Глава 8. Рost scriptum о советских маки 1

Горовая Тамара Федоровна
     Работая над этим историко-документальным произведением, на разных этапах изучения небольших по объёму материалов о партизанском отряде «Сталинград», я испытывала огромную признательность ко всем, кто занимался и занимается исследованием документов о борьбе советских людей с гитлеровским режимом за пределами своей страны. Людей, прошедших через страдания фашистских концлагерей, сохранивших силу духа, преодолевших страх и сумевших вырваться из фашистского рабства.
     К сожалению, в нашей стране исторических работ, посвящённых этой теме, очень немного. Воспоминания самих участников в обработке журналистов, опубликованные в основном в 1960–1970-е годы, были представлены в местных периодических изданиях печати (районных, областных, республиканских и крайне редко в центральных газетах). В архиве отца сохранилось несколько таких публикаций в тернопольской областной прессе. У меня хранится небольшая подборка очерков о командире отряда Г. П. Пономареве районных и областных изданий Краснодарского края. Журналисты, бравшие интервью у бывших партизан маки, литературно обрабатывая информацию, зачастую давали волю фантазии, приукрашивая факты и придавая им политическую окраску. Но тем не менее иной раз весьма неплохие статьи в местной прессе в целом, хоть и с искажением, но давали представление читателю о том, как бывшие военнопленные Советской армии, прошедшие через страдания в немецких концлагерях, но не смирившиеся с отведённой им жалкой участью, преодолевая страх и отчаяние, вырывались на свободу и продолжали борьбу с врагом там, куда забросила их судьба.
     Участники событий оставили очень мало своих воспоминаний. Пожалуй, очерк Макария Смыка в журнале «Перець» за 1947 год является самой ранней и, пожалуй, единственной публикацией непосредственного очевидца о деятельности отряда «Сталинград» [37].
     Следующей стала книга – сборник воспоминаний участников Сопротивления «О чём не говорилось в сводках», изданная в 1962 году, в которой краткую информацию о советских маки поместил руководитель штаба советских партизанских отрядов Василий Таскин [41].
     В 1965 году появилась публикация московского журналиста Геннадия Нечаева в «Военно-историческом журнале», в которой освещалось участие советских людей в движении Сопротивления во Франции, где наряду с другими партизанскими отрядами и группами вкратце рассказывалось о диверсионных и боевых операциях отряда «Сталинград» [25]. В следующей публикации этого автора в 1971 году, в том же «ВИЖ», тема деятельности первого в Лотарингии советского партизанского отряда получила развитие: подробно описывались эпизоды некоторых заметных операций «сталинградцев» [26]. В архиве отца сохранилась обширная переписка с Геннадием Алексеевичем, в том числе некоторые черновики отцовских писем журналисту. Г. А. Нечаев проделал огромный труд по поискам местожительства бывших партизан, завязал приблизительно с двумя десятками обширную переписку, собрал много партизанских документов, фотографий, воспоминаний. Остаётся только сожалеть, что всё это исчезло неизвестно куда вместе с самим исследователем. Можно не доверять некоторым сомнительным деталям, приведённым в публикациях, основанных на противоречащих архивным материалам сведениях. Он позиционировал себя как историк, но для профессионала недопустимо в своей работе при описании событий приводить данные, не содержащиеся в архивных документах. В целом же, в опубликованных им статьях отражены факты, имевшие место в действительности. К тому же он один из первых в стране занялся изучением исторических источников (отечественных и французских) по этой тематике, в том числе архивных документов из музея ВС, и обратил на них внимание не только читателей, но также историков.
     В 1965 году во Франции увидела свет объёмная книга «On les nommait des etrangers… (Les immigres dans la Resistance)» – «Их называли иностранцами... (Иммигранты в движении Сопротивления)» одного из видных руководителей французского Сопротивления, председателя ЦКСП Гастона Лароша, в которой довольно подробно описаны иммигрантские организации и группы, принимавшие участие в борьбе с гитлеровским режимом. Знакомство с этой книгой позволяет ощутить силу и могущество антифашистских сил, выступивших против невиданного античеловечного мирового зла – фашизма. Мощная волна Сопротивления, поднявшая на борьбу с гитлеровским режимом людей разных национальностей и вероисповеданий (итальянцев, поляков, армян, венгров, румын и других народов, для которых Франция стала второй родиной), отражена на страницах этой книги с исторической достоверностью, на основании документов и личной причастности автора к изложенным событиям. В этой работе несколько страниц посвящено отряду Пономарева («Жоржа») и впервые опубликован список личного состава отряда «Сталинград» [22]. К сожалению, некоторые названия французских населённых пунктов, где проходили операции советских маки искажены (видимо, перенесены из рапортов и докладов Г. Пономарева). В частности, местоположение населённого пункта, названного в книге Souble, где в начале сентября произошло нападение на железнодорожную станцию и заключительные освободительные бои советских партизан совместно с французскими ФФИ, так и осталось невыясненным.
     В 1970 году вышла книга известных украинских историков В. И. Клокова, А. В. Кудрицкого «Далеко від Батьківщини». Авторы изучили большой массив материалов по европейскому Сопротивлению, включающий такие страны, как Польша, Франция, Италия, Югославия, Норвегия, Чехословакия, Румыния, Венгрия. В этой небольшой по объёму работе (157 страниц) нашли отражение факты участия украинцев в освободительной борьбе Европы против фашизма. Отряду «Сталинград» уделено несколько страниц. В этом издании многие названия французских населённых пунктов, связанных с действиями «сталинградцев», приведены с искажением. Но тем не менее не вызывает сомнения то, что авторы работали с архивными документами. К примеру, операция по подрыву высоковольтной электролинии, осуществлённая 31 июля – 1 августа 1944 года группой Фёдора Горового, упоминаемая в этой книге, не встречается ни в одной из публикаций; сведения о ней могли быть приведены лишь после ознакомления с находящимся в документальном фонде музея ВС рапортом отца [20].
     В 1972 году Институтом военной истории АН СССР под редакцией к. в. н. генерал-майора И. В. Паротькина издан сборник «Против общего врага», в который вошли воспоминания очевидцев событий, принимавших участие во французском движении Сопротивления [29]. В сборник включены документы о деятельности партизанских отрядов и групп во Франции, состоявших из советских людей. В документальной части книги приведены некоторые рапорты и итоговый доклад «Жоржа», а также публикации из газеты «Советский патриот», подпольно издававшейся на русском языке в оккупированной Франции с помощью Национального фронта ФТП и распространявшейся в лагерях для военнопленных [44]. В книге помещены отрывочные сведения руководителя штаба советских партизан, находящегося в Нанси, Василия Таскина о партизанском отряде Пономарева [42].
     В работах французских историков, изучающих движение Сопротивления, гораздо чаще, чем в отечественных, освещались и продолжают освещаться события, связанные с борьбой советских маки по освобождению Франции от гитлеровского режима. Следует назвать авторов, изучавших и отражавших в своих публикациях деятельность советских партизан: Albert Ouzoulias (1975); Albert Bertrand (1984) [3]; Claude Collin, Jean-Pierre Harbulot (1984); JeanClaude Etienne (1984); Packal Brenneur (1988); Claude Collin (1992) [35]; Pierre Montagnon (2000) [24]; Ouritskaia Rita (2004) [27]; Gerald Arboit (2014) [2]; Gerard Soufflet (2016). Некоторые из этих работ я использовала при описании истории партизанского отряда «Сталинград».
     Особо хочу выделить работу Жеральда Арбуа «Introduction a l’histoire des prisonniers sovietiques en Alsace et en Lorraine pendant la Seconde Guerre mondiale. Empreinte militaire en Lorraine» («Введение в историю советских заключённых в Эльзасе и Лотарингии во время Второй мировой войны. След войны в Лотарингии»), изучавшего положение советских военнопленных в лагерях на востоке Франции. По столь сложной теме, наверное, непросто отыскать исторические источники, но автор успешно справился с этой задачей, показав чрезвычайно тяжёлые условия выживания в гитлеровских лагерях, привёл много примеров бесчеловечного отношения к заключённым, к тому же иллюстрировал свою работу редкими интересными фотоматериалами [2].
     Ещё одна работа, заслуживающая особого внимания, Клода Коллина: «L’ete des partisans: Les FTP et l’organisation de la Resistance en Meuse» («Партизанское лето: ФТП и организация Сопротивления в Мёзе»), в которой подробно описана деятельность отряда «Сталинград» в первые месяцы его существования и действия оккупационных властей по ликвидации партизан [35].
     Во Франции и ныне продолжается изучение архивных материалов о советских маки. Лично для меня это имеет огромное значение, поскольку открываются всё новые данные о волнующей меня теме, в которой отражены не просто исторические события, а эпизоды, связанные с родным человеком…
     С материалами о боевом прошлом «сталинградцев» работать непросто: они изобилуют неточностями и противоречиями. Это в первую очередь результат того, что, не обладая знаниями по французскому языку, руководитель отряда и командиры групп вносили в рапорты множество ошибок при написании французских наименований населённых пунктов. К тому же документация, очевидно, велась в отряде нерегулярно (это связано, вероятнее всего, с условиями выживания), в рапортах встречаются путаницы в датах. Даже одна и та же диверсия в разных рапортах бывает описана по-разному, указано разное время её исполнения и прочие нестыковки. Из-за этого появляются ошибочные данные в исторических работах, причём как в отечественных, так и французских. К тому же командир «Жорж», человек с большими организаторскими способностями, умевший держать в коллективе железную дисциплину, обладая личным мужеством, видимо, не слишком был склонен к канцелярской работе, не умел точно и чётко излагать суть событий, не имел опыта в оформлении документации.
     Как в рапортах Пономарева, так и в некоторых материалах французских архивов отсутствуют подробности, имеются противоречия, не «бьют» между собой данные, и иногда весьма непросто прийти к решению о достоверности тех или иных документов. Я упоминала о таких противоречиях в предыдущих главах. Во французских архивах, в рапортах, составленных представителями различных служб оккупационного режима, по-видимому, не всегда объективно подавалась информация о причинённом ущербе, о чём в своей работе, как я уже упоминала, указывал Клод Коллин [35].
     Итоговые цифры потерь и ущерба, нанесённого оккупантам в результате работы партизанского отряда, приведённые во французских и отечественных материалах, существенно различаются. Василий Таскин в книге «Против общего врага» констатировал, что «всего отряд „Сталинград“ провёл свыше 72 боевых операций, пустив под откос 25 вражеских эшелонов» [42]. В «Боевой характеристике на советский партизанский отряд „Сталинград“ (командир «Жорж» – Пономарев Г. П.)», подписанной В. Таскиным, добавлено, что было выведено из строя 28 паровозов, более 330 вагонов и цистерн [12]. Этот же порядок цифр в своей статье повторил Геннадий Нечаев [26].
     Цифры, приведённые в приказе о награждении Г. Пономарева орденом Франции, существенно различаются с таковыми у В. Таскина и Г. Нечаева: «Пущено под откос 7 военных составов, уничтожено 65 вагонов, 2 железнодорожные станции и захвачены 3 немецких военных грузовика» (рис. 30, 31). Фотокопия приказа, весьма плохого качества, приведена в статье Г. Нечаева (рис. 30) [26]. Текст удалось расшифровать с помощью копии этого документа, находящейся в национальном архиве Франции в Париже* [48с]. К тому же в 1965 году Г. А. Нечаев перевёл этот документ, перевод находится в историко-краеведческом музее станицы Ленинградская (рис. 31). В этом приказе ошибочно указана дата побега Г. Пономарева из концлагеря в Саарбрюккене – июнь 1943 года (побег был совершён в ноябре 1943 года).
     Анализируя вышеприведённые цифры, можно прийти к заключению, что, видимо, во французском документе явно занижено количество диверсий на железных дорогах. Учитывая количество крушений поездов, уже нашедших подтверждение во французских архивах за январь и февраль, плюс диверсии, упоминаемые в рапортах «Жоржа» № 5, 6, 7, по которым поиск во французских архивах ещё не проводился, можно полагать, что крушений военных составов было больше семи. Не исключено, что по ранним рапортам «Жоржа» не все акты диверсий обнаружены в архивах департамента Мёрт-и-Мозель из-за того, что Пономарев указывал места их проведения приблизительно. Пример – диверсия «за Спенкуром у Константино», по данным полиции – южнее Арранси (Arrancy). Как очевидно из рапортов, он мог также неверно указать дату осуществления (дата этой же диверсии ошибочна: вместо 12 февраля указано 18 февраля, и это не единичный случай допущенной неточности).
     В мартовском и апрельском рапортах число крушений невелико. Основное количество диверсий приходится на май-июнь, если верно предположение, что в рапорте № 7 отражены диверсии за два месяца (рис. 12, 14, 15). Но в них полностью отсутствуют какие-либо даты диверсий на железных дорогах, а в названия населённых пунктов внесены искажения. По этим причинам весьма сложно найти им подтверждения, ориентируясь только на приведённые в рапортах описания. В разговорах со мной и мой отец, и Сергей Ларин упоминали о диверсиях на железных дорогах, в которых они принимали участие (С. Ларин появился в отряде в конце мая, отец – в начале июня). Сергей Ларин среди других соратников отмечен Пономаревым как отличившийся в войне на рельсах, о чём пишет Г. Нечаев [26]. В книге «Далеко від Батьківщини» приводятся сведения о крушении поездов в мае, возможно, они основаны на рапортах, в том числе и командиров диверсионных групп.
     Василий Таскин и Геннадий Нечаев явно завысили количество повреждённых в результате диверсий отряда локомотивов и вагонов; сведения о 28 локомотивах и 320 вагонах нуждаются в подтверждении. На вопрос о достоверности такого утверждения в настоящее время нет возможности ответить ни положительно, ни отрицательно. Только после изучения всех документов по деятельности отряда «Сталинград» (не только рапортов Пономарева, но и руководителей диверсионных групп), возможно, будут уточнены даты их осуществления.
     Лишь беспристрастный анализ фактов, без излишней иронии и обвинений в адрес предыдущих советских исследователей, поможет найти ответы на некоторые появившиеся вопросы. Говоря об исследователях, я подразумеваю не малоизвестных авторов художественных произведений, а историков и специалистов-профессионалов, которые общались с очевидцами событий, первыми в нашей стране начали освещать эту тему и трудами которых, хоть и с оговоркой, можно ныне пользоваться.
     В национальном архиве обороны Франции в Париже хранится досье на лейтенанта ФТП Георгия Пономарева и его учётная карточка, в которой занесены сведения о командире отряда и записано представление к награде** [48с]. К сожалению, я не могу поместить здесь этот документ, потому что не получила согласие на его публикацию. В нём ошибочно приведены анкетные данные – годом рождения Пономарева указан 1928-й, хотя понятно, что в шестнадцать лет человек не может руководить партизанским отрядом и планировать диверсионные и боевые операции. Очевидно, что ошибки имеют место и во французских источниках, в том числе в архивных документах.

* Georges Ponomarev (https://afr.t-n-v.com/ponomarev/dossier-485383/ordre). Documents d’archives. T&V Media (2017).
** Georges Ponomarev (https://afr.t-n-v.com/ponomarev/dossier-485383/fiche). Documents d’archives. T&V Media (2017).

                Продолжение: http://www.proza.ru/2015/07/06/1005