Подарок Маршала

Алексей Од Козлов
    В  молодые годы  я  ездил по войскам и  обучал  подразделения артиллерийских разведчиков работе на новейшей аппаратуре, которая позволяла корректировать стрельбу артиллерии, а  также разведывать цели противника. Эта история относится к 1977году. Приехал в   подразделение,  расположенное  в   городе  Фастов  под  Киевом. Выгрузили новую технику с платформ, военпреды сдали все по описи: сдал-принял. Составили  протокол, поставили  печати. Из списка личного  состава  этого  разведывательного артиллерийского  полка  я выбрал  26  человек  экипажа. Брал личное дело каждого, смотрел, есть  ли  десять  классов, среднее  техническое  образование,  может, еще  какое-то. Короче, отбирал  тех,  кто  уже  был более-менее образованным, беседовал с каждым и потом выбирал. Следующая и основная задача  состояла  в  том, чтобы  провести обучение  и  пройти  марш 400 километров. Я  произвел обучение боевого расчета в Фастове. На  все  про все  ушло  две недели. Затем наше подразделение сделало марш до полигона  в Гончаровске, где закрепили полученные навыки, а потом  еще один краткосрочный ночной переезд в Переяслав-Хмельницкий. Так как в это время в Союзе проходили  учения  и поступила команда опробовать технику  в боевых условиях  на полигоне. Мы приехали, закопали технику в  землю, расставили аппаратуру как положено, протянули проводную связь, установили  и   проверили  радиосвязь. Сидим,  караулим.  И  тут  началась пальба. Бабахает эта артиллерия, а мы привязаны к  определенному  стреляющему  подразделению, выдаем  цели.  Все  прошло  просто великолепно. В  то  время  Маршалом артиллерии Советского Союза был Передельский Г.Е. Ему докладывают, что все прошло нормально, а  это  же  новая  техника – на контроле   каждое  подразделение. Он спрашивает: «А как подразделение разведки?» Ему докладывают: « Отработали на «отлично». Они  освоили за  две недели  новую технику  и отработали по коррекции огня и управлению огнем артиллерии просто  великолепно». Тут  маршал  сказал:  «Я  хочу  видеть этих  героев, которые в  мирное время решают такие боевые задачи, когда на это уходит по  полгода и  по году». Короче говоря, приезжает в  расположение разведывательной батареи. Всех построили. Маршал обращается   к  личному составу: «Здравствуйте, товарищи, поздравляю  вас, вы  хорошо отработали. Командир батареи капитан  Куценко награждается   орденом  Красного Знамени, личный состав – на побывку на родину  на  десять суток, не  считая  дороги.  Жалобы, пожелания? И что вы  можете добавить?» К  чести Виктора Куценко, он обратился к Передельскому Г.Е.: «Товарищ маршал,  мы  так  быстро освоили  эту  технику, потому что с нами работал представитель промышленности  такой-то».  Маршал спрашивает: «А  где  он? Хочу  увидеть   и пожать руку».  Меня  выталкивают  вперед. Нас  на   время  командировок  в воинские подразделения  одевали  в  военную форму. У  меня  тогда была  форма  старшего лейтенанта. Я  представляюсь: старший лейтенант такой-то. И дальше  как обычно: служу Советскому Союзу, жалобы, пожелания есть? И  я говорю: «Есть». А там присутствовал командир  артиллерийской дивизии, и он  чуть  в  обморок не  упал. Какие-такие   жалобы,  пожелания. Говорить об  этом  было  не   положено. «Есть», - говорю.  Дело  в  том,  что  до  31 числа   с   полигона  никого  не   отпускали,  в  этот  день  проходил  «разбор полетов»,  а  у  папы 27 августа  день рождения. Поэтому я  рискнул попросить: « Товарищ маршал  у  моего отца отставного офицера советской армии  сегодня день рождения. Отпустите с полигона, может быть, я успею в Одессу еще  сегодня,  чтобы  его  поздравить». Тогда  самолеты  из  Киева  в Одессу каждый час летали. Передельский Г.Е. поворачивает голову к адъютанту:  « Адъютант, доставить  старшего  лейтенанта  в  Одессу». Меня тут же с чемоданом секретной литературы и с сумкой с инструментом быстро посадили в «уазик» и  на вертолетную площадку. На  вертолете  прилетели  в  аэропорт «Жуляны». А   там  стоит  самолет Маршала  артиллерии Передельского Г.Е.  Меня  -   в  этот самолет, и летим в Одессу. Через  два часа после нашего разговора с маршалом я  стучусь в  дверь родительского дома.  Дверь открывает отец и разводит  руками:  « Ты  же звонил  нашему  соседу, генералу Гриняеву ,  по  ЗАС-овской (секретной) связи   и  сказал, что  будешь  1-го  числа». На что  я ответил: «Папа, тебе привет и поздравления от Маршала артиллерии  Советского Союза  Передельского Г.Е.  Он и приказал  доставить меня  на твой  день рождения на своем самолете». Сейчас, в век золотого тельца, это кажется просто фантастикой, ну, короче, это просто невозможно.