Лесная медитация

Александр Георгиевич Гладкий
В молодости Алексей Егорович и подумать не мог, что полюбит сбор ягод. Казалось, как можно так нерационально тратить драгоценное время. Ведь столько разных дел надо успеть сделать и, как говорится, «не стоит овчинка выделки». Чтобы собрать ведерко ягод, надо было спалить литров двадцать дорогого бензина, потратиться на репелленты, без которых в ягодном лесу никак не обойтись, а главное, выходной проходил довольно однообразно и не интересно, не то, что на рыбалке.

Однажды, когда Алексей Егорович еще работал, очередной выходной день выдался дождливым и мрачным. В доме сидеть не хотелось, да и делать было нечего, и он, надев непромокаемый плащ, сапоги-болотники, взял ведерко, складной стульчик и подался в лес, где накануне заметил нетронутые россыпи черники. Устроившись возле бугорка, синего от ягод, он, несмотря на дождь, стал их собирать и настолько увлекся, что вскоре набрал ведерко под верх. Монотонность процесса, шелестение нескончаемого дождя по ягоднику и плащу позволили полностью отключиться от насущных проблем и достигнуть той самой желанной релаксации, о которой все мечтают накануне выходных.

С тех пор отношение к сбору ягод у него изменилось и, выйдя на пенсию, Алексей Егорович стал заниматься этим делом регулярно, в соответствии со сроками созревания ягод. Ему совершенно, не важно было, что собирать: чернику, малину, голубику или клюкву. Радовал процесс, чем-то схожий с медитацией: неподвижная поза, пальцы перебирают ягоды, как четки, а в душе просветление. Он не признавал использование всякого рода комбайнов, изобретенных «заготовителями», собирал только пальцами, стараясь при этом минимально повредить растениям, и не любил сбора в компании.

Когда человек занят сбором, он малоподвижен и незаметен для зверей и птиц, в результате чего лесные обитатели подходят к нему довольно близко, позволяя себя хорошо рассмотреть. Кого только не встречал Алексей Егорович в лесу! Однажды он собирал малину, полностью скрытый ее кустами. Вдруг поблизости что-то затрещало, и из зарослей показалась безрогая голова лосихи, которая остановилась, осматриваясь и прядая ушами. Нащупав взглядом голову человека, она пристально уставилась на нее, соображая, что это за незнакомый предмет. Животное было так близко, что можно было различить мух и слепней, кружившихся вокруг губастой морды. Почувствовав опасность, а может быть, это ветерок потянул в ее сторону и донес запах человека, она сорвалась с места и понеслась напролом через подлесок, треща сучьями.

Не раз по соседству с Алексеем Егоровичем в малиннике паслись косули, которых он старался не спугнуть и наблюдал по долгу. Помимо одиночных животных – рогатых самцов и грациозных самочек встречал маленьких желто-бурых, тонконогих косулят в сопровождении мамы, которые в испуге не убегали далеко, а старались сразу спрятаться где-нибудь поблизости.

Птицы постоянно окружали сборщика ягод. Кукушка после привычного "Ку-ку" вдруг разразилась дьявольским хохотом. Наверное решила таким образом разнообразить свой примитивный репертуар. Если вдруг мелкая пичуга начинала беспокойно попискивать и крутиться поблизости, значит рядом гнездо и Алексей Егорович старался аккуратно покинуть это место, чтобы не тревожить птенцов. Однажды в ягоднике раздалось громкое хлопанье крыльев и огромная птица взлетела и скрылась в ветвях сосен. Глухарь – редкость наших лесов тоже любит поклевать спелую ягоду. Радует человека и встреча в малиннике с зарянкой - милой красногрудой птичкой, подпускающей к себе на расстояние вытянутой руки.

А еще Алексей Егорович полюбил сбор ягод из-за возможности побыть наедине с собой на лоне Природы, отдохнуть от постоянного взаимодействия с другими людьми. С возрастом он заметил, что потребность в этом у него увеличилась. Видимо древний инстинкт, когда старые самцы уходили из стаи и доживали свой век обособленно, дает о себе знать.