театр шагнул в жизнь

Михаил Никитин 7
Случилось это тридцатого июля сего года...
Поход в театр всегда событие, не правда ли?
Как раньше говаривали? «Давали Пиковую Даму...»

Нам давали «ДЮМА» в театре Современник. Это новая постановка Современника, премьера которого состоялась в феврале. Сценарий написал Охлобыстин, а режиссер – Михаил Ефремов. Это не про знаменитые похождения юного гасконца, а про то, как в любом театре актеры готовятся сыграть свои роли. Про театральное закулисье. Спектакль посвящен всем актёрам(написано в программке), так и не исполнивших своего главного монолога! Спектакль замечательный! И поставлен качественно. Удовольствие полное! Если многим еще невдомёк, скажу, что монолог некоторые актёры свой исполнили! Да ещё как!

Заняли свои места, сидим, ждём начала... Уже робкие аплодисменты особо нетерпеливых зрителей намекнули, что пора бы и начать! Но, нет... Проходит полчаса, а спектакль не начинается. Нетерпение усиливается, публика крутит головами, переговаривается...

В какой–то момент, на авансцену, в круг света, выходит Михаил Ефремов.
– Нет, спектакль не отменяется! – говорит он, обращаясь к кому-то в зале. Слышен настороженный смех.
– Сегодня, мусора арестовали нашего актера, Дмитрия Смолева,  Дмитрий Смолев должен был играть Д’Артаньяна... Так вот, его не будет сегодня в спектакле. Смолева арестовали за то, что он сыграл роль пьяного гаишника. Позор мусорам! – сказал, и замер с распростертыми к залу руками Михаил Ефремов...

Возникла пауза.
 
– Аплодисменты Дмитрию Смолеву! – обратился Ефремов к ошалевшей публике.

Зал аплодировал!
Это уже потом, я увидел ролик с ролью пьяного мента. Прочитал статью Ксении Лариной, посмотрел даже сюжет по телевизору... Даже сегодня, вот, в Новой Газете вышел стих–обращение к Колокольцеву... и понимаю, что некой мизансцены к самому спектаклю не предполагалось. И выход перед спектаклем Ефремова, такую мизансцену создал! Теперь, Михаилу Ефремову надо будет каждый раз выходить перед публикой перед началом спектакля, вот также, разводить руки и говорить: «Почтеннейшая публика, никого из наших актеров сегодня мусора не арестовали!» И это будет вполне жизненно и уместно! Теперь, это уже стало частью спектакля ДЮМА. А может, и не только этого спектакля. Объясню почему...

Спектакль показывает жизнь актеров в тот момент, когда они приходят с улицы, и перевоплощаются в персонажи.  И вот, магия перевоплощения творит события! И не поймешь, кто вызывает симпатии и антипатии, человек или роль? Возможно ли обмануться? Возможно! За хорошим человеком стоит, порой, негодяй, готовый на всё; циник, согласный на любую гадость; карьерист, готовый в угоду карьерному росту предать, убить, настучать...

И это не значит, что персонаж это и есть сам человек. Если он актёр. Судить о роли нужно по игре актера. Но судить актера по его роли – тупость!
Жизненные навыки актеры несут в роль, а умение пародировать и лицедействовать, позволяет им влиять на жизнь обычных людей. Помните, про «вся жизнь – театр...»? Всё сходится!

Своим арестом Смолев доказал, что он замечательный актёр! Уж сколько мы видим актёров, играющих ментов–взяточников, вымогателей, пьяниц! Галустян, Аверин, да мало ли? А «Самый лучший день» с Дмитрием Нагиевым? Ну там уж, не только форму носит, а показывает такого «оборотня», что мама не горюй! Но ему не надевают наручники во время съёмок, не везут в ментовку. Но Смолев сумел сыграть так, что какой-то узколобый чин с широкими лампасами сильно проникся, и, видимо, не только поверил в реальность неформального подчиненного, но заставил разыскать и посадить! Дураков в погонах не остановил даже тот факт, что это пародия, что это всего лишь роль!

Встречались ли вы с таким явлением, как переход действия спектакля в зрительный зал? Так вот, вдруг, игра актеров закружит, заворожит, и уже не понимаешь, где сцена, зрительный зал, фойе... Всё становится общим действом, проходящим под диктовку какого-то дивного сценария!
Это называется «иммерсивная постановка» immersion – погружение. Вы становитесь участником действия. И это модный ныне жанр, и хотя многие режиссеры давно экспериментируют в этом жанре, повторюсь: самый талантливый режиссёр – это жизнь!

Вы спросите:
– А где же иммерсивная постановка?
А вот она! Началась в театре Современник, и шагнула в улицы Москвы, загремела на страницах СМИ, пошла с экранов телевизоров, передается в разговорах, делая всех нас участниками спектакля, где каждый имеет свой главный монолог.