О классике и читательском фастфуде

Владимир Микин
                «Уровень лексической культуры в современных
                произведениях настолько упал, арсенал
                художественных приёмов настолько оскудел,
                что не приходится говорить ни об их
                эстетической ценности, ни об изящной
                словесности как таковой».
                Иван Зорин, русский писатель и
                публицист

Автор мысли, приведенной в эпиграфе, заметил в своей статье «О деградации современной литературы»: «Ещё полвека назад в рамках одного временного пласта сосуществовали культурологическая фантасмагория Борхеса, магический реализм Маркеса, набоковская вязь, проза французских экзистенциалистов и телеграфный стиль Хемингуэя. Сегодня последний вытеснил всех. Может, он больше соответствует нашему энергичному веку?»

Думаю, насчет телеграфного стиля Хемингуэя, ставшего действительно властителем дум молодежи 50-х, Зорин абсолютно прав. Лично я был им так очарован, что  с удовольствием, буквально восхищаясь каждой строкой,  неоднократно перечитывал  его «Прощай, оружие» -  сначала в русском издании, а затем – в подлиннике.

Впрочем, «папаша Хем» почему-то нисколько не потеснил в моем сознании других классиков:  Не реже, чем раз в пять лет, я  перечитываю «Войну и мир» Толстого, десятитомник Пушкина  и всего Чехова. Согласитесь, тут ведь дело вовсе не в телеграфном стиле, не правда ли?

Полагаю, что вообще - человек, воспитанный на чтении Толстого, Пушкина, Чехова, Булгакова, на юморе Ильфа и Петрова,  на шедеврах классической музыки, - имеет прививку против пошлости и примитивизма, и, слава Богу,  -  благодаря библиотекам и Интернету  может всю жизнь  получать ни с чем не сравнимое удовольствие, перечитывая, просматривая и прослушивая  классические шедевры.

Что же касается конкретно классической литературы, то хочется повторить фразу, которой  Игорь Волгин заканчивает каждую свою телепередачу  "Игра в бисер" – «ЧИТАЙТЕ И ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ КЛАССИКУ!»