Стереотипы

Георгий Жаркой
Стереотип – явление страшное, беспощадное: оно лишает человека рассудка.  Решит  человек, что его соседка Марья Ивановна – дура. И, как Некрасов писал, «мужик что бык: втемяшится // В башку какая блажь - // Колом ее оттудова // Не выбьешь». То есть дура – и всё! Или придумает начальница, к примеру, что подчиненный работать не любит и мечтает свильнуть с рабочего места – «колом не выбьешь»!  Она всем-всем будет об этом рассказывать. Потому что «уверовала»!
   И в социальном бытии стереотипов хоть отбавляй.  Слышал я в Полевском, как двое мужчин разговаривают. Хорошо одеты, держатся прямо, с достоинством. И один другому говорит, что в советское время лучше было, чем сейчас.  Уверенно так говорит, и «колом не выбьешь»: убеждение!   
   У меня как в тумане – картинка. Иду по радиофаку УПИ. Первый этаж, правые лестницы.  Газетный ларек, а перед ним толпа-очередь. «Выкинули» зубную пасту. В нашей семье ее несколько недель не видели. Я с работы мел приносил. Мы его в порошок превращали – тем и зубы чистили. В очереди оказалась моя студентка-монголка. Купила мне тюбик. Ощущение унижения осталось – «колом не выбьешь».
    Учительница физики – друг семьи – недавно говорила, что у нее есть воспоминание, которое до сих пор жжет стыдом. Гуляли мы с маленькими детьми в лесопарке. Затем к нам зашли посидеть. И моя жена приготовила курицу, которую всю и съели. И учительница забыть не может, как ее по щекам отхлестала внезапно пришедшая мысль, что курица была «талонная» и что ее до следующего талона не купишь – семья друзей будет сидеть на хлебе и на картошке. Советское время разное было, потому что это жизнь.
   Стереотипы вещь жестокая, неумолимая. Они как тупой бульдозер – все разнесут в пыль, только  волю дай. На меня несколько раз пытались натянуть «одёжу» стереотипа. Страшно! И в кровь руки раздираешь, чтобы скинуть ее с себя поскорее.
   И сегодня их много, стереотипов. Включи, например, телевизор:  они из него, как тараканы, полезут. И «колом не выбьешь»:  не боятся они кола.