Начни с начала Глава V

Сергей Романюта Лизнёв
Олег довольно–таки быстро опомнился. Он начал с того, что плюнул на все эти компьютеры и свое компьютерно–кибернетическое образование и, по совету какого–то своего то ли одноклассника, то ли ещё кого, занялся торговлей овощами и фруктами. Сменил красивый автомобиль, компьютерной торговле соответствующий, на более подходящий УАЗик, арендовал место на рынке и сам, поначалу было стыдно, но потом привык, стал за прилавок. И дело пошло, не сказать чтобы горы золотые, но вполне прилично. Кстати, на сегодняшний день Олег владеет двумя магазинчиками овощами, фруктами и прочей едой торгующими и ещё пять точек на разных рынках города имеет.

А Валера не знал что ему делать. Он–то не знал, а вот его молодая жена знала и первое, что сделала, ушла от него к другому, на тот момент ещё не пострадавшему от дядек и тёток с большими деньгами. Вот и остался Валера один, не считая родителей разумеется. Детей с молодой женой они не нажили, она была против, мол, дети в жизни очень большая помеха, без них пока обойдёмся. Вот такие вот дела.

А что Виталя? А Виталя как программировал, так и продолжал программировать и похоже, что происходящего вокруг вовсе  не замечал.

***

«Потом ещё была уха и заливные потроха…». Нет, Валеру никто не отлавливал и не бил, да и в женихах он больше никогда не хаживал, одного раза хватило. Это как раз было у тех, у кого денег до хрена, как у того соседа – всего навалом, во век не выпьешь и не съешь. Даже если лопнешь, всё равно останется. А у Валеры, да и не только у него, ситуация выглядела несколько интереснее: «А тут вон баба на сносях, гусей некормленых косяк. Да дело в общем,не в гусях, а всё неладно…», приблизительно так.

Но молодость, она не только тестостерон литрами–килограммами, она ещё и оптимизм вырабатывает, и будь здоров в каких количествах.

«Ладно, компьютеры не каждый день покупают, да и не всем они нужны. – сидя один на один с пивом рассуждал Валера. – Значит надо найти то, что нужно народу каждый день, ну или почти каждый. Безусловно, лучше чем торговать жратвой, ничего не придумаешь. Народ, в отличии от верблюдов, он каждый день покушать хочет, и не один раз».

Но здесь Валера сразу же натыкался на такую твердыню, перед которой меркнет всё, даже белый свет. Государство! Вернее, чиновники государственные. Этих можно взять только одним – деньгами, вернее, их количеством. Все остальные, даже самые непобедимые виды «оружия» никакого воздействия на них не имели и отскакивали как тот горох от той же стенки.

Где–то вычитал, не помню где. Оказывается, написано было так: д’Артаньян вместе с мушкетерами зарплату от короля–батюшки не получали вовсе и дабы, элементарно, не помереть с голода, занимались тем, что грабили мирных жителей. Может оно и так, а может нет, поди, проверь.

Кстати, могу похвастаться: я умудрился не прочесть ни одно книжки Дюма! Нее, читать–то я умею, получилось так, не специально конечно. Так вот, глядя на чиновных «мушкетеров» в те хоть и лихие, но достославные времена, складывалось впечатление, что им президент–батюшка тоже не платит зарплату, а чтобы детишек было чем кормить и самим хоть как–то перебиваться с хлеба на воду, разрешил инспектировать и проверять всё подряд и сколько душе угодно таких как Валера, например. Это наверное потому, что они все как один прочитали соответствующую книжку Дюма, про мушкетёров, но запомнили только одно – про кормление.

***

О тех временах бытует мнение, что бандюки–рэкетиры лютовали и гробили на корню хоть и молодое, но свободное предпринимательство. Было конечно, кто спорит. Но спросите того же Валеру, или Олега, и они вам скажут, что с бандюками, как раз, всегда можно было договориться, они ведь тоже люди. А вот с гастролирующими, пардон, инспектирующими и проверяющими чиновниками договориться было невозможно, они только деньги понимали и с удовольствием принимали. Тут такая мысль крамольная закралась: получается, если с бандюками договориться можно, потому что они тоже люди, а с чиновниками договориться невозможно, то получается,  чиновники не люди, так что ли? Или нелюди?

Вот отчасти благодаря этим самым чиновникам Валера вынужден был отказаться от предпринимательства по части торговли продуктами питания. Ведь там поле деятельности для чиновного люда – лучше не придумаешь и не представишь. Куча всяких инструкций, положений и ещё неизвестно чего, о чём те самые чиновники только и знают. Да что там говорить, одна санэпидстанция кого угодно в могилу загонит. Но и это ещё не всё. Уж неизвестно почему, но Валера не рассматривал вариант рассмотренный и принятый к действию  Олегом. Ему обязательно нужен был магазин, даже продуктовая палатка, не говоря уж о месте на рынке за общим прилавком его не устраивала. Почему так, у него надо спрашивать, но так оно и было, не знаю как сейчас. Помимо всего этого, раз уж магазин, деньги были нужны и немалые. Но Валера, наверное потому и цел остался, изначально запретил себе даже думать о каких–либо кредитах или долгах, обходился только тем, что было или у него, или у его родственников в наличии.

Поэтому выбор пал, хоть тоже на магазин, но на магазин торгующий одеждой. Тогда их много пооткрывалось, и всяких разных. Мудрить особо было не надо: Турция с Польшей, вот они, рядышком. Для любителей экзотики, Китай всегда готов сказать: «Нихао и се се» одновременно. Это по–ихнему означает: «здравствуй и спасибо», если кто не знает.

***

Вот и Валера, благо деньги от компьютерной торговли оставались и позволяли, заделался челноком. Снял какой–то закуток, облагородил его насколько фантазии хватило и появился в городе ещё один магазин иностранными шмотками торгующий. А сам, торговать пару девиц нанял, тем временем начал без устали мотаться то в Турцию, то в Польшу, бывало, что и в Китай наведывался.

Не сказать, чтобы как с компьютерами, но дела потихоньку–помаленьку шли и продвигались. Оно и понятно, не избалован был наш народ заморскими чудесами виде штанов, маек и нижнего белья, поэтому привозимое Валерой из бусурманщины покупал охотно.

Но опять и опять, увы! На этот раз не дядьки с тётками вместе с их огромными деньжищами стали препятствием. Всё гораздо проще, а потому обиднее – народ зажрался. Видите ли, перестала их устраивать Турция, про Китай вообще молчу. Затребовали они Европу с Америкой, причём, чтобы были они самыми настоящими.

Те кто пошустрее да понаглее, сообразили и моментально откликнулись. Хотите чтоб из той же Франции или Италии, да пожалуйста, хоть из Занзибара! Покупатель за то всегда и любим продавцом, потому что всегда прав! А на самом деле все эти стопроцентно фирменные шмотки продолжали закупаться в тех же Турциях и в Китаях. Единственная разница – дороже стали.

А откуда, например, простому труженику знать, что всемирно известные джинсы, которые доброе имя птицы–страуса нагло используют и являются на сто процентов вражескими, на самом деле на территории вероятного противника не производятся вообще! Зачем платить работнику, к примеру, две тысячи долларов, если можно заплатить сто и швея–мотористка будет до потери сознания довольная.

Одним словом, захирела торговля чудесами заморскими. А тут ещё, видать без них никуда, дядьки с тётками опомнились и опять наоткрывали магазинов, где всё только самое настоящее, в смысле, фирменное. А народу что в первую очередь нужно? Правильно, вывеска побольше и поблесящей, и чтобы продавцы «отплясывали» перед тобой не как в маленьком магазинчике или же в павильоне, там места для зажигательного танца мало, интерьер тоже, так себе, а чтобы все происходило так, как на балете, что в Большом театре показывают. Ну а то, что шмотки из той же самой Турции или Китая никого не интересовало. Пышный приём и уважение к тому, кто всегда прав, они многого стоят.

Так что вынужден был Валера свернуть торговлю, себе дороже оказывалось. Да и не только он, многие сделали тоже самое и разбрелись кто куда. Правда были те, кто не захотел сдаваться не сдались и продолжали изо всех сил торговать заморскими чудесами. Они и сейчас, во всяком случае некоторые, живы. А вот насчёт здоровы, в смысле процветания – вряд ли. В близлежащем городе, на автовокзале, продолжают бороться за место под солнцем аж три павильона. Мало того, товар в них точно такой же как и двадцать лет назад. Однажды, получилось так, невольно пришлось понаблюдать за их торговлей. Ребята, на Луну люди чаще наведываются, чем в их павильоны! Вот и сидят, то ли хозяева, то ли продавцы, непонятно, перед павильонами и семечки лузгают. Из их разговоров, специально не подслушивал, и без этого всё было слышно, выяснилось: оказывается, что покупают у них даже не каждый день. Вот так! Поэтому грех обвинять Валеру в непостоянстве. Наоборот, вовремя сообразил и «завязал» с этим делом.

***

Следующим этапом нелегкого предпринимательского пути Валеры была какая–то лесопилка и тоже, ничего хорошего. Про неё конечно можно написать, но зачем лишний раз настроение портить? Исходя из вышеприведенного, закончилось Валерино предпринимательство тем, что открыл он газету с объявлениями и углубился в чтение раздела под названием «Вакансии». Свой выбор он остановил на: «Охранному агентству требуются охранники, сутки через двое…», ну и так далее.

А чего вы хотите? Может быть сейчас, когда Валера, вернее, уже Валерий Константинович отвечая на вопросы анкеты признаётся себе в том, что все эти годы он не работал, а зарабатывал деньги, вернее, пытался их зарабатывать, и только для того, чтобы разбогатеть.

Я там что–то про тестостерон с оптимизмом писал… Тестостерон можно оставить в покое, с ним пока что всё нормально, а вот с оптимизмом совсем наоборот. Устал Валерий Константинович от бесконечной игры в догонялки с шустрой и вёрткой денежкой. Виной всему, впрочем, не вина это, а неизбежность, возраст.

Сама по себе усталость тоже кое–что значит: столько лет бегаешь, догоняешь и всё без толку. А силы уже не те, всё чаще и чаще охота присесть и передохнуть, перекурить.  Да и насчёт «перекурить» начинаешь задумываться: может и правду врачи говорят, что курить вредно?

Надо искать что–нибудь поспокойнее, вернее, постабильнее, ну, чтобы зарплату платили. Но опять не то: специальность, в институте полученная, основательно подзабыта. Даже не в этом дело. За это время наука, как компьютерная, так и кибернетическая шагнули так далеко, что не догнать и не угнаться.

Но и это еще не всё. Самым главным препятствием в обретении приличного места с не менее приличной зарплатой стал, как ни крути, возраст. Наверное, ну хотя бы случайно, обращали внимание на объявления где черным по белому: «…не старше 45 лет…» написано? А Валерию Константиновичу на момент прочтения объявления про охранное агентство было аж сорок шесть. Так что, сами понимаете…

***

Уж неизвестно почему так не хотят брать на работу тех, кому за сорок пять? А почему именно сорок пять? Ну если насчёт женщин, тогда всё понятно. Для них этот возраст, как бы это сказать помягче, является знаковым. А для мужика какой знак на этом возрасте нарисован? Похоже что тот, который автомобильный знак напоминает, в народе «кирпичом» прозванный.

Сейчас модным трендом (вот, тоже словечко никак не даёт покоя! И как переводится знаю, а всё равно. Наверное это потому, что подозреваю: Тренд, это муж Трендычихи), на ниве трудоустройства стало объявление типа: «… не старше двадцати пяти лет, с опытом работы не менее пяти лет…). Как вам такое? И вообще, как такое может быть?! Может кто знает? Я не знаю. А не знаю наверное потому, что никогда, Бог миловал, работодателем не был и не собираюсь им быть.

А вот Валера работодателем, более того, хозяином, был. Поэтому ему было очень непросто не то, чтобы переступить через себя, ерунда всё это, сменить одну «одёжку» на другую, и в прямом смысле этого слова тоже. Если до этого он волен был приходить на работу, вернее туда, где являлся полноправным хозяином, в чём угодно, хоть в одних трусах или без них, но в штанах и без носок, то теперь обязан был соблюдать форму одежды, которую, кстати, за свой счёт пришлось покупать. Ну а дальше вы знаете, поэтому не буду повторяться.

Вот вроде бы и вся трудовая деятельность Валерия Константиновича. Может быть и упустил что, но не самое главное, это точно, а так, по мелочам.

***

А вот насчёт Витали чуть не упустил. К тому времени, когда Валерий Константинович переквалифицировался из предпринимателей в охранники, Виталий был не то чтобы на коне, а даже неизвестно на ком. Если сравнивать по уровню успеха, то на самом большом динозавре, какой когда–либо жил на Земле–матушке.

Виталя, отчества, увы, не знаю, программировал, программировал и допрограммировался. Как–то незаметно домашнее программирование превратилось в хоть и не очень крупную, но до ужаса стабильную фирму, занимающуюся разработкой программного обеспечения как для бизнеса и промышленности, так и для всего, чего угодно, хоть для сарая при деревенском доме. Кроме того, Виталя, не один конечно, со временем  башковитые ребята появились, Валера-то с Олегом, деньги отправились зарабатывать, написали антивирусную программу и решили её предлагать в виде рекламы их фирмы, то есть, совершенно бесплатно, скачивай и пользуйся.

Но тут опять вмешались дядьки с тётками, плюс деньжищи. На программу они не посягали конечно, но популярно объяснили Витале сотоварищи, что негоже такими вещами заниматься. Иными словами, или твоя программа антивирусная как и все другие за деньги, или сам понимаешь…

А вот насчёт «понимаешь» как раз понять их можно. Программа та была до такой степени крутой, что даже став платной входила в пятерку лучших антивирусных программ в мире! А теперь представьте, что было бы с другими антивирусами если бы она, как и было задумано, осталась бесплатной?

Вот и получилось, правду люди говорят, нет худа без добра. Это я к тому, что теперь денег было у Витали столько, что он и сам точно не знал сколько. И это только за один антивирус, не считая того, что программы обеспечения всех случаев жизни продолжали как писаться, так и обновляться, а это тоже денег стоит.

Не буду сваливаться до уровня чтения морали.  Думаю и так всё понятно, что к чему, зачем и почему. Позволю себе только одно: Виталя как был, так и остался самим собой, а Валера, Валерий Константинович, одев однажды чужую кацавейку, никак не мог с ней расстаться. Расстанется он с ней после заполнения анкеты? Сами знаете, время покажет.