Творчество писателя В. М. Шукшина

Сергей Сиротин
Творчество писателя Василия Макаровича Шукшина (1929-1974гг.)
Раннее осознание беды бездуховности.
(Лекции для…)

Василий Шукшин вошёл в литературу уже сложившимся человеком и профессионалом: он был известный актёр, уже попробовал себя в режиссуре, но ему всё равно чего-то не хватало – мысли о родной земле, живущих на ней людях переполняли его душу. Он писал: «Моё ли это – моя родина, где родился и вырос? Моё. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько…». Шукшин понял принципиальную особенность власти своего времени: она состояла в постоянном одуривании людей идеологией. На мой взгляд, этот процесс является основной чертой любой власти, только инструменты одурачивания разные, исходя из задач, стоящих перед оной… Сергей Залыгин, тогдашний главный редактор журнала «Новый мир» писал о гражданской и творческой позиции писателя В. Шукшина: «У него не было ни тени умиления или заискивания ни перед своими героями, ни перед самим собой, больше того он был суров по отношению и к ним, и к себе той суровостью, которая неизбежна, если писатель знает и понимает людей и не делает особого исключения для себя, если он хочет, страстно желает, чтобы не только им было лучше, но чтобы и они сами тоже были лучше.» Показателен в этом плане рассказ Шукшина «Билетик на второй сеанс», где автор простыми и понятными словами изливающих душу о заветном нескольких пьяненьких мужиков говорит о серьёзных проблемах выбора жизненной позиции и невозможности изменить сложившуюся судьбу, где каждый сам строит свою единственную и неповторимую жизнь, когда горечь неверных поступков остаётся с человеком на все оставшиеся годы – и уже ничего не изменить…
С этих, казалось бы, исконно вечных и понятных позиций писатель раньше многих других профессиональных мыслителей сумел почувствовать сдвиг в духовном мире простого деревенского жителя, носителя массового сознания. Его произведения зафиксировали новое в развитии народного характера. Шукшину удалось уловить и показать в своих рассказах те особые процессы, происходящие в общественной психологии населения, которые ещё только зарождались в глубинах народного сознания и реальной жизни, чего так и не смогли объяснить многочисленные общественно-политические институты – он заговорил об опасности всеобщего безверия, что хорошо иллюстрирует рассказ «Верую».
Где по сути показывал, что надо как-то искать выход из трясины бездуховности, одолевающей все слои советского общества…
Начинал Василий Шукшин свою литературную эпопею с горделивого любования сильным и самобытным человеком из народа, умеющим лихо работать, искренне и простодушно чувствовать, но всегда следовать здравому смыслу, сминая барьеры наносной и плоской обывательской логики. В таком подходе писатель во многом напоминает А.П. Чехова, делавшего своими рассказами подобное в другой социальной обстановке почти за век до советского писателя В.М. Шукшина.
В 1971-1973 годах Шукшин опубликовал подборки рассказов, из которых был составлен сборник «Характеры», пишет сценарий фильма «Печки-лавочки» и киноповесть «Калина красная». Основной темой всех его произведений стал дефицит нормального человеческого чувства. Персонажей его произведений не удовлетворяет бедная, огосударствленная целеустремлённость, ограниченность жизненных устремлений, направленных лишь на сохранение и удовлетворение первейших физических потребностей. Писатель увидел драматическое напряжение в коллизии разрыва между состоянием предлагаемых человеку возможностей самореализации и плохо осознанными духовно-нравственными устремлениями личности. Герои рассказов Шукшина – натуры сильные, нравственно чуткие, но не развитые духовно, поэтому они пребывают в жестоком внутреннем разладе от двойственной жизни, при расхождении слов и дел, лозунгов и реальностей социума. Для читателей часто поступки Шукшинских героев кажутся странными, нелогичными, а порой и анекдотичными, как бы скатывающимися в чудачества. Это рассказы «Чудик», «Генерал Малофейкин» и многие другие, где писатель действие постепенно переводит в драму несостоявшейся жизни, человека не в своей тарелке. Чудики Василия Шукшина – это люди, выломившиеся из адекватной им реальности и возжаждавшие чего-то идеального, но не знающие, где и как подобное искать, куда девать и направить свои душевные и физические силы. Автор рассказов далёк от идиллического восприятия окружающей действительности и в самой народной жизни, больше того он с беспощадным сарказмом осмеивает пейзанские представления о жизни простого сельского человека в массовой советской литературе. Ведь не случайно хор уголовников, исполняющий песню «Вечерний звон» в «Калине красной» выстроен на фоне голубого неба с белыми облаками и раскинувших ветви кудрявых берёзок – всё это как бы олицетворяет сельскую идиллию в представлении охранительного сознания…
Особым сплавом мудрости и мужества у писателя обладают матери непутёвых запутавшихся героев. Мать в его рассказах – это самый высокий образ-символ, олицетворяющий человечность в рушащемся мире нормальных представлений об истинном. Образ матери, её судьба, её слово, её горе и слёзы образуют этический стержень повествования в произведениях Шукшина, где законы жизни и смерти проверяются и побеждаются нравственным чувством матери. Здесь нравственно-этический идеал писателя очень близок подобному пониманию идеала в «Реквиеме» Анны Ахматовой.
Василий Шукшин первый заговорил в советской литературе о созревшей тоске простого деревенского жителя по нормальной, свободной от надуманных условностей человеческой жизни, путей к которой сам этот человек не видит в тумане начинающейся общественной деградации 70-х годов. Он предсказывал, что ситуация внутреннего душевного разлада человека самого с собой взрывоопасна. Если индивид не может реализовать свой потенциал, то он поддаётся настроению разрушения, начиная с себя, заканчивая списком претензий к современному ему обществу, когда его чудачества могут перерастать в трагедию духовного опустошения и одичания. А подобное писатель считал самым непоправимым дефектом человека, с чем боролся всем своим творчеством и жизнью.
Перу В.М. Шукшина принадлежит несколько произведений в жанре романа – это «Я пришёл дать вам волю» о Степане Разине, незаконченное произведение «Любавины», книга о Сибири в начале ХХ века, написал сатирическую сказку «До третьих петухов». Все произведения писателя были направлены на осознание реального, но оказались ещё более аутентичны для понимания происходящего в будущем, через 50 лет после его раннего ухода из жизни…

С.М. Серотян. Напечатано 01.08.2019