Самая добрая, самая тактичная, самая искренняя

Людмила Зрелик
   Жили мы на севере, и Нина Степановна считала, что лето мы должны проводить на
 море.  Пару лет подряд, маме давали для нас путёвки в пионерские лагеря, а в одна тысяча девятьсот шестьдесят третьем году трое племянников атаковали  жилище родственников.
 Мало того, этим летом приехал Костя, сын дяди. До сих пор, не могу понять, как шесть человек умещалось в одной комнате. Кровать хозяев стояла за ширмой,диван, раскладушки... Вру, был ещё номер "люкс" - маленький балкон, на котором умещалась раскладушка, даже шум и перепалки у пивного ларька воспринимались как развлечение.
  Жили дружно, под присмотром старшей шестнадцатилетней сестрёнки Тамары, ходили на море. Сестрёнка умела вкусно готовить, и к приходу тёти был полный порядок.
  Костя ходил в парк, читал книги, у родных была хорошая библиотека. Единственный случай вывел из равновесия тётю - когда Костя гулял в парке, а мы с братишкой залезли в его чемодан, было интересно, какие у верующих  есть секретные вещи. Мы воспринимали его как инопланетянина. Вечером мы стояли в углу, на следующий день с нами никто не разговаривал. Урок на всю жизнь - чужое не трогать.
Домой мы повезли варенье, новые наряды, и шоколадный загар.
 
 Через два года, мне уже четырнадцать лет, и я опять приехала в гостеприимный дом. Родственники получили большую однокомнатную квартиру, купили добротную мебель. Тётя очень обрадовалась, мы часто секретничали. Теперь, что-то проскальзывало в её словах, о не простой жизни с мужем. Дядя стал выпивать:уединяться на даче, в гараже. Деньги давал только на питание. Скандалов не было, только иногда проскальзывали взаимные колкости.
 Пока тётя была на работе, я ходила на море. Наверно пришло время увлечься чтением. Я брала книжки на пляж, читала ночью сидя на кухне, на подоконнике, под светом уличного фонаря.  Однажды, проснувшись ночью, тётя застала меня за чтением
 - Людмилка, тебе ещё рано читать Куприна, лучше возьми Лескова - и ни слова, что пора спать.
 С какими редкими книгами я там познакомилась: "Одиссея"-Гомера, "Консуэлло"-Жорж Санд.  Сочинения многих знаменитых авторов были прочитаны мной. "Пётр Первый" - Алексея Толстого,я перечитала дважды, Достоевский, тогда мне не понравился.
  Тётя, поддерживала моё желание читать.
 Теперь,проездом в Баку, в городе стали появляться знаменитые артисты. Мы ходили на все концерты, но самое большое впечатление у меня оставил танцор Махмут Эсанбаев.
 Танец огня, танец шамана, золотой бог, лезгинка,индийский танец - эти шедевры запали мне в душу навсегда.
  Я очень благодарна тёте, на сколько это было возможно в такой короткий срок, вложить в мою душу любовь к прекрасному. Я поняла,для этого, совсем не обязательно жить в Москве или в Питере. Была такая ситуация, мне очень хотелось остаться жить у тёти, но у неё хватило твёрдости сказать:
 - Людмилка, здесь нет никакой перспективы. Надо жить достойно, там где живёшь. От себя не убежишь.
  В самую трудную минуту,я вспоминала это напутствие.

 
 Следующая поездка случилась после смерти мамы. В одна тысяча девятьсот семидесятом году в мае, в Дагестане  произошло сильное землетрясение. Тётушка, с ужасом в глазах встречая  нас в аэропорту, причитала:
 - Все отсюда улетают, люди в палатках живут, а они отдыхать приехали.
 -Экстремалы - лаконично оценил наш прилёт Константин Захарович.
   Я прилетела с сынишкой старшей сестры.  Игорьку было чуть больше двух лет, тётя Нина понравилась ему сразу и безоговорочно. А к дяде, мальчишка присматривался три дня. К тому времени, дядя обзавёлся приличным брюшком, и парню не давал покоя вопрос: " Что же там находится?"
 Забавный, любознательный мальчишка, заинтересовал дядю.
 - Если хочешь пойти со мной в гараж, и покататься на машине, запомни - я дядя, а не дедушка.Здесь бабушка только Кнопка.
  На следующий день мы пошли на экскурсию. Дядя выкатил свою легендарную "Победу" из гаража, посадил туда Игорька. Как только машина завелась, рёв, как при взлёте самолета, оглушил всю округу. Мальчишка выскочил из машины прямо мне на руки:
  - Людмилка, поехали скорее в Мурманск, здесь страшно! - у машины отсутствовал глушитель.
 Вечером, они нашли общий язык. Для примирения, дядя показал коронный номер, напоил их израненного в боях кота, валерьянкой. Котяра стал делать неимоверные кульбиты, ходить на задних лапах, а потом, тщательно умывшись, пошел к дверям. На недоумённый взгляд Игорька,дядя ответил:
  - Всё как у людей, выпил, и по бабам - за что получил от жены подзатыльник.
 Несколько раз малыш просил:
  - Дядя Костя, ну сделай из кота циркача.
  Мне было шестнадцать лет, и тётя посчитала нужным предупредить:
  - С дагестанцами не знакомься, русские девчонки для них не запрет. Гуляй с Игорьком, или со мной.
  Дурёха познакомилась с азербайджанцем. Вечером, у подъезда меня ждала тётя Нина. Сколько ужаса было в её глазах. Молодой человек, только что вернувшийся после армии, выглядел лет на семь старше.

 Чтобы загладить свою вину, я решила применить испытанный метод, навести порядок.
 Видно, опять, не всё понравилось хозяйке, но она молчала три дня, прежде чем сделать замечание:
  - Людочка, ты очень хорошо навела порядок, но это Дагестан. Воры залезут по дереву на балкон, потом в квартиру, заберут шкатулку, и мы нищие.
Она обратно завернула документы и облигации в выцветшие газеты, и засунула между пластинок.
  - Людмилка, а лоскуты ты выкинула? Помнишь, я перешивала на тебя платье, и надставляла полосочками. Правда было незаметно?
 - Они в чулках на балконе - обиженно ответила я.
 Тётушка выбежала на балкон, потом вернулась, не выпуская из рук своё богатство, начала меня целовать. Теперь, я представляю, что ей  пришлось пережить. Ведь это не от жадности, от необходимости. При тотальном дефиците умение шить, было огромным подспорьем.
 К каждому нашему приезду, тётя Нина покупала литровую банку черной икры. Как же, бедные, бледные, детишки приехали с севера. Надо подкормить.

Игорёк, своим присутствием, украсил их одиночество, а я добавила беспокойства.

  Была в жизни тёти очень неприятная история, которая положила начало разлада с мужем.
 Младший брат Руслан, рано овдовел, на руках осталось два пацана, погодки: Олег и Валера. Не выдержав проблем и безденежья Руслан повесился, детей забрали в детдом. Тетя посылала им посылки, а по окончании школы, захотела принять участие и в их судьбе. Валерка, как-то сам устроился, а Олег с удовольствием приехал после армии, откуда его почти сразу комиссовали. Вот только, причину Олег не сказал. Великовозрастный парень ссался. Жуткий запах, постоянная стирка - тётушка обречённо, будто виноватая, что у неё судьба сложилась удачнее, хотела приласкать всю родню.  Тётя уехала в Киев, в командировку, а Константин Захарович отправил парня в заводское общежитие. Там, буквально, через пару дней, случилась попойка и убийство. Банда дагестанцев единогласно свалила всё на русского Олега. Сбережения потраченные на защиту, не помогли. Через несколько лет, один из той кампании увидев Нину Степановну в парке, сознался что Олег не виноват.
 - Почему молчал раньше?
 - Боялся главаря, тот родную мать и сестру утопил в колодце, теперь его и еще двоих, уже нет в живых.
 У тётушки случился первый инсульт, опять она посчитала, что не всё сделала чтобы доказать невиновность племянника. Когда Олега освободили,он лучше не стал. Тётя полностью одела парня и отправила к брату.
  В следующий раз, я приехала с дочкой и мужем. Дядя сильно храпел, да и наше присутствие доставляло много неудобств. Тётя терпела, только иногда делала тугую повязку на голову и пила цитрамон. Мигрень- отшучивалась она. Впервые я увидела в её взгляде раздражение к Константину Захаровичу, да и по отношению к моему мужу симпатии не проявлялось.
 Мне хватило ума, уехать  с семьёй раньше.
 Через два месяца я подала на развод, теперь и для меня, всё стало очевидным.

 Умер Константин Захарович. Приехала его родня из Бежецка.
 Пока тётя Нина была на работе, родственники мужа обыскали всю квартиру. В книгах нашли  заначки и вклады. Обыскали гараж, нашли  монеты из червоного золота.
 При дележе, тётушку в расчёт не взяли, сказали, что она не была женой. Благородно повёл себя, только дядин сын, одну из монет он отдал, а одну, извиняясь, оставил себе на память. Этим хапугам оказалось мало, они пошли узнать, как продать дачу. Благо, руководство завода объяснило родственникам, земля принадлежит государству и сдана в аренду только работникам завода. Как ни уговаривали Нину Степановну друзья подать в суд, найти свидетелей, что они прожили вместе больше тридцати лет, ни в какую:
  - Пусть забирают всё, им видно нужнее. Судится никогда и ни с кем не буду. Это счастья не приносит.
  Дачу она продала, одной содержать её, было  тяжело.

  На одной поздравительной открытке " С рождеством", был такой текст: " Нина Степановна,вы мне в общем-то чужой человек, но ни от кого из родных я не чувствовал такой доброты и участия."  Костя, до конца жизни поздравлял тётю Нину со всеми церковными праздниками.
 Набожные люди частенько грешат,потом замаливают грехи, бесятся от злобы и жадности, но считаются верующими. Я от тёти никогда не слышала про веру, а жила она по совести. Вот только, ни с мачехой, ни со сводными сёстрами она не общалась, видно знала много нелицеприятного о этой родне.
 
Чуть погодя, тётя написала:" Приезжай, я соскучилась, только без мужа."
 К тому времени у меня было двое детей и другой муж.
  Я, и мои дети купались в любви, мы были объектом нерастраченного материнства. От её внимания ничего не ускользало, мне срочно нашла хорошего дантиста, и привела в порядок мои зубы. Посчитала, что у меня мало одежды и опять обновила мой гардероб. Строча по вечерам наряды, весело общалась с нами, будто совсем не уставала на работе.
 Светланке было девять лет, Максимке  три годика. Малому разрешалось лазить к бабушке в сумку, и находить игрушку или вкусняшку. На моё ворчание, тётя отвечала:
 - А как же мне смотреть в глаза Максу? - она первая придумала короткий вариант имени.
 Самое забавное происходило в выходные. Уложив мальчишку спать, тётя со Светланкой шли на кухню, выпекать что-нибудь шедевральное, или, просто вареники.
  Сынуля, каким-то чутьём просыпался и бежал на кухню.
  Начиналось форменное безобразие, и не важно, что было приготовлено - было невероятно весело. Куда-то исчезла мигрень и возраст. На пляже, она самозабвенно строила с внуками дворцы из песка, плескалась на мелководье.

 Забавный случай произошел с её новым нарядом. Утром, вертясь перед зеркалом, тётя Нина говорила мне:
 - Смотри, простая рогожка и шитьё, а какая очаровательная кофточка получилась.
В обеденный перерыв, не дожидаясь конца смены, тётушка забежала в квартиру, швырнула кофту на кровать,где спал Максим, и словно фурия, закричала:
  - Забирай! Но только при мне никогда не надевай! - такой, я её никогда не видела.
 Оказывается, мать подруги слизала идею и фасон, только вырез сделала другой, и надо же,обе в один день пришли в обновках.
Вечером, тётя извинилась, и сказала:
  - Людмилка, никогда не учись шить, будешь рабом тряпок - прежде всего, она была обаятельной и кокетливой женщиной. Моя любимая тётя, мой кумир, эталон женственности и вкуса.

 Вечерами мы гуляли по набережной, общались с её подругами. Некоторые вернулись в Россию, но тётю, я никак не могла уговорить приехать на родину.
  - Здесь вся моя жизнь, город построенный нами, подруги, работа.
 У неё было много наград, но никогда в доме, ни слова не было слышно про работу. " У Кнопки секретность седьмого уровня, а у меня только  пятый" - подчеркивал важность её специальности, муж.

 После окончания девятого класса, дочка на практике заработала больше двухсот рублей, и сама решила навестить Нину Степановну. Тёте было, к тому времени, шестьдесят три года, но и с девушкой подростком, она нашла общий язык. Дочурка привезла несколько шикарных нарядов, в этом хобби, они были единомышленниками.

 Мы переписывалисЬ, обменивались посылками, но возможностей повидать её становилось всё меньше. Тётя писала: " Гуляем с подругами в парке, разгадываем вместе кроссворды, учимся плести макраме. В общем, всё нормально." Однажды она затеяла ремонт, и упала с лестницы, в результате, случился перелом ноги. На моё желание приехать, написала:" Не надо, мне выделили сиделку, и подруги помогают."
  В одна тысяча девятьсот девяносто шестом году тётя скончалась от второго инсульта. Подруги, и один старый тайный возлюбленный на поминках рассказывали, какая она была тактичная, интеллигентная, умная, образованная, добрая, верная. Очень симпатичная и женственная. Фото этого мужчины, когда он был молодым, я видела в альбоме, но тётя никогда о нем не рассказывала.

 Город, к тому времени, выглядел плачевно. Набережная сползла вместе с асфальтом на место пляжа. По краям набережной стояли противотанковые ежи, и огромные валуны, привезенные с гор. Море наступало, смывая асфальт. За парком никто не следил. Помнится, учёные решали как повернуть реки Сибири вспять, чтобы наполнить Каспийское море. Море само решило проблему, только сточные воды испохабили всё. Через два дня, после нашего вылета в Мурманск, взорвали гостиницу, где жили пограничники с семьями. Черная икра стала главнее человеческих жизней. Сказка кончилась.