это эссе написано для  абитуриентов и их родителей. Не отчаивайтесь, если первая попытка неудачна. Надо не упасть духом, повторить попытку и взять неподдающиеся рубежи. Жизнь большая.
 
Великий Конфуций утверждал  - "Путь в тысячу ли начинается с первого шага". В латынь  это выражение  “Viam supervadet vadens" попало из Китая, что  означает  -  Дорогу осилит идущий.