Рафаэль. Жизнь, вдохновение и творчество -1

Койфман Валерий
 
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Задумывались Вы, дорогие друзья, что совершенно вопреки нашей воле, незаметно и неслышно с поры юности и до старости сквозь наши души и сердца проносятся волшебные частицы искусства, рожденные такими же земными созданиями как и мы, но одаренными гениальностью, художниками, поэтами, композиторами. Можно лишь однажды прикоснуться к красоте их творений и невольно (так уж устроен почти любой человек) след от этого касания останется на всю жизнь.
Вот почему род человеческий бережно хранит имена великих мастеров, которые своими прекрасными созданиями заставляли человека гордиться тем, что он Человек.

Мы сегодня обратимся к событию, от которого нас отделяет более 500 лет.
Все эти долгие годы в назначенное время сменялись времена года, сменялись поколения, писались новые страницы человеческой летописи и, несмотря на это неотвратимое круговращение, род людской свято помнил, что 6 апреля 1483 года в итальянском городке Урбино появился на свет художник, воспевший Человека, оставивший всем бессмертные пленительные образы Матери - любящей и страдающей. Это был РАФАЭЛЬ или, как называют его на родине РАФАЭЛЛО. Человечество помнит и о том, что Рафаэлю было отмерено всего лишь 37 лет земной жизни, и что умер он, как и родился весной 6 апреля. Но как сказал кто-то о Рафаэле: «Не ищите его среди мёртвых».
Принято считать, что созвездие гениальных мастеров Высокого Возрождения составляют: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарротти и Рафаэль Санти. Причем художником, понявшим, что противоположные взгляды Леонардо и Микеланджело являются в конечном счете частями одной и той же проблемы, между которыми можно установить связь, является Рафаэль.
 ЛЕОНАРДО – ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОЛИЦЕТВОРЯЕТ ИНТЕЛЛЕКТ, МИКЕЛАНДЖЕЛО – МОЩЬ, А РАФАЭЛЬ – ГАРМОНИЮ. Каждый из этой великой троицы, конечно, обладал всеми этими качествами, но именно у Рафаэля неустанное стремление к совершенному, светлому, гармоничному – главный смысл его творчества.
 Рафаэль учился от колыбели до могилы, прежде всего у своих великих современников Леонардо и Микеланджело на основе их открытий и творческих достижений. Никому не подражая прямо, он создал свой стиль, узнаваемый, стройный и прекрасный. Уникальность стиля Рафаэля была уже и в том, что он нравился всем без исключения. Он был позже любезен со всеми, иногда даже превозмогая себя, ни с кем не ссорился, и никого не обличал, но и не защищал.
Считается, что Микеланджело, например, интересен весь, и как великий мастер, и как человек, с его талантами, критическим умом, злой иронией – непримиримый и одинокий.
 Не зря он герой не только трактатов по искусству, но и целого ряда художественных произведений.
А Рафаэль в личной жизни не очень интересен, про него говорили: «Он занят небом, не землёй». Рафаэль всегда был погружен в свои рисунки и картоны, ему некогда было высказываться, писать письма и дневники; его не интересовала политика; очень мало интересовала философия – лишь как предмет изображений, например, на фресках.
Поэтому познакомиться с Рафаэлем – значит, прежде всего, знакомиться с его работами, т.е. с тем, что он умел делать лучше всего в жизни.

Среди художественных сокровищ Уффици и Лувра есть два портрета. На одном из Уффици – необыкновенно красивый юноша в черном берете. Голова и плечи чётко вырисовываются на гладком фоне. Взгляд задумчив и мечтателен. Это явно автопортрет – именно так смотрят, когда пишут себя в зеркале. Это Рафаэль, ему здесь 23 года – личность вдохновенная, тонкая, гармоничная. Автопортрет из Лувра был закончен Рафаэлем за год до смерти. Здесь он, даже для современников, уже великий мастер.  О чем он думает? Что он видит впереди себя? Может о новых планах, которые ему так и не суждено было осуществить? Или о своей бурной, но неустроенной жизни, без остатка отданной одной даме сердца – прекрасной живописи.

Родился Рафаэль в городе Урбино в семье придворного живописца и поэта урбинских герцогов, Джованни Санти. Автор «Рифмованной летописи», содержавшей даже интересные сведения о художественной среде Умбрии. Семья не могла похвастаться древностью рода – предки его происходили из небольшого городка Кольбодро, близ Урбино, и были мелкими торговцами.
Урбино – небольшой город, расположенный на восточном склоне Аппенин, которые уступами здесь спускаются к Адриатическому морю. Он и теперь имеет средневековый характер, подобно другим городкам, расположенным рядом. Те же замки и дворцы. Узкие трёхэтажные дома с черепичными кровлями, высокими трубами и маленькими окошками. На одной из улиц, Contrada dell Monte, до сих пор стоит дом, на котором прибита надпись «В этом скромном месте родился бессмертный живописец Рафаэль 6 апреля 1483 года. В людских делах Божественный промысел часто в малом создает великое».
Урбино в этот период был заметным центром итальянской культуры. Здесь работали многие художники, чьё творчество тесно связано с расцветом, именуемым в истории искусства, ранним Возрождением. Здесь несравненный мастер Пьеро дела Франческа написал знаменитый портрет герцога Монтефельтро и его жены Батисты Сфорцес. Город посещал гуманист, превосходный архитектор зрелого Возрождения Донато Браманте, и здесь он познакомился с Рафаэлем и подружился с ним.

Отец Рафаэля был весьма плодовитым художником, и живопись неплохо кормила его и семью. Вот перед нами картина Джованни Санти «ХРИСТОС С ДВУМЯ АНГЕЛАМИ» ( 1490 Г., МУЗ.ИЗОБР.ИСК., БУДАПЕШТ). Эта картина имеет ещё одно название «ХРИСТОС С МУХОЙ».
Муха сидит на теле Христа. Подобная прозаическая деталь должна была своей достоверностью в подражании природе как бы ввести в заблуждение зрителя и показать мастерство художника.
Джорджо Вазари считал, что Джованни Санти был посредственным художником и ещё более посредственным поэтом.

Отцу было 48 лет, когда родился Рафаэль. Будучи человеком весьма образованным и творческим, он сумел привить сыну любовь к искусству. Санти лично преподал мальчику первые практические уроки живописи.
Уроки длились недолго, так как отец умер в 1491 году, когда Рафаэлю было 11 лет.
Так мальчик стал круглым сиротой, ибо его мать Марджия умерла еще раньше, когда ему было всего 8 лет.
Правда, отец успел жениться второй раз на дочери золотых дел мастера, но новая жена Бернардина не стала для Рафаэля второй матерью. Она к тому же не отличалась таким прекрасным, кротким и женственным характером, как Марджия.
Именно ранняя потеря матери, доброй и ласковой,считается одной из главных причин, почему тема матери – Мадонны стала одной из ведущих в творчестве Рафаэля в дальнейшем.
Мальчик остался на попечении брата отца, дяди Бартоломее, который был больше занят имущественными спорами с мачехой Рафаэля, чем воспитанием племянника.
Подлинное душевное тепло Рафаэль получил от другого дяди, от брата матери Симона Чиарла, которого он в письмах называл вторым отцом.
Со смертью отца детство Рафаэля закончилось, ему, напомню было 11 лет. Единственным убежищем в том большом и часто непонятном мире становится для него искусство.
Оно увлекало Рафаэля в другой, прекрасный мир и заменило ему любовь родителей.
С 1495 года Рафаэль стал обучаться живописи у придворного художника Тимотео делла Вите. У Рафаэля при этом выявился уже такой талант, что родственники решили подыскать юноше более достойного учителя.