Платочек для Лизы

Людмила Федорова Прозаик
… И так, дорогие мои читатели, действие моей истории снова происходит 1952 году, в эпоху сталинских репрессий, и то, далеко не романтичное и благородное время, оставило нам красивую легенду о девушке по имени Лиза, чья любовь, вера, чистота оказались сильнее власти, денег и физической силы…
… В то время Лизе Хрусталёвой, милой девушке с большими карими глазами и красивой тёмно-русой косой было всего двадцать два года. Так получилось, что девушка жила в старой однокомнатной квартире одна, потому что из-за Великой Отечественной Войны осталась сиротой. В прочем, в простеньких ситцевых платьях и платочке девушка-студентка выглядела не хуже, а даже ещё красивее, чем, если бы её разнарядили. Милая, женственная, мечтательная, в свободное от учёбы время, Лиза любила мечтать, читать классику, гулять в парке на природе, очень любила посещать театр…
Но была у неё ещё одна тайна: Лиза была крещённой православной христианкой и активно участвовала в жизни прихода молельного дома святых Бориса и Глеба, приходила на службы, исповедовалась, причащалась…
Конечно, коммунистическая власть, проповедуя атеизм, а, если говорить честно, идолопоклонничество Ленину, жестоко боролась с православием, многие верующие люди в то время отправились в тюрьмы или каторгу,  но сметливая Лиза относилась к своему шаткому положению, как к сюжету какой-то интересной книги и ловко обманывала милицию и начальство в институте…
В тот летний чудесный солнечный день Лиза благополучно сдала сессию и пришла в свой любимый молельный дом подать благодарственный молебен. Бабушки в белых косыночках знали Лизу, как девушку чистую и невинную, как родник, и добрую, поэтому всегда радовались её появлению, тем более в этот раз Лиза пришла в таком очаровательном простом платье в мелкую ромашку и голубом платке…
— Храни вас Господь, вот записка о благодарственном молебне и две копейки за неё… — приветливо произнесла Лиза.
— Милая Лиза, ты так сегодня чудесно выглядишь, и так не хочется тебя огорчать, но мы не принимаем больше молебны: скоро наш приход закроют, здесь будет склад… — со скорбью прошамкала одна старушка.
Лиза округлила карие глазки, захлопала ресницами и огорчённо спросила:
— Но как же так? В какой приход мне теперь ходить?
— Я не знаю, милая Лиза, прости, поищи по Москве, должны же быть ещё приходы в таком большом городе. А на память разреши тебе сделать два подарка: маленькую икону Бориса и Глеба и билет в театр. Дело в том, что его достала моя внучка, но приболела простудой и не может пойти на постановку, и она разрешила отдать билет тебе, зная, как ты любишь театр… — ответила старушка и подала подарки.
Лиза расцвела, как ромашки на её платье и воскликнула:
— Благодарю за такие подарки, для меня это — как бальзам на душу после такого грустно известия, многие лета вам и вашей чудесной внучке, я буду молиться, чтобы она быстрее выздоровела…
Лиза помолилась, спрятала подарки в потёртый портфель, а потом отправилась лёгким неторопливым шагом домой, рассматривая билет…
Перед спектаклем Лиза распустила свои длинные тёмно-русые волосы, надела однотонное платье нежно-голубого цвета, подвела карие глазки и отправилась в театр…
… Лиза сидела на своём месте и с восхищением наблюдала театральную постановку, как и все зрители, девушка была в восторге…
К несчастью, она не видела, что в лоджии сидят председатель КПСС Иосиф Сталин и его приспешник Лаврентий Берия, двое дружков, мужчины в годах.
Сталин тогда правил всем Советским Союзом, с недовольными его политикой расправлялся жестоко и быстро. По его внешнему виду, седым волосам и усам, по прокуренному хрипловатому голосу нельзя было сразу догадаться о том, что у него такой деспотичный характер, свою «железную руку» и бездушие Сталин ловко прятал за маской «милостивого отца народов».
Берия был чуть моложе своего начальника, лысый мужчина в очках имел взгляд и ухмылку человека хладнокровного, расчетливого, аналитического ума, настоящего прагматика, не уступающего в жестокости Сталину и умевшего ради своей выгоды угодить начальству…

 
— Хм… — начал разговор со злой ухмылкой Сталин — Видите ту милую молоденькую гражданочку в голубом платье?
— Да, товарищ Сталин, успел приметить. Что прикажите? — ответил Берия.
— Значит, так, товарищ Берия, гражданочку эту сразу после окончания спектакля доставить ко мне в кабинет. Надеюсь, не нужно ничего пояснять, и так приказ понятен? — объяснил прокуренным хриплым голосом Сталин.
— Конечно, всё будет сделано в лучшем виде! — ответил со злой усмешкой Берия и удалился…
 
… После спектакля Лиза вышла на улицу, и тут подъехала роскошная волга, из неё выглянул Берия со словами:
— Гражданочка, вас как зовут?
— Лиза… — недоумённо хлопая ресницами, ответила девушка.
— Так вот, Лиза, товарищ Сталин желает вас видеть, у него важный разговор к вам, садитесь в машину, если не хотите неприятностей… — с ехидной ухмылкой предложил Берия…
«Ой, с чего это мной такая «шишка» заинтересовалась? Не к добру это, но и не сесть в машину не могу, наживу ещё больше проблем…» — подумала настороженно Лиза и села в волгу…
Скоро машина подъехала к Кремлю, и Берия проводил Лизу в кабинет Сталина со словами:
— Чем вы будете покорней, тем вам же лучше…
Дверь резко захлопнулась, Лиза стояла перед суровым председателем КПСС с испугом в огромных карих очах и в напряжении что-то ждала…
Сталин с самодовольным видом провёл рукой по усам, постучал пальцами по столу и прохрипел:
— Ну, что, тебя же Лиза зовут?
— Да… — тихо ответила Лиза — А зачем вы меня вызывали?
— А затем, милочка, что понравилась ты мне до безумия! — крикнул Сталин, встал и схватил Лизу за плечи, пытаясь порвать платье. Девушка, понимая, что может произойти, стала отбиваться, царапаться, громко кричать:
— Помогите! Помогите!!!
Бедная Лиза, какой ужас в душе она пережила в этот момент!
Лиза еле-еле вырвалась из крепких рук Сталина, когда вдруг распахнулась дверь в кабинет, и показался седой мужественный человек в военной форме и пронзительными серыми глазами…
… Лиза вылетела в дверь и без оглядки побежала на улицу подальше от Кремля, а седой маршал вошёл в кабинет и спокойно сказал:
— Товарищ Сталин, я сделаю вид, что ничего не понял…
 
Сталин с гневом на морщинистом лице постучал пальцами по столу, закурил папиросу и грозно спросил:
— Так, товарищ Жуков, когда вы, наконец, начнёте стучаться прежде, чем входить в мой кабинет?!
Седой сероглазый маршал, который и есть, как вы догадались, Георгий Жуков, ответил:
— Я Родину защищал, я с фашистами воевал, я — маршал победы, так что мне позволительно входить без стука!
— Так, а вы меня не боитесь? Я ведь всё равно достану эту девчонку, и вы не защитите её!  Сейчас у вас все привилегии, но война забудется, и так всегда не будет… — пригрозил Сталин.
Жуков же опёрся на стол  мощными руками и ответил:
— Ха, Боюсь! Ну, вы и сказали, товарищ Сталин! Я немцев не боялся, вас уж тем более не испугаюсь!
После этих слов Жуков отправился к выходу, когда услышал вопрос грозным тоном:
— Так, Жуков, я не понял, вы переходите мне дорогу?!
— Пока нет, но, если придётся, перейду! — закончил разговор Жуков…
Скоро Жуков нашёл Лизу на скамейке. Девушка сидела и тихо всхлипывала.
— Дитя моё, ты не сильно испугалась? Может, нужен врач? — спросил у девушки Жуков.
— Нет, спасибо, вы вовремя открыли дверь, я отделалась, к счастью, только испугом, я сейчас приду в себя и пойду домой… — ответила Лиза.
— Дитя моё, домой сейчас тебе никак нельзя, если не хочешь повторения сегодняшней истории. Тебе лучше уехать из страны, и как можно скорее, я тебе в этом помогу. Тебя как, дочка, зовут, у тебя кто-то есть из родни, кто поедет с тобой? — изрёк Жуков.
— Меня зовут Лиза Хрусталёва, родни у меня нет, так что я готова ехать. А куда? И почему вы мне помогаете? Кто вы такой? — спросила настороженно Лиза.
— Я — Георгий Константинович Жуков, а хочу помочь тебе, потому что у меня, в отличие от всей «компашки» Сталина, совесть есть. — пояснил Жуков — Сегодня переночуешь у моей дочери Эры, а завтра я принесу визу, поддельный паспорт  и билет до Шанхая, там большая диаспора русских эмигрантов, деньги я тебе с собой дам, чтобы ты не «засветилась», устраиваясь на работу…
— Спасибо вам огромное, Георгий Константинович… — с искренней благодарностью в карих очах ответила Лиза, скромно поправляя взлохмаченные тёмно-русые волосы.
— Лиза, дитя наивное, будешь благодарить, когда я сделаю так, чтобы тебе ничего не угрожало, а пока благодарить ещё рано… — с тяжёлым вздохом ответил Жуков и повёл Лизу к своей дочери Эре.
… Эра, молодая красивая женщина, долго разговаривала с отцом на кухне, Лиза из комнаты только услышала, как Эра закончила разговор словами:
— Отец, ты за кого меня держишь? Конечно, всё поняла, можешь идти и не волноваться, я позабочусь о девушке…
После этого Жуков ушёл, а Эра вошла в комнату, включила старенький торшер, постелила на диване, что стоял у стены с ковром и промолвила:
— Лиза, тебе нужно поспать, ты перенервничала. Если почувствуешь себя хуже, я в соседней комнате, придёшь, я заварю успокаивающих трав…
— Спасибо вам… — скромно ответила Лиза.
— Да ладно тебе благодарить, все мы люди, взаимопомощь — это естественно… —  потянула с улыбкой Эра, и все легли спать.
Лиза долго не могла успокоиться и  уснуть после пережитого, но, уснув, спала крепко, только старый торшер чуть освещал комнату…
… Тем временем Сталин вызвал к себе в кабинет Лаврентия Берию, коммунист уже думал, что его позвали, чтобы наградить, но посмотрел на разгневанную физиономию Сталина и понял, что попал впросак.
Сталин перебирал нервно пальцами по столу, а потом прохрипел прокуренным голосом:
— Так-то вы, товарищ Берия, выполняете приказы председателя КПСС?
Берия напрягся, переминая в руках очки, но спросил:
— А чем именно вы, многоуважаемый товарищ Сталин, недовольны?
— А тем, что по Кремлю ходят посторонние лица, к примеру, товарищ Жуков, и мешают моей личной жизни! — ответил Сталин, закурив папиросу.
—  Товарищ Сталин, какие будут дальнейшие приказания? — спросил Берия, так же нервно перебирая в руках очки.
— Так, значит, хорошенькую гражданочку Лизу мне привести, ищи её, где хочешь, я прекрасно знаю, Берия, что ты, если нужно, кого угодно и где угодно найдёшь!  И заставь её быть послушной, это ты тоже умеешь! Всё понятно? — приказал Сталин.
— Всё понятно, будет выполнено, товарищ Сталин! — отчеканил Берия.
— Всё, сматывай удочки и не появляйся, пока не выполнишь! — крикнул Сталин, Берия вылетел из кабинета, потеряв очки, и стал ворчать:
— Ох, уж мне этот Жуков, надоел, как хорошая заноза! Ну, ничего, разберусь я и с Лизой этой, и с Жуковым!
Берия послал своих агентов на розыск, и скоро ему доложили, что Лиза Хрусталёва сейчас находится  на квартире у Эры Георгиевны, дочери Жукова.
 
Берия взял милицию и направился на квартиру к Эре…
Было утро, свежее, чуть прохладное, в окно норовил заглянуть ветерок, Жуков, его дочь и Лиза сидели за чаем с печеньем.
— Вот, Лиза, как и обещал, виза, билет до Шанхая и деньги, сегодня ты отправляешься на самолёт… — произнёс Жуков.
Лиза хотела что-то сказать, но вдруг в дверь постучали, Эра выглянула в глазок и с ужасом произнесла:
— Там Берия с милицией! Отец, ты, как человек военный, быстрее уводи из квартиры Лизу хоть через окно, хоть по пожарной лестнице, хоть как, а я отвлеку Берию!
— Спасибо, дочь, ты в меня! — ответил Жуков дочери, потом схватил Лизу на руку и обратился — Выхода у нас нет, берём только деньги, визу и билет и спускаемся по пожарной лестнице! Внизу объясню, зачем такая спешка!
Лиза от испуга округлила карие глазки и захлопала ресницами, но без возражений выполнила указания Жукова…
Тем временем Эра открыла дверь и с натянутой фальшивой улыбкой спросила:
— О, Товарищ Берия! Какие люди! И чем это скромная дочь маршала заслужила такой визит?
— Так, Эра, хватит мне очки втирать! Вы с отцом здесь спрятали гражданку Лизу Хрусталёву! — крикнул Берия.
— Лизу? Хрусталёву? Даже не знаю такую! — ответила с волнением Эра.
— Так, Эра, кончай этот фарс, впускай меня с милицией! — грозно промолвил Берия, Эра немного постояла, взглянула в окно, увидела, что Жуков с Лизой уже спустились и уходят, только тогда сказала:
— Да, заходите, Лаврентий, бесцеремонный вы человек!
Берия и милиционеры перевернули всю квартиру, с грохотом полетели торшер и ковёр со стены, но всё было напрасно.
— Эра, я не знаю, как вашей компании это удалось, её здесь действительно нет! Но я всё равно найду Хрусталёву, и, если окажется, что вы с Жуковым ей помогали сбегать, то у вас будут проблемы! — крикнул раскрасневшийся Берия.
— Ха, проблемы! Кто бы их ещё боялся! — гордо ответила Эра.
Берия вылетел из квартиры, хлопнув дверью, а Эра выдохнула с грустной мыслью: «Да уж, отец, я стараюсь быть такой, как ты, но, боюсь, что мы не спасём всё равно Лизу. Лучше бы Сталин привязался ко мне, я бы дала отпор, а бедная Лизонька, она такая хрупкая девушка…».
Тем временем Жуков вёз Лизу в машине в аэропорт и пояснял:
— Лаврентий Берия, настоящий цербер, лучшая ищейка Сталина, все тайные задания Сталин поручает лишь ему, потому что знает, как жестоко и быстро он выполняет свои задачи. Он хитёр, жесток и безнравственен, так что его нужно опасаться ещё больше, чем Сталина, тебе нужно быть в Шанхае предельно осторожной, потому что пристрелить тебя в случае твоего неповиновения ему ничего не стоит!
Лиза слушала это, побледнев и скрывая испуг в больших карих очах…
Скоро Лиза шла по улицам Шанхая, здесь, в Китае, ей всё казалось таким странным и непривычным…

 
Наконец, Лиза нашла район, где жили русские эмигранты, сняла комнату и отправилась в маленькую православную церковку…
Лиза подошла к церкви, помолилась и села на крыльцо, чтобы подумать, успокоиться, посоветоваться с Богом, зайти в церковь она не решилась, потому что у неё не было платка, а платье  на плечах было немножко порвано…
 
… Вдруг из церкви вышел молодой человек с короткой светлой стрижкой и  обаятельными зелёными веждами. Он приветливо улыбнулся и спросил:
— Девушка, а, девушка, вы почему в храм не заходите?
— У меня платка нет… — призналась девушка.
— Так это решаемо! Сейчас вернусь! — весело воскликнул молодой человек, ушёл на десять минут, а потом появился с шикарным пологом из белого кружева с золотой вышивкой и золотыми кистями и  набросил это великолепие на Лизу со словами:
— Это в подарок вам, юная барышня, приятно познакомится, Дмитрий, семинарист, сын батюшки, что служит в этой церкви. А вас как зовут?
Лиза с испугом соскочила, бросила полог, и хотела убежать, но Дмитрий остановил её словами:
— Я вас чем-то напугал? Простите Христа ради, я не хотел, подарочек искренне от души, вы не обязаны ничего. Я просто хотел понравиться вам. Вы почему-то очень настороженно смотрите на меня, я не пойму, почему вы боитесь меня совершенно напрасно…
— Знаете, Дмитрий, давайте я вам расскажу свою историю, меня Лизой зовут… — начала речь Лиза…
Девушка рассказала и заплакала, а Дмитрий заботливо вытирал слёзки и ответил:
— Теперь я понимаю, что вы пережили, я постараюсь вам помочь, вы мне очень понравились, но, поверьте, Лиза, моя любовь — любовь христианина, я не позволю себе ничего лишнего, грубого или бестактного…
Дмитрий и Лиза вместе помолились, и девушка приняла подарок с блеском в карих очах и словами:
— Давай, перейдём на ты, Дмитрий, будем друзьями…
Дмитрий обрадовался так, что, казалось, он светится от счастья, а потом робко спросил:
— А я могу рассчитывать, что со временем перейду из статуса друга в статус жениха?
— Ой, Дмитрий, что-то ты торопишься… — ответила с обаятельной улыбкой Лиза и ушла…
… Батюшка Феофан подошёл к сыну и с доброй улыбкой спросил:
— Так, сынок, кажется, с кандидатурой в невесты ты уже сам разобрался?
Дмитрий улыбнулся отцу и ответил:
— Ну, как сказать, батюшка. Честно говоря, мне очень понравилась Лиза, она чудесная девушка с непростой судьбой…
Феофан забавно закатил очи и  ласково заворчал:
— Вот молодёжь пошла в 20 веке: никакого послушания старшим. Ну, когда соберётесь венчаться с Лизой, приходите за благословением…
Дмитрий озорно по-доброму рассмеялся и ответил:
— Благодарю, папа, за понимание!
После чего молодой человек с довольным видом выскочил на улицу и пошёл по узким улицам Шанхая, где китайцы перемешались с приезжими, и под сенью покатых крыш шла активная шумная торговля на разных языках…
Так прошёл месяц, Лиза скромно жила на съёмной комнате, ходила в православный  храм, денег, что присылал Жуков, при скромности и экономности Лизы хватало сполна, девушка записалась на кружок оригами, с любопытством интересовалась незнакомой китайской культурой…
А ещё Лиза сильно привязалась к Дмитрию, они виделись и общались каждый день, и Дмитрий не уставал удивлять её цветами, оригинальными подарочками, комплиментами и остроумными шутками.
— Дмитрий, я тебе поражаюсь: откуда у тебя такой характер: простой, жизнелюбивый, доброжелательный. А ещё ты умён и рассудителен. Я много читаю, но до твоей эрудиции и знаний мне далеко… — призналась однажды Лиза, когда Дмитрий терпеливо с улыбкой пытался объяснить девушке, как делается экибана.
— Всё очень просто: я всегда надеюсь на лучшее, то есть, что Господь не пошлёт мне того, с чем я не справлюсь, я и тебя, милая, этой простой житейской мудрости научу.  — Ответил с обаятельным блеском в зелёных веждах Дмитрий, а потом спросил — Знаешь, милая, месяц назад я тут заикался о том, чтобы нам обвенчаться, ты ответила, что я сильно тороплюсь. Может, за месяц что-то изменилось?
Лиза скромно смутилась, поправила платок, отвела в сторону взгляд своих бездонных карих очей и изрекла:
— Знаешь, Дмитрий, пожалуй, я дам согласие на венчание…
Дмитрий аж на радостях русскую плясовую станцевал, а потом они пошли к Феофану за благословением…
Батюшка Феофан сиял от счастья, отметив:
— Я очень рад за вас, дети мои! Да хранит вас Бог!
… А тем временем Берия обыскал весь Советский Союз, и не получил никакого результата, от чего злился и кричал на своих помощников:
— Вы — бестолочи, разгильдяи! Всё приходится делать самому!
Тут Берию вызвал к себе Сталин. Лаврентий побелел, но пошёл в кабинет Сталина, нервно перебирая в руках очки.
Сталин сидел вальяжно в кресле с гневным лицом, перебирая пальцами по столу.
— Товарищ Сталин, вы вызывали меня? — осторожно спросил Берия.
— Вот именно, что вызывал!!! Где девчонка?! Я даю вам ровно неделю, чтобы вы, товарищ Берия, нашли и привезли её, иначе вы заработаете себе океан проблем, я вам это гарантирую!!! — закричал хриплым голосом Сталин, закурил папиросу и закончил разговор — Всё, сматывайте удочки и без Лизы не появляйтесь!
Берия выскочил из кабинета и стал думать: «Так, как же мне узнать, где эта Лиза? В СССР её однозначно нет, она, скорее всего, сбежала за границу, опять не без помощи Жукова. Хм, раз Жуков помогал ей, возможно, его дочь, Эра Георгиевна знает, где  Лиза, только как заставить её проболтаться?».
Тут Берия зло ухмыльнулся, у него родился коварный план…
Лаврентий Берия натянул очки, сел за печатную машинку, ловко набрал текст документа, как будто это — приказ о расстреле Жукова, и отправился к Эре…
Молодая женщина занималась своими привычными домашними делами, на кухне кипел суп, когда раздался стук в дверь. Эра отрыла, увидела Берию и с гордой осанкой спросила:
— Так, Берия, ты чего забыл здесь?
Берия ухмыльнулся и промолвил:
— Эра Георгиевна, я бы на вашем месте умерил горделивый пыл: посмотрите на приказ товарища Сталина, ваш отец уже под арестом, мне осталось получить подпись Сталина на приказе и выполнить приговор!
После этого Берия протянул Эре фальшивый документ. Молодая женщина побелела и тихо ответила:
— Нет! Нет! Вы не можете этого сделать, благодаря ему наш народ одержал победу, он — герой! Нет, не может быть такого….
— Ха, не может! Будет, и совсем скоро, если вы, как женщина мудрая, не спасёте отца! — ухмыльнулся, довольный своей ложью, Берия.
— Что я могу сделать для отца? — спросила с волнением Эра, сердце женщины от страха за жизнь отца билось с тройной силой.
— Просто сказать, куда сбежала Лиза Хрусталёва, и всё! Я жду ответа ровно три минуты! — ответил Берия с самодовольным видом и мыслью: «Выдумка была удачной, скоро всё будет у меня в ажуре».
Эра с волнением и дрожью в руках помолчала, а потом изрекла:
— Лиза в Шанхае…
— Отлично, вы мудрая женщина, Эра Георгиевна, выручили отца! — закончил разговор Берия и ушёл.
Эра так напереживалась, что обессилено села на диван со стаканом сока…
Вдруг в открытую дверь зашёл Георгий Жуков и приветливо спросил дочь:
— Дочь, привет, ты почему такая бледная?
— Отец! — радостно воскликнула Эра, соскочив с дивана — Ты жив, цел, не под арестом! Тебя уже отпустили! Какое счастье!
Жуков странно посмотрел на дочь и задал вопрос:
— Эра, дочь, ты с чего решила, что я вообще был под арестом? Не пойму, что ты говоришь…
— Как же, отец?! Берия с полчаса назад показывал мне приказ Сталина о твоём аресте и сказал, что я могу тебя спасти, сказав, где Лиза, и я призналась, что она в Шанхае… — призналась озадаченно Эра, а потом поняла, что случилось, и воскликнула — Это что ж, я попалась на обман, шантаж?! Берия облапошил меня?! Что же я наделала!
— Ладно, дочь, спокойствие, бесполезно ругать себя, лучше скорее покупаем визы и билеты и едем в Шанхай, чтобы найти Лизу раньше Берии и спасти её… — спокойно ответил Жуков.
… Скоро Берия был уже в Шанхае, и расспрашивал всех о Лизе…
Примерно в то же время Георгий Жуков и Эра шли по русской диаспоре в тщетных попытках найти Лизу. Наконец, они зашли в церковь и увидели чудесное действие: их Лиза венчалась с красивым молодым человеком, оба были нарядны и счастливы, и очи сияли…
 
… Жуков и Эра дождались окончания таинства, подошли, и Жуков с серьёзным видом начал разговор:
— Лиза, мы рады за тебя, поздравляем со свадьбой, но сейчас не до любви: где-то в Шанхае Берия, тебе угрожает опасность, нужно тебя с мужем скорее вывести отсюда в другую страну…
Вдруг на пороге храма появился Берия и со злорадной ухмылкой посмеялся:
— Ого, какое тут веселье, какие гости! Ну, ничего, я вам праздник испорчу! Так, Лиза, если хочешь, чтобы в этой компании все остались живы и здоровы, ты сейчас же без возражений садишься в мою машину, я везу тебя к Сталину, и ты ведёшь себя с ним, как шёлковая! Я несколько раз повторять не буду!
Берия достал пистолет и потянул Лизу за длинную красивую фату…
От страха у Лизы задрожали ручки, из огромных напуганных карих глаз потекли слёзы, девушка побелела, а губки Лизоньки  посинели, но она твёрдо решила, что своих близких: батюшку Феофана, любимого мужа Дмитрия, и таких настоящих друзей, как Георгий Жуков и Эра, она подставлять не будет…
Берия зло ухмыльнулся и повёл девушку к машине со злорадными словами:
— Молодец, Лиза, сметливая девушка, поняла, как себя надо вести!
Жуков повернулся к Феофану с дерзкой решительностью на лице и во взгляде серых очей и изрёк:
— Батюшка, простите, не знаю, как к вам обращаться, но нам придётся действовать вместе, чтобы помочь молодёжи! Вы сейчас выводите жениха и мою дочь в безопасное место, а я сражусь с Берией за Лизу!
— Конечно, я понял… — с серьёзным видом ответил Феофан и вывел Дмитрия и Эру на улицу через другой вход.
— Отец, ты — настоящий герой… — успела сказать Эра.
— Дочь-дочь, ты уже такая взрослая, а не поймёшь простой истины: героями не рождаются, ими становятся в течение всей жизни… — ответил Жуков…
Тут  Жуков подскочил к Берии, выбил из его рук пистолет, от неожиданности Берия выпустил Лизу, Жуков же скомандовал Лизе:
— Беги скорее!!! Беги к батюшке с Эрой и твоим женихом!
Лиза оглянулась, увидела Феофана, Эру и Дмитрия, и побежала к ним, не оглядываясь от испуга, Жуков же толкнул Берию, чтобы Лиза успела убежать…
Берия поднялся разозлённый, отбросил разбитые очки и крикнул:
— Значит так, Жуков, сошлись мы всё-таки! Долго я ждал этого момента, со времён войны ты мне портишь карьеру своим героизмом и совестливостью, ну сейчас мы разберёмся, кто сильнее!
Жуков закатал рукава гимнастёрки, и завязался рукопашный бой, жестокий и беспощадный, ведь оба были сильны, как львы…
Батюшка Феофан отвёл Дмитрия, Лизу и Эру в безопасное место, успокаивая:
— Ничего, этот героический военный храбр и силён, и правда на его стороне, он справится, да поможет ему Бог…
Друзья стояли на балконе дома одной доброй китаянки и видели, как ожесточённо шла внизу борьба Жукова и Берии, потом видели, как битва перешла в храм…
— Как бы плохо это не кончилось… — заволновалась Эра.
— Ничего, он справится, я верю и молюсь! — ответил Феофан.
… Тем временем Берия и Жуков уже катали друг друга по полу храма, используя в битве все сподручные вещи, Берия стал понимать, что проигрывает Жукову в силе…
— Ну, что ж, у меня есть другой выход! — крикнул Берия, достал военное огниво, поджёг деревянную церковь, выбежал из церкви, закрыв плотно дверь, и поспешил сесть в машину и уехать из Шанхая с мыслью: «Эх, не привёз я Лизу, достанется мне от Сталина серьёзно, но, зато, хоть Жукову отомстил!».
Жуков заметался по горящему зданию, попробовал выбраться, но попытки оказались тщетными…
— Что ж, видно, это был мой последний подвиг… — тихо сам себе со смирением сказал Жуков.
 
Тем временем батюшка Феофан, Эра и Лиза с Дмитрием с волнением вышли из убежища и стали думать, как помочь Жукову…
— Может, разбить окно и вытащить его? — предложила Эра.
— Нет, это — бесполезно, внутри всё полыхает, он не подберётся к окну… — ответил Феофан.
— А если использовать запасной ход? — предложила Лиза.
— Тоже не вариант, запасной ход закрыт на ключ, а ключ остался в церкви… — огорчённо пояснил Феофан.
Дмитрий вдруг стал молиться, сказав:
— Мы можем помочь молитвой…
Вдруг Дмитрий посмотрел на крышу с блеском в зелёных веждах и крикнул:
— Я понял, что мы сделаем! Мы поможем ему вылезти через крышу! Нужно лишь разобрать несколько досок на крыше, сделать проход и подтянуть его! Отец, полезли, ты поможешь мне!
— Откуда у тебя такая хорошая идя, сынок? — спросил Феофан.
— Господь, наверное, подсказал… — скромно ответил Дмитрий.
… Феофан и Дмитрий стали разбирать доски на крыше, чтобы сделать дыру, а затем подали руки Жукову…
… Через несколько минут Жуков, Феофан и Дмитрий спустились вниз к Эре и Лизе, отдышались и обнялись с радостным возгласом:
— Мы победили!
… Скоро Георгий Жуков и Эра вернулись в Россию, и зажили по-прежнему, Лиза же стала жить в доме супруга, и Феофан был счастлив, видеть их сияющие от нежной любви лики…
… А Лаврентий Берия ещё долго оправдывался перед Сталиным, терпя его возмущённые гневные крики и угрозы и мысленно костеря Жукова, пока Сталину не приглянулась другая девушка…
На этом счастье я закончу легенду о Лизе и тех, кто помогал, а кто вредил ей. Конечно, возможно, это — красивая легенда, но она учит нас истинному героизму, вере и доброте…