«Уровень лексической культуры в современных
произведениях настолько упал, арсенал
художественных приёмов настолько оскудел,
что не приходится говорить ни об их
эстетической ценности, ни об изящной
словесности как таковой».
Иван Зорин, русский писатель и
публицист
Автор мысли, приведенной в эпиграфе, заметил в своей статье «О деградации современной литературы»: «Ещё полвека назад в рамках одного временного пласта сосуществовали культурологическая фантасмагория Борхеса, магический реализм Маркеса, набоковская вязь, проза французских экзистенциалистов и телеграфный стиль Хемингуэя. Сегодня последний вытеснил всех. Может, он больше соответствует нашему энергичному веку?»
Думаю, насчет телеграфного стиля Хемингуэя, ставшего действительно властителем дум молодежи 50-х, Зорин абсолютно прав. Лично я был им так очарован, что с удовольствием, буквально восхищаясь каждой строкой, неоднократно перечитывал его «Прощай, оружие» - сначала в русском издании, а затем – в подлиннике.
Впрочем, «папаша Хем» почему-то нисколько не потеснил в моем сознании других классиков: Не реже, чем раз в пять лет, я перечитываю «Войну и мир» Толстого, десятитомник Пушкина и всего Чехова. Согласитесь, тут ведь дело вовсе не в телеграфном стиле, не правда ли?
Полагаю, что вообще - человек, воспитанный на чтении Толстого, Пушкина, Чехова, Булгакова, на юморе Ильфа и Петрова, на шедеврах классической музыки, - имеет прививку против пошлости и примитивизма, и, слава Богу, - благодаря библиотекам и Интернету может всю жизнь получать ни с чем не сравнимое удовольствие, перечитывая, просматривая и прослушивая классические шедевры.
Что же касается конкретно классической литературы, то хочется повторить фразу, которой Игорь Волгин заканчивает каждую свою телепередачу "Игра в бисер" – «ЧИТАЙТЕ И ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ КЛАССИКУ!»