Рафаэль. Жизнь, вдохновение и творчество -2

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Выбор пал на Пьетро Перуджино и его школу в Перудже, благо это было недалеко от Урбино.
С волнением должен был вступить Рафаэль в известную мастерскую Пьетро Вануччи, прозванного Перуджино, куда в 1500 году привел его любимый дядя Симон. Перуджино был когда-то сотоварищем юного Леонардо да Винчи по мастерской у Вороккио и находился тогда на вершине своей карьеры, ведь его имя носила уже целая школа учеников и последователей. Искусство Перуджино базировалось не только на местных традициях, как у многих художников Перуджи, но и на флорентийском художественном опыте. Это оказалось очень важным для развития Рафаэля как художника.
Перуджино был прекрасным преподавателем, как будто рождённым для того, чтобы подготовить и открыть дорогу своему гениальному ученику. Первые рисунки и картины ученика, как свидетельствовали видевшие их современники, кажутся почти повторением работ учителя, полных наивно-религиозных откровений и стремлением к неземной чистоте и ясности души. Отличие всё же видели. Оно проявлялось у ученика и в более тонкой лиричности, и в какой-то даже ребячески наивной свежести чувств. Ранний период творчества Рафаэля совершенно справедливо называют «перуджиновским».
Четыре года провел Рафаэль у Перуджино, он многое взял у него и показал себя очень способным учеником, который впитывал себя науку учителя, как губка. Вскоре ученик затмит учителя. Но такова судьба учителя, который часто как бы растворяется в своих учениках!

К этому периоду относится создание  «ТРЕХ ГРАЦИЙ» (1500-1502 Г.,МУЗЕЙ КОНДЕ, ШАНТИЛЬИ).
Античный сюжет «Трёх граций» взят, по-видимому, с древнегреческой камеи и с помпеянской фрески «Три грации» (Нац.музей археологии, Неаполь).
В античной мифологии грации (в древнегреческой мифологии – Хариты) – божества женской прелести, воплощение гармонии и радости жизни: Евфросина, что значит радость; Талия (цвет); Аглая (блеск). Обычно их изображали обнаженными.
Золотые яблоки в руках девушек сулят бессмертие тому, кто отмечен добродетельными поступками.
У Рафаэля видно, что лишь прелестные лица восходят к Перуджино. Однако в остальном влияние Перуджино ослабевает. Грации изображены, крепко стоящими на земле, они образуют единую группу, их фигуры демонстрируют классические пропорции.
В динамике представленной сцены, энергичных, свободных мазках и теплоте колорита проявляется оригинальный стиль Рафаэля. В дальнейшем он крайне редко писал обнаженные фигуры. Он считал, что тут ему не превзойти Микеланджело.

 «Три грации» являлись, видимо, парной картиной, созданной в то же время и равной по формату – «СОН ЮНОГО РЫЦАРЯ»  (1500-1502 Г., НАЦ. ГАЛЕРЕЯ, ЛОНДОН).
Рафаэль, в принципе, изобразил тоже мифологический сюжет со спящим Гераклом, но как он по-своему преобразил миф. На своеобразной развилке дорог под лавровым деревом лежит, опершись на щит, средневековый рыцарь. Он погружен в глубокий мечтательный сон. Две прекрасные девушки, символизирующие Добродетель и Любовь предлагают ему на выбор, или меч и книгу, или цветущую миртовую ветвь. Что выбрал юноша-рыцарь – мужество (доблесть) и знание, или любовь и красоту (чувственные наслаждения) мы не знаем.
Но это был период, когда выбор стоял и перед Рафаэлем. Что же выбрал он для себя? Рафаэль соединил в себе  и то, и другое. Сама постановка вопроса уже указывала на влияние тематики искусства и поэзии Возрождения. А, значит, картина «Сон юного рыцаря» интересна как знамение времени, когда Рафаэль почувствовал, что для дальнейшего роста ему нужно стремиться во Флоренцию – центр итальянского Возрождения – во Флоренцию.

Но перед тем, как Рафаэль появляется во Флоренции. Он создает ставшую знаменитой «МАДОННУ КОНЕСТАБИЛЕ» (1502-1503 Г., ЭРМИТАЖ), названную так по имени её давнего владельца. Полотно происходит из семьи графа Конестабиле из Перуджи, у которого она была приобретена Александром II в 1871 году. Царь подарил его своей супруге, Марии Александровне. С тех пор картина выставляется в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Картина написана Рафаэлем в юности, и это действительно юное произведение – по редкостной чистоте, целомудренности настроения, по священнодейственной старательности работы, - но его никак нельзя назвать незрелым. Деликатная, тончайшая техника почти миниатюрной живописи, композиция, рисунок достойны кисти большого мастера.
Композиция вписана в круг - тондо, вернее даже в полусферу, ибо художник строит её не только закругляющимися очертаниями, но и круглящимися объёмами. Круглый формат «тондо» Рафаэль любил и впоследствии часто к нему обращался.
Обратим внимание на певучий мягкий абрис (контур) склоненной головы, плеч и рук мадонны. В этой картине много того, что станет характерным у Рафаэля для изображения мадонн: гладкие волосы, чистый овал лица, чистый большой лоб, ниспадающее покрывало охватывает всю фигуру единым главным контуром.
Молодая мать и её дитя бесконечно трогательны, даже несколько простодушны. Да и сам юный Рафаэль видится ещё тихим «отроком, зажигающим свечи».

Уже перед самым переездом во Флоренцию художник завершает свою знаменитую работу «ОБРУЧЕНИЕ ДЕВЫ МАРИИ» (1504 Г., ГАЛЕРЕЯ БРЕРА, МИЛАН).

У  Пьетро Перуджино также есть  «Обручение девы Марии» (1503-04г., Муз.изящ.иск., Каэн).
«Если бы на картине не было подписи Рафаэля, всякий принял бы её за работу Перуджино»,- так писал Вазари.
Действительно, особенно заметна школа Перуджино в тщательно продуманном размещении фигур в композиционном пространстве, но у Рафаэля нет и следа сухости и статичности учителя. У Перуджино никогда не было такой экспрессии в изображаемых им сюжетах.

Изображенный здесь храм является важнейшим элементом всей картины: подчеркнутый перспективой, он определяет переход от переднего плана к заднему. Холмистая местность, виднеющаяся вдали,- это память о деревенских пейзажах родного Урбино.
Сцена церемонии обручения Марии представлена на переднем плане. Этого эпизода нет в Евангелии, и Рафаэль опирался на тексты апокрифов и известной «Золотой легенды» монаха Иакова Ворагинского (ок. 1230-1298гг.), представляющую собой сборник христианских преданий и притч.

Согласно одной из легенд, когда Марии исполнилось 14 лет, священники собрали всех претендентов на её руку и сердце. Каждому из них вручили по ветви, и тот, в чьих руках она расцветет, станет мужем Марии. Победил Иосиф, и этот факт вызвал недовольство его соперников – Рафаэль мастерски изображает их эмоции. Так из окружающих лиц (одетых по умбрийской моде в трико и токи) особенно отметим одного из отверженных женихов – красивого юношу, ломающего о своё колено нерасцветший жезл.

Картина была завершена в 1504 году, и, поскольку это была первая самостоятельная работа Рафаэля, он впервые получил право её подписать, чем, и воспользовался сполна: свои именем и датой создания картины 20-летний честолюбец украсил портал храма.