Я хотела написать о вас. Памяти поэта

Маргарита Репаловская
  С Александром меня познакомила мама, она рассказала мне, что в Кагуле, моём родном городе, познакомилась с поэтом, который везде с собой носит тетради со своими стихами и страдает от непризнанности, некому в маленьком городишке читать стихи, а точнее некогда, все заняты проблемами выживания. Мама посоветовала ему опубликовать свои стихи в интернете на Прозе ру и Стихи ру. Он опубликовал, а я говорю маме: дай мне на него ссылку, хоть посмотрю, что пишет, люблю хорошие стихи читать под настроение.
 Зашла на Стихи.ру., стала изучать творчество Александра и мне понравились его стихи, понравилась лёгкость слога, теплый взгляд автора на жизнь, своя уникальная философия и понимание мироустройства. Написала ему рецензии, стали общаться, а потом я поехала в Кагул по своим делам и зашла к нему в гости. Жил он в самом центре города, на втором этаже уютного, двухэтажного дома, старой постройки. В похожем доме, на соседней с ним улице, жили когда-то и мы с бабушкой. Александр встретил меня, как родную дочь, супруга его накормила вкусностями, предложили переночевать и вообще погостить у них, сколько будет нужно, чувствовать себя как дома, одним словом. Так я себя там и почувствовала с первого дня. Было в этом доме что-то, до щемящей боли в груди, знакомое с детства и родное.

                У дождей нет раздела на нации.
                Я не видел дождей чисто русских,
                чтоб в громах поднебесной овации
                вдоль границ проливались бы узко.

                Как в воскресшем от «спячки» сознании
                поделить тучу острой границей?
                Льют дожди в бесконечном молчании,
                удивляясь озлобленным лицам.
 
  На Стихи ру, я в основном заходила, как читатель, поддержать поэтов рецензиями, сама стихов не пишу практически, не моё это. В то время проходил конкурс Народный поэт и я так хотела там проголосовать за действительно достойные стихи, но для этого мне не хватало 11 рецензий от читателей. Рассказала об этом Александру, с сожалением, мол жаль что так. На следующий же день он написал мне 11 вдумчивых рецензий серьёзных объёмов, на мои скромные поэтические труды. Меня тогда так тронула эта его непосредственность и кропотливая забота.

                Дубы везли на лесопилку в город.
                И дуб один, проживший много лет,
                ядрёный, тёплый, перезревший жёлудь
                слезой надежды уронил в кювет.

  Я много раз приезжала в Кагул и каждый раз хоть на час заходила к нему в гости, мы всегда говорили о стихах, прозе, он давал мне почитать свои новые произведения, всегда спрашивал мнение, а я с интересом наблюдала за его творческим процессом. С большой пунктуальностью и ответственностью относился он к рифмам. У него были черновики, со старыми стихами, 20-30 летней давности, на них карандашом были помечены исправленные рифмы, а потом он переписывал стихи заново, где старался найти рифму ещё более складную и гладкую.
 Он писал стихи легко, не было вымученных строчек или стандартных рифм, они складывались у него сами собой и я всегда удивлялась, как точно он умеет подметить важные моменты и духовные ценности жизни:

    "Я верю в Бога - имя ему совесть."

 Часто вспоминаю эти слова из его стихотворения. Наверное этой строчкой можно охарактеризовать Александра, как душу, личность, человека с большой буквы. Как бы тяжело не приходилось ему в жизни, он всегда оставался человеком порядочным, честным и добрым, беззлобным. Не было у него никогда камней за пазухой, каких-то тяжёлых обид или ненависти: распахнутый взгляд, улыбка и радость волшебства, какая-то сказочность. Он делал домики из спичек, без клея, без каких-либо креплений, только спички. Один такой домик он подарил мне, я не знаю как он сделан, но он очень прочный и надёжный, храню его уже несколько лет.

                Посадили собачку на цепь.
                Молодою её посадили,
                чтобы икры захожих сберечь,
                выходящих из автомобилей.

                А собачка всю ночь под дождём
                всё рвалась, кувыркаясь, к свободе.
                И заплакала пасмурным днём
                в узком междузабороном проходе,
               
                не утешившись пресной едой…
                Так скажите мне, господа ради:
                для чего, добровольно порой,
                мы себя на цепь всячески садим?..

 Сейчас сложно сказать сколько лет мы общались с Александром, может быть пять, а может и меньше. Приезжала я в Кагул, делалать документы, Александр ходил со мной по разным конторам и офисам, всегда старался поддержать, помочь, провожал меня на автобус, когда уезжала домой. А я всегда думала и чувствовала, что такие люди живут только в Кагуле, славные, родные. Он всегда звал в гости, а я выезжая из дома всегда звонила ему, предупреждая, что зайду: "Рита, ты ж заранее скажи, когда приедешь, мне нужно пропылесосить, купить что-то к чаю". Помню я прибегала к нему, всегда впопыхах, дверь у них всегда была открыта, (так бывает только в маленьких городах) и почти всегда он был дома, всегда всех ждал: жену с работы, дочек с внуками из садика, меня из Кишинёва.

   Компьютер у него почти всегда был включён, он составлял сборники своих стихов и далее публиковал их за свой счёт. Мне хотелось помочь ему деньгами, добавить хоть что-то на издание книг, но он всегда категорически отказывался. Никогда я не приходила с пустыми руками, старалась хотя бы гостинцев привести, но и от них он всегда отказывался, а сам старался меня накормить. Особенно запомнились очень вкусные фаршированные перцы, приготовленные его супругой тётей Машей. Меня и маму в этом доме встречали всегда, как дорогих гостей. Я старалась помочь Александру с продвижением его стихов в интернете, на первых порах, потом его стали читать и много, он уже не успевал отвечать на приходящие рецензии. А мама помогла вступить ему в местный Союз Писателей, его стихи начали публиковать в местной газете. Хотя его публиковали в газетах ещё со времён СССР. Так же публиковали его стихи и на его родине в Латвии, в последнюю нашу встречу он показал мне эту книгу и сборники всех своих стихов. Он знал, что уйдёт и хотел к этому максимально подготовиться, показав стопку книг со своими стихами, он сказал: "Теперь можно уходить, я сделал всё, что хотел". Из его последних стихотворений:


                И поверьте мне люди, поверьте:
                не ничтожным и не великим
                гонорар свой в последнем конверте
                принесу я родным, как бессмертье,
                и уйду вдаль компьютерным кликом.

                *****

                Родился, как все, без рубашки
                и начал не свой марафон.
                Душа…  А душа нараспашку
                кричала в пустой микрофон.

 Уже много лет крутится в голове у меня идея написать рассказ про Александра Кагульского и всё как-то руки не доходили, а сегодня почувствовала, что готова. Жаль только, что Александр уже не прочитает, я долгое время вынашивая эту идею, представляла, что он скажет, как мы будем обсуждать что получилось, а что не очень. Так всегда думаешь, что время ещё есть, что ещё есть время....

 * - Страница Александра Кагульского на Проза.ру: http://www.proza.ru/avtor/kjfyjd
 * - в данном повествовании все стихи - отрывки из произведений Кагульского Александра.