Спальник

Елена Шувалова
Спальник.

   Антагонистом Ивана в сказке является персонаж, выведенный по своей должности – Спальник. Спальник – человек обиженный, - поскольку его сместили с его прежней должности  - начальника конюших, - отдав эту должность Дураку. Кроме того, это человек завистливый, лживый и коварный, готовый на всё ради своей мести.

   Наследник А.А. Лациса в вопросе авторства «Конька-Горбунка» В.А. Козаровецкий отчего-то считает, что Спальник – это имя (а не должность), и что этим именем в сказке обозначен А.Х. Бенкендорф.* Обозначен как тот, кто поставлял ко Двору Николая Первого хорошеньких женщин. Но мы подобной информации о Бенкендорфе не обнаружили. И думаем, что на роль Спальника нашим Автором взят вовсе не Бенкендорф. Не Бенкендорф, но его ставленник – Фаддей Булгарин!
   
   Ведь Бенкендорф никогда не был "конюших начальником". (Здесь под конюшими надо разуметь литераторов). А Булгарин - был! Он норовил на первое место в современной ему литературе, - и даже - по тогдашнему "рейтингу", - был на нём. Правда, всё время мешал этот Пушкин! Вот он ему и "подставлял ножку"!..

   А после подавления декабристов  Булгарин составил докладную записку «О цензуре в России и книгопечатании вообще», в которой потребовал усилить надзор за печатью и передать цензуру периодических изданий особой канцелярии Министерства внутренних дел. Записка понравилась Николаю I, вследствие чего  Булгарин получил два назначения, – гласное – чиновник особых поручений при Министерстве просвещения, и тайное – агент III Отделения. А.Х. Бенкендорф поручал Булгарину следить за писателями и журналистами, донося обо всем, что ему удастся узнать. Булгарин написал множество доносов, и Бенкендорф был доволен своим помощником.

   В своей «Записке» Булгарин утверждал необходимость идейной подчинённости литераторов Правительству и лично Царю.

  В сказке Спальник докладывает Царю об одном скрываемом Пере. Конюший скрывает от Царя – Жаро-птицево Перо. Мы считаем, что это – Перо Славы Пушкина. Новый царь считал, что и слава его подданных должна принадлежать ему…

  О непримиримой вражде между Пушкиным и Булгариным, в общем-то, знает каждый школьник. Повторяем: именно Булгарин (а вовсе не Бенкендорф) оспаривал у Пушкина первое место на литературном Олимпе. Да, в общем, он и был – по степени популярности – на первом месте. А Булгаринско-Гречевская «Северная пчела» оказалась родоначальницей продажной «желтой» прессы в России. Выполняя заказ своих хозяев распространять официальные мнения как можно шире, Булгарин пытался найти такие средства и способы подачи газетного материала, которые обеспечили бы доступ газете во все слои населения.  Булгарин и его сотрудники старались предлагать легкое занимательное чтение, часто основанное на сенсации, вымысле и непроверенных фактах, в то же время советовали хранить преданность царю и церкви.

  И вот в этом и была суть противостояния Пушкина и Булгарина. По Пушкину, поэт – избранник Неба, его произведения – это Божественное откровение. По Булгарину, литература должна служить зачастую низменным интересам публики, и при этом направляться и контролироваться волею монарха.

   Именно отсюда, из заданного конфликта Булгарина-Спальника с Иваном-Пушкиным вытекает основная проблема сказки – кто должен быть Царём (духовным правителем) России – царь или поэт?..
 



*В.А. Козаровецкий. К вопросу о Пушкинском авторстве сказки «Конёк-Горбунок».  Семь искусств. – 2014. - №7.
http://7iskusstv.com/2014/Nomer7/Kozarovecky1.php

   Продолжение:http://www.proza.ru/2019/08/03/1392