Наш вольный дух вьёт вольный свой полёт

Наталья Наумова Дель Ветти
Так начинается поэма Дж.Байрона «Корсар», которая и вдохновила более150 лет назад композитора Адольфа Адана и балетмейстера Жозефа Мазилье на создание балета, который до сих пор пленяет воображение и притягивает своей загадочностью.

Следует сказать, что от Байрона в сюжете балета осталось не так уж и много. Кроме имён героев, это обстановка Греции, находящейся под гнётом Турции и, конечно же, сами корсары. Вроде бы и морские разбойники, но в то же время они не были похожи на обычных пиратов: они нападали на корабли работорговцев, за что их и преследовал могущественный владыка – паша Сеид.

В романтическом балете не обошлось без загадочных героев, возвышенно-благородных и низменных страстей на фоне таинственных похищений, бури и кораблекрушения.
Разные редакции балета сильно отличаются друг от друга не только хореографией, но и в сюжетном плане. Постановщики видоизменяли и дополняли сюжетные линии, вводили новых персонажей. Неизменной оставалась центральная сюжетная линия – история любви корсара Конрада и прекрасной гречанки Медоры, которая была обречена быть проданной в рабство, но была спасена отважным корсаром.

В 2007 году, в Екатеринбургском театре была осуществлена новая постановка легендарного балета при участии французского балетмейстера Жанна Гийома Бара. Сюжет во многом перекликается со знаменитой постановкой Мариинского театра.


К вольным берегам

…Буря на море. В разбушевавшейся стихии гибнет корабль корсаров, и спастись удаётся только троим: предводителю корсаров Конраду и двум его друзьям – Али и Бирбанто.

Рассвет. На берег приходят девушки-гречанки, в их числе – юная Медора и её младшая сестра Гюльнара. Они не подозревают о расставленной для них ловушке. Коварный работорговец Ланкедем, одержимый идеей обогащения, не прочь захватить очередной «товар».

Медора, Гюльнара и их подруги находят спасшихся корсаров. Происходит первая встреча Медоры и Конрада. Девушки помогают корсарам скрыться, но сами оказываются в плену у Ланкедема. Конрад, полюбивший Медору, клянётся спасти её.

Девушек приводят на невольничий рынок. Сюда приходит паша Сеид в надежде найти новые «сокровища» для своего гарема. Его внимание привлекает юная Гюльнара, на неё падает выбор паши. Та же участь ожидает и Медору. Гордая девушка не намерена с этим мириться. Тем временем под видом купцов приходят корсары во главе с Конрадом. Рынок разгромлен, а Ланкедем захвачен в плен.

На острове корсаров празднуется победа. Однако Бирбанто, которого Конрад считал своим другом, давно замышлял захватить власть над корсарами. И теперь подвернулся удобный случай: часть корсаров недовольна тем, что Конрад отпустил пленниц на свободу. Бирбанто решает начать мятеж, но тут свои услуги в обмен на свободу предлагает пленный Ланкедем.

Конрад и Медора не думают ни о чём, кроме своей любви. И Ланкедему не составляет труда осуществить свой план: ему удалось незаметно подмешать снотворное зелье в кувшин с вином.

Конрад погружается в странный сон. Медора в растерянности. Приходят заговорщики под масками, в их числе – Бирбанто. Он готов убить спящего Конрда, но Медора ранит изменника в руку. Ланкедем же, пользуясь суматохой, уносит Медору.

Конрад просыпается, узнаёт о случившемся. Вместе с Али и верными ему корсарами он устремляется на помощь возлюбленной.

Тем временем во дворце паши Сеида многочисленные жёны соперничают за благосклонность своего повелителя. Они встревожены появлением Гюльнары. Затем появляется Ланкедем и приводит Медору. Паша в восторге.

В это время во дворце появляется группа странствующих богомольцев. Но это переодетые корсары, Медора узнаёт среди них Конрада. Они одерживают победу, Бирбанто притворно радуется этому. Но для него расплата недалека: измена раскрыта, и Бирбанто остаётся на суд паши вместе с Ланкедемом, который пойман во время попытки ограбить дворец.

Неустрашимые Конрад, Медора, Али и Гюльнара плывут среди вольных волн навстречу новым приключениям.

**********
Статья написана в 2011 году