Рождённая на стыке веков 54 глава

Баширова Шаира
     Попрощавшись с Дашей и Мирзой, я поехала к сыну. Но Гульнары там не было.
     - Ну что, как вы тут? Андрюшенька, иди к бабушке, малыш, - протянув руки к внуку, сказала я, когда он, держась за руку матери, пришёл к двери.
     Но малыш отвернулся и прижался к ноге Анны.
     - Гульнара не пришла? - спросила я с порога.
     - Нет, а должна была? - удивилась Анна.
     - Да нет, я обещала зайти за ней, но задержалась у Даши. Замира родила, дочку, - ответила я, проходя на кухню, где горел свет.
     Абдулла сидел за столом, с газетой и вилкой в руках.
     - Поужинайте с нами. Садитесь за стол, - подняв голову, сказал он.
     - Я и правда, очень голодна, - сев за стол, ответила я.
     - Представляешь, Замиру девочку родила, - сообщила Анна Абдулле, поставив передо мной тарелку и положив рядом вилку.
     - Здорово. Я рад. Тоже дочку хочу, - ответил Абдулла, вновь уткнувшись в газету.
     - Абдулла, мама пришла, отложи газету, это же некрасиво, - произнесла Анна, с укором посмотрев на мужа.
     Абдулла убрал газету и посмотрел на меня.
     - Мы с твоей сестрой завтра уезжаем. Ты с утра купи два билета на поезд. Самолётов я боюсь, хотя Гульнара должна успеть к экзаменам, - сказала я.
     - И всё таки, я возьму Вам билеты на самолёт, мама, иначе Гульнара не успеет, однозначно. Завтра с утра, я завезу Вам билеты домой. Пять часов лёту и вы в Ленинграде. И ещё... на первое время, Вам понадобятся деньги. А потом, я буду ежемесячно Вам присылать. Ведь никто из вас там работать не будет, а жить надо, - сказал Абдулла, вставая из-за стола.
     Он был прав, хотя я и намеревалась устроиться в школу.
     - Абдулла, мне на работе должны расчёт выплатить и зарплату ещё не получала, доверенность тебе, я у нотариуса с утра напишу, получишь деньги и вышлешь их нам, - сказала я, проходя следом за ним в комнату.
     Анна унесла ребёнка в спальню, укладывать спать. Абдулла протянул мне деньги.
     - На первое время должно хватить, - сказал он.
     - Спасибо, сынок. У тебя и так расходы с домом, - ответила я.
     - У меня есть деньги, мама. Это ещё Мирза мне давал, от продажи драгоценностей, - сказал Абдулла.
     - Пойду я, проводи меня, сынок, поздно уже. Анна? У ухожу, - посмотрев в сторону спальни, громко сказала я.
     - Я утром приду с Абдуллой, проводить Вас, мамочка, - выйдя из спальни, сказала Анна.
     Мы с Абдуллой вышли из дома и пошли к остановке.
     Когда я приехала домой, Гульнара уже спала, оставив мне ужин на столе, накрыв салфеткой. Я тоже легла, ноги от усталости гудели.
     Утром, мы с дочерью проснулись рано.
     - Сейчас твой брат придёт, он решил купить билеты на самолёт. Иначе, ты опоздаешь на вступительные экзамены в институт, - сказала я, не спрашивая, почему она вчера вечером не пошла к Абдулле.
     - Ой, как здорово! Я никогда не летала, а это страшно? - спросила Гульнара.
     - Да нет, через пять часов, мы уже будем в Ленинграде, - ответила я.
     Абдулла пришёл вместе с женой и сыном, когда мы с дочерью завтракали.
     - Вылетаете в три часа сорок минут по нашему времени, так что, время ещё есть. Гульнара, сестра, как ты? Сможешь поступить в Ленинграде? - весело спросил Абдулла, отдавая мне билеты.
     - Ассалому аляйкум, акяжон. Я постараюсь, обещаю. Спасибо за платье, мне очень понравилось, - сказала Гульнара.
     В её глазах я увидела испуг.
     - Носи на здоровье, сестра. Смотри, не опозорь там наше доброе имя. Хочу гордиться тобой, вдруг хорошим врачом станешь, - сказал Абдулла, подходя к Гульнаре.
     А она почему-то попятилась назад.
     - Что с тобой? Ты что, боишься меня? - удивился Абдулла.
     - Нет. Не боюсь, - быстро ответила Гульнара и посмотрела на меня.
     Я строго взглянув на неё, кивнула ей головой. Она обняла брата, он обнял её.
     - Вот и хорошо. Желаю тебе удачи, - целуя сестру в голову, сказал Абдулла.
     - Анна, посиди тут, мы с Абдуллой к нотариусу сходим. Здесь недалеко, мы быстро, - сказала я.
     К конторе нотариуса, мы с Абдуллой прошлись пешком, взяв доверенность, он уехал на работу, а я пошла к дому Даши. Ещё было совсем рано, Даша должна была быть дома. Так и оказалось, даже Мирза еще не ушёл на работу.
     - Халида? Хорошо, что ты пришла. А я вот готовлю Замире поесть. Она захотела тушённой капусты с картошкой. Ну что, когда уезжаешь? - спросила Даша.
     - Сегодня, улетаем с Гульнарой на самолёте, билеты на руках. Я зашла попрощаться, ещё к Мухаббат зайти надо. Ты после родильного дома зайди ко мне, я дам тебе ключи от квартиры. Ничего не успеваю. Замира и Салим могут переехать сразу же, как только её выпишут, - сказала я.
     - Хорошо бы было. Что его мама скажет, скандал наверное точно будет, - с грустью сказала Даша.
     - Пусть скандалит. Мне здоровье дочери дороже. Если Салим откажется, я сам свою дочь заберу из его дома. Уже год, как она молча страдает. У них жалости и совести нет, - раздражённо сказал Мирза.
     - Я тоже так думаю. Если Салим по-настоящему любит нашу дочь, он сам придёт к ней. Нужна будет семья - хорошо, а нет - и не надо. Не пропадём, вырастим внучку, - сказала Даша.
     Я поняла, что они вдвоём настроены решительно и просто устали наблюдать, как их единственная дочь несчастна в доме мужа.
     - Это ваше решение. А пока, моя квартира в полном вашем распоряжении, - сказала я.
     - Мы с Мирзой подумали... отдадим нашу квартиру молодым, пусть живут. Сами перейдём в твою. Нам много не надо. Главное, чтобы дочь была счастлива. - сказала Даша.
     - Ну да, правильно. Моя то однокомнатная, а ваша двух. И потом, Абдулла новый дом строит, когда мы с Гульнарой вернёмся, квартира сына тоже освободится. Так что живите. Если нужно будет, переоформим её на Вас, - сказала я.
     Даша вдруг обняла меня и заплакала.
     - Ты чего ревёшь, Дашка? - удивилась я.
     - Не хочу с тобой расставаться. Спасибо тебе, Халида, ты настоящий друг, - сказала Даша.
     - Перестань, мы следующим летом приедем, а через несколько лет и вовсе вернёмся. Я свой Ташкент не променяю ни на какой другой город, - ответила я.
     - Я приду к тебе, к Замире только схожу и оттуда к тебе, - сказала Даша.
     - Замиру от меня поцелуй и поздравьте с дочкой. Я так рада за неё! Ладно, дел много, я пойду. Мирза? Прошу Вас, будьте рядом с моим сыном, пишите мне, я очень волнуюсь за него, - сказала я, посмотрев на Мирзу.
     - Об этом могла бы и не просить. Абдулла мне как сын, он сын моего близкого друга Махсуда, конечно я буду рядом с ним, - ответил Мирза.
     Успокоившись и попрощавшись со своими близкими друзьями, я ушла. Поехала к Мухаббат, нужно было и с ними попрощаться. Батыра и Санджара дома не было. Дети Хурсандой сидели у арыка, опустив ножки в воду и барахтая ими, весело смеялись, когда брызги воды попадали им на лица и руки. Мухаббат стояла возле очага под навесом летней кухни, видимо, готовила, Хурсандой, кажется, была в доме.
     - Кеное? Ассалому аляйкум, проходите. А Гульнара не пришла? - спросила она, подходя ко мне.
     - Она собирается в дорогу, а я попрощаться пришла. У нас самолёт в три сорок, времени совсем нет. Мухаббат, у меня к Вам просьба... почаще наведывайтесь к Абдулле, мне спокойнее будет, - попросила я её.
     - Конечно, кеное, он же мой племянник, - ответила Мухаббат.
     - А ведь она так и не узнала, что Абдулла не сын Махсуда. Но так лучше, - подумала я.
     Из дома вышла Хурсандой и подошла к нам, мы сели на топчан.
     - Ну что, мне идти пора. Да, вчера вечером, Замира дочку родила, - сказала я.
     - Радость-то какая! Славно, пусть здоровенькой растёт, с матерью и отцом, хозяйкой своего молока будет. Пусть в дом принесёт только добро, - радостно говорила Мухаббат.
     Я поднялась и мы крепко обнялись, потом я обняла Хурсандой и её мокрых от воды детей.
     Выйдя за калитку, я пошла до остановки, здороваясь с соседями, сидевшими возле своих домов. Кто под орешиной, ветвистой и густой, кто просто стоял возле калитки. Доехав до дома, я поднялась в квартиру. Андрюша игрался с Гульнарой, Анна готовила обед.
     - Вернулись? Как там Замира, тётя Даша и дядя Мирза? - спросила Анна.
     - У них всё хорошо. Я и к Мухаббат зашла, со всеми попрощалась. Анна, вы тоже почаще их навещайте и ещё... Даша и Мирза будут жить здесь, а Замира с мужем переедут к ним. Мы так решили, - сказала я.
     - Как скажете, мамочка. Обед готов, Вам бы поесть перед дорогой, только немного. Иначе в самолёте тошнить будет, - сказала Анна.
     - Гульнара, дочка, иди к столу, потом уже поедем. Скоро и брат придёт проводить нас, - сказала я.
     Абдулла пришёл, когда мы встали из-за стола. От волнения перед полётом, есть не хотелось, но как сказала Анна, мы с дочерью немного поели. Потом, Абдулла собрался проводить нас в аэропорт. Простившись с Анной и внуком, мы взяли две сумки с вещами и вышли из дома. Дашу я не дождалась, попросила Анну, чтобы она это сделала и отдала Даше ключи от квартиры. А Анна дала мне ключи от своей квартиры в Ленинграде.
     - Это запасные ключи, пусть будут у Вас. Дети же не знают, что Вы сегодня в Ленинград прилетите, вдруг их дома нет. И вообще, у Вас должны быть свои ключи, мамочка, - обнимая меня на прощанье, сказала Анна.
     Так, выйдя из дома, мы доехали до аэропорта. В аэропорту я обняла сына.
     - Абдулла, сынок, вверяю тебя Аллаху, живите мирно, проведывай почаще тётю Мухаббат, к Мирзе и Даше заходи. Пиши мне обо всём, хорошо? - говорила я, а самой хотелось плакать.
     - Ни о чём не беспокойтесь, мамочка, всё будет хорошо, - ответил Абдулла, обняв меня напоследок.
     Я думала, что в самолёте и меня и дочь будет тошнить, но перелёт мы с ней перенесли хорошо. Выйдя из аэропорта, мы подошли к стоянке такси и немного постояв в очереди, доехали до дома Анны. Паши дома не оказалось, я сама открыла дверь ключом, которые дала мне Анна. Катя, видимо, услышала нас и вышла в прихожую.
     - Вы приехали! Здорово! Гулька, как же я по тебе соскучилась, - воскликнула Катя, обнимая Гульнару.
     - Я тоже по тебе соскучилась, Катя, - девочки обнимались, улыбаясь друг другу.
     - А меня обнять не хочешь, дочка? - спросила я.
     - Баба Халида, конечно. Я так рада. Правда мы с Вами недавно виделись, - засмеялась Катя.
     - Ну да, дней десять прошло, - ответила я, целуя Катю.
     - Ладно, проходите в комнату. Как хорошо, что ты приехала, Гулька, будешь помогать мне готовить, - продолжая смеяться, сказала Катя.
     - Только поэтому ты рада моему приезду? - делая вид, что обиделась, сказала Гульнара.
     - Да нет, конечно. Пошли на кухню, я как раз ужин готовлю, - ответила Катя.
     - А Паши нет? - оглядываясь по сторонам, спросила я.
     - Он к приятелю пошёл, скоро придёт, - ответила Катя.
     - А в Ленинграде прохладнее, чем в Ташкенте. У нас сейчас жара за сорок, - сказала Гульнара, ставя сумки на пол.
     - У нас наверное всего тринадцать, может пятнадцать градусов, - ответила Катя.
     Девочки прошли на кухню, оставив меня одну. Они весело болтали, а я присела на диван. Вскоре, пришёл и Паша.
     - Баба Халида? Вы приехали, как я рад! - искренне произнёс Паша.
     - Да, сынок, теперь мы будем жить вместе, - обнимая парня, ответила я.
     Потом мы сидели на большой кухне и ужинали. Катя пожарила картошку с яйцами. Я подумала, что завтра нужно будет купить продукты.
     - А медицинский институт далеко от Вашего дома? - спросила Гульнара.
     - Нашего, Гуля, нашего. Это и твой дом тоже, - поправил Паша.
     Я ласково посмотрела на него. Парень так возмужал, ростом стал выше, в плечах шире, светлые волосы были коротко подстрижены, так он привык ходить в военном училище.
     - Значит решила поступать в медицинский? Завтра вместе с тобой схожу, документы у тебя готовы? - спросил Паша.
     - Да, конечно. Я же уже собиралась их сдать в Ташкенте, а тут вон как обернулось, - ответила Гульнара.
     - И я с вами пойду, - вмешалась в разговор Катя.
     - Конечно, куда же без тебя. Вечно лезет... - недовольно пробурчал Паша.
     Я только заметила, как он смотрит на Гульнару. Этот взгляд вовсе не был похож на взгляд брата. А Гульнара смущённо опускала голову, когда он с ней заговаривал. Я насторожилась.