Тайвань

Кора Персефона
Тайвань.

Новая жемчужина на нити моих путешествий по Азии.

Таиланд, Камбоджа, Вьетнам, Южная Корея, Гонконг, Индия, Шри-Ланка, Индонезия, Малайзия, Маврикий,  Непал.

Между рассудительной, логичной  Европой и загадочной, нелогичной  Азией – Стамбул, великий город городов, рассеченный мистическим Босфором и соединенный изящными мостами, пролегающими здесь не между берегами, а между человеческим сознанием, требующим ясности, и человеческой душой, находящей покой в соединении с бесконечностью.

Азия – моя любовь, и, смею думать, это чувство взаимно, потому что я приезжаю в далекие страны, как  к себе домой.

Тайвань – произведение искусства, остров, вначале созданный божественным  живописцем, а затем воплощенный на Земле.

Нежные очертания гор, покрытых тропическими лесами, ленточки рек, изумрудная гладь  озер, прибой на морском побережье, и тут же -  сверхскоростной поезд, мчащийся со скоростью четырехсот километров в час от одного города к другому.

Старейший храм Тайбея Лонгшан, окутанный дымом благовоний, и взметнувшийся на полкилометра ввысь небоскреб «Тайбей 101».

Порт Гаосюна, второго по величине города Тайваня, привлекающий местных жителей и туристов своим знаменитым «Пирсом-2» -переделанными под кафе, рестораны и магазинчики старыми зданиями складов, и в получасе езды – колоссальный буддийский комплекс Фо Гуан Шан. «Пирс-2» - великолепный образец того, как мастерски, в духе современных тенденций развития городов, можно использовать ненужные строения, вдохнув новую жизнь в целый квартал, Фо  Гуан Шан с исполинской статуей Будды в окружении пагод– великолепный образец того, как древняя религия может быть выражена в наше время.   

Чай, чай, чай. Вафли с чаем, мороженое с чаем, куриные яйца, вываренные в чае, чайные плантации на склонах гор, чайные магазины, и тут же, на каждом углу – полные посетителей кофейни с привычными нам эспрессо, латте и капучино.

Тайвань – фейерверк воспоминаний.

Национальный Дворцовый музей в Тайбее, один из самых посещаемых музеев мира, но мало известный за пределами Азии. В невысоких залах прекрасного современного здания, построенного  в китайском классическом стиле и превосходно оборудованного для удобства посетителей, собрано семь тысяч экспонатов, составляющих непревзойденное собрание художественных шедевров китайской имперской культуры. Здесь я провожу большую часть дня. После первых двух часов начинает кружиться голова.  Возникает ощущение, что я вижу предметы искусства, не созданные людьми давно ушедших эпох, а принесенные сюда сказочными существами из другого мира. Завораживающая красота нефрита, керамики, свитков с живописью и иероглифами, ритуальной бронзы.   Ближе к вечеру, переполненная впечатлениями, выхожу в прилегающий к музею парк – образец китайского паркового искусства.  Начинается ливень, и я пережидаю его в одной из изящных беседок, любуясь дождевыми каплями на поверхности пруда с карпами.    

Центральный вокзал Тайбея.   Первый переезд на сверхскоростном поезде из столицы в Тайчжун. Волнение иностранки с билетиком в руке. Я уже знаю, что метро Тайбея – самое дружелюбное из виденных мной в Азии, устроенное так, что в нем невозможно заблудиться или пропустить нужную остановку, милосердно прохладное в зной, немноголюдное. Но какой же будет посадка на поезд?! Переживания напрасны. Указатели, один за другим, направляют меня вниз, к нужной платформе. Мой вагон останавливается точно у своей разметки. Внутри поезда – сияющая прохлада. У большинства пассажиров с собой еда – коробочки, пакетики, стаканчики – тайваньцы любят вкусно покушать. Две минуты, и начинается стремительный разбег. Ловлю себя на том, что мне хочется застегнуть ремень безопасности, как в самолете. Впрочем, авиалайнер взлетает на меньшей скорости, чем та,  с которой мчится поезд. Сорок пять минут, и я – в Тайчжуне, откуда, сквозь ураганный ливень, мой путь лежит на озеро Солнца и Луны, Sun Moon Lake. Дождливым оказывается только первый вечер. Три следующих дня светит Солнце, и в его лучах озеро превращается в волшебное зеркало, сквозь которое можно попасть в другую реальность .Но и эта реальность прекрасна.  Вокруг озера проложены удобные дорожки для прогулок, пеших и велосипедных. Безопасные и для туристов, и для обитателей джунглей тропинки поднимаются в горы. То здесь, то там - знаки, призывающие остерегаться змей, пчел и обезьян. Ни разу не встречаю никого из них. Там, откуда открываются наилучшие виды на озеро, обустроены площадки со скамеечками, где, конечно же, вовсю подкрепляют свои силы любители свежего воздуха. Здесь принято приветливо здороваться со встреченными по дороге людьми. В один из дней на подъеме в горку меня обгоняет японский дедушка, .без очевидных усилий бегущий вверх с рюкзачком за спиной, и я прощаюсь с иллюзией своей превосходной спортивной формы. Здесь есть и храмы, яркие и веселые, украшенные замысловатыми росписями, так разительно отличающиеся от непальских, строгих и спокойных.  На озере отдыхает много японцев и очень, очень, до обидного  мало европейцев. Большинство же туристов, как мне показалось – жители Тайваня. Не знаю, приезжают ли сюда китайцы с материка.

Канатные дороги Тайваня, проложенные , или, точнее сказать, протянутые между горными вершинами. Да, именно так; на Тайване смысл канатной дороги не в том, чтобы подняться наверх, а в том, чтобы долго и плавно скользить над пропастью, любуясь, если у вас хватит силы духа, видами и восхищаясь свежим ветерком, со свистом залетающим в кабинку. В небольшой очереди на канатную дорогу к горе Маоконг в Тайбее я стояла за семьей индусов. Очень приветливые, они весело со мной поздоровались и отважно сели в кабинку со стеклянным полом. Уже наверху, переведя дух после головокружительной прогулки, я увидела их снова, притихших и серьезных.   

Зоопарк в Гаосюне. При входе посетителей на китайском и английском предупреждают о «диких обезьянах, которые заходят в зоопарк», и просят их не кормить.  Действительно, я встречаю одну такую обезьянку. Она важно выходит из леса, окружающего зоопарк, прогуливается около клеток со своими сородичами (я не шучу, именно около клеток с обезьянами), медлит и вальяжно устраивается на скамеечке, благосклонно поглядывая на посетителей. 

Гаосюн. Храмовый комплекс Фо Гуан Шан. Вызывающая благоговение статуя Будды. Музей Будды. Здесь рассказывается история его жизни и просветления, то, как шло распространение буддизма в Азии, а также проводятся прекрасные художественные выставки. У входа в музей – эмблема TripAdvisor: «Рекомендовано для посещения».

Роскошные ужины в отеле на озере Солнца и Луны. После прогулок и купания в горячих источниках,  в купелях у бассейна и превосходных каменных ваннах, устроенных в каждом номере, просыпается изрядный аппетит. Ужин идет под классическую европейскую музыку. Среди изобилия местных блюд – европейский же уголок. Спагетти, круг пармезана, вяленая испанская колбаса. То один, то другой постоялец отеля украдкой, как бы невзначай, подкладывает себе именно колбаски. Есть тушеные свиные копытца, есть жареные крабы, есть помидорчики черри в медовом соусе, есть наисвежайшие сашими из пяти видов рыб и нежные ростки бамбука, замысловатые супы и несколько видов жареного риса, но ничто не затмит вяленую колбасу и мороженое.

Ночные рынки, сияющие торговые центры, храмы и музеи, чарующая природа. Тайвань, смешение великого и забавного, остров, искренне готовый открыться путешественникам. Едва уехав, думаешь о возвращении. Я переполнена цветом, запахом, вкусом этой чудесной страны.         

… Отдыхая у бассейна в отеле на озере, я наблюдала, как семья тайваньцев учила плавать дочку-подростка.  В основном дочкой занималась мама. Здесь, кстати, не приняты бикини и легкомысленные плавки. Женщины выходят к бассейну в старомодных, с нашей точки зрения, закрытых купальниках с юбочками. Мужчины щеголяют  в спортивных шортах, как у профессиональных пловцов. Мама бесконечно терпеливо учила девочку плавать. Поддерживала в воде, показывала движения. Иногда к ним присоединялся папа. Они много смеялись. Не знаю, почему мне запомнилась именно
эта семья. В мой последний вечер на озере я увидела, что девочка поплыла.  В сгущавшемся вечернем свете она спокойно проплыла бассейн от бортика до бортика. Возможно, это лето запомнится ей как то время, когда она научилась плавать.  Она, конечно же, не знала, что попала в путевые заметки русской путешественницы.  Но ни наша национальность,   ни наши религиозные или философские убеждения не важны для самого главного: мы – люди, земляне, и, во чтобы мы ни верили, в конечно итоге мы верим в одно и то же, в то, что наши жизни небессмысленны.

Я желаю всем нам внимания к друг к другу, как к попутчикам на великой дороге жизни. Будьте здоровы, счастливы, пусть все у вас складывается хорошо.