Выговор за выговором

Роза Салах
   Шагаю  вдоль  террасы,  вижу:  Римма, прижавшись  к дереву  у калитки,  плачет  навзрыд. 
-  Кто тебя  обидел,  кто? 
-  Генка  Бастраков.  Он  обозвал  меня,  потом ударил  по лицу.  Щека  красная  от  удара. 
 - Не  плачь,  сестричка!  Сейчас  я его  найду.  Где же он,  этот  Бастраков,  гуляет?  Где?  Стою  у колодца.  Идут  трое :  Миша  Лежнин, Толик Егошин  и  Гена  Бастраков. 
 - За  что,  Гена,  ударил  Римму?  За  что? 
 -  За то. Чего  тебе надо?  -  усмехнулся  Гена. -  Ты  тоже сейчас  получишь! 
  Размахнулся  Гена -  я сумела  его опередить,  ударила  ногой  в  живот –  он   упал.  Миша  и Толик  хохочут:
 -  Вот  это  да,  Роза!   Вот  это  да! 
 Гена,  полежав  минуту  на  земле,  достал  из  кармана  перочинный  нож,  направил  его  на  меня.   Я  снова  его  в  живот.  Ежедневные  тренировки,  занятия  акробатикой  за  школой  с  Лидой  Глушковой   мне  здесь  помогли.  Гена  вновь  на земле.  Что  бы  было,  если  бы  не  тётя  Ксения,  беспокойная,  понимающая  детскую  душу,  выручающая  в  беде уборщица?  Она  отвела  меня и Римму  к  воспитательнице  Марии  Степановне. 
  За  эту  драку  я  на  детском  совете  получила  второй   выговор  за  время  пребывания  в Вятском  детском  доме.    
   Выговор  за  выговором.   Не  ладится,  грустно,  скверно  на  душе. «Без  слёз!  Ни за  что  не  буду  реветь!  Не  сдамся!»  -  решила  я. 
  Вышла  за  калитку  детского  дома,  а  там,  у  забора  сидит  Галя  Макина.  Вот-вот  она   заплачет.  Присела  к  ней. 
-  Галь,  а  Галь,  что  плачешь?  Кто  тебя  обидел?  У тебя  есть  брат  Юра,  он  всегда  за  тебя  заступится. 
  Она  сильнее плакать.  В  перерывах  не  совсем  зареванные  слова. 
 - Харитон  у  магазина…отнял  три  рубля.  Я…воротничок  продала,  а  он   у меня  забрал…Я  хочу  к   бабушке.  Она  живёт  в  Ронге.  Ты  со  мной  к  моей  бабушке  пойдёшь?  Пошли,  а? – чуть  успокоившись,  просит меня  Галя. 
-  Ладно,  Галя,  я  с  тобой  пойду,  но потом  вернусь.  До Ронги  восемь  километров,  недалеко.  Успею  вернуться  к  ужину.
-  Успеешь,  Чуть  побуду  с  бабушкой  и  я  с тобой  вернусь  в детдом. 
   Сентябрьское  солнце  уже  высоко.  Воскресенье.  По-осеннему  тепло.  Листья  начали  желтеть.  Иногда на небе появляются   холодные  тучи,  закрывают  солнце,  земля  остывает  потихонечку.
  По  ронгинской  дороге   босыми  ногами  шлёпаем  трое:  к нам  присоединилась  подружка  Гали  Саша  из младшей  группы.  Прошли  страшный овраг,  где,  по рассказам  Яшки-конюха,  у  речушки,  играют  черти,  русалки.  Песни  поют,   воруют  детей. 
  До  Ронги  рукой  подать.  Сели  отдохнуть  у  зелёного  кустика,  а вокруг  подорожники  растут.
 - По – дорожник, - произношу я,  впервые  задумалась  над  значением   слова  и  впервые  вглядываюсь  в  знакомое  растение.  Сорвала  листочек -  почувствовала  такой  запах, словно  это  растение  опрыскано  духами.  Понюхала – красота!  А   на макушке – сиреневатый  пушок.
 Галя  натёрла  ногу – я  к  ранке  приложила  лист  подорожника.
 - Сейчас  тебе  будет  хорошо, -  успокаивая  подружку,  лепечет  успевшая  устать  Саша.
 -  Во-от  дом моей  бабушки.  Совсем близко, - говорит  Галя. 
  Рассказы  Гали о бабушке  навеяли во мне   грустные  воспоминания  о деревне,  маме,  бабушке.  Отец,  уходя  на войну,  своей  матери  наказал  присматривать  за мной и Риммой.  Бабушка  была своя, без  которой  невозможно  представить себя.  Она  казалась  вечной.  Из леса на себе таскала дрова,  собирала иван-чай,  малину,  на  капустном или свекольном  листе  сушила  на  зиму  малину.  Вспомнила  аромат  зимнего  малинового чая.  И мне  захотелось к бабушке,  домой.  Но моей бабушки нет:  умерла  на три  месяца  раньше  матери. 
  Сидим  на  пушистой,  мягкой,  ещё   зелёной,  кое- где начинающей желтеть  траве  во  дворе  старенького  домика  Галиной  бабушки.  Высокие ворота,  забор  из  тесовых  досок  нас  укрыли   от  людей.   «Вернуться  в  детский  дом  я  не успею, - подумала  я.  -  Что  же  делать?  Время  идёт.  На ужин  опоздаю.  Может,   добегу,  успею  к  отбою».
  Пришла  Галина  бабушка,  разглядывает  нас.  В её доме всё  скромно:  вдоль  стены  деревянная  скамейка,  посреди  стол,  кровать  за  печкой.   
  Вдруг  стук  в дверь.  Входит  мужчина в тёмно-синем  костюме.  О  чём-то  поговорив  с бабушкой,  незнакомец  ушёл. 
  Так  есть хотелось.  Галя  ходит  по дому,  жуёт  то хлеб,  то картошку,  а  нам -  ничего.  У порога  дома  снова   появился тот же мужчина,  который,   уходя,  сильно  хлопнул  дверью.  Теперь  с ним вместе  заходит  дядя  милиционер.  Мы  по-прежнему тихо,   спокойно сидим на скамейке.  Но дяденька  в гражданской одежде и милиционер, не замечая  нас, сидящих тихо  и мирно на скамейке у окна,   прошли   вперёд,  к бабушке.  Поговорили  с ней,  снова направились  к выходу.  Теперь  мы  насторожились.   Милиционер остановился  и  повернулся   лицом  к  нам,  подошёл  ближе,  спросил: 
 -  Чьи же такие сидите?  Откуда?  Босиком,  одинаковые платья.  Пальтишки. 
 -  Я  с  Галей  пришла,  - отвечает  Саша. 
 -  А я пойду  в  Вятское.  Побегу.  Может,  успею  к отбою.
 -  Не  успеешь,  девочка,  не успеешь.  Все  трое  пойдёмте  со  мной.  И  Галя пойдёт  вместе  с вами.  У  бабушки,  видите,  негде  спать  и  кормить  вас  нечем, -  обратился  к  нам  милиционер.
  Бабушка  и  Галя  плачут.   
 -  Галю  оставьте  со  мной,  Галю оставьте! Я сама завтра  с  утра  её  отведу  в  детдом, - упрашивает  бабушка. 
- Завтра   рано  утром  за  ними приедет  воспитательница…
  Уже  вечер.  Темнеет.   Гонят стадо.  Мычат  коровы,   важно  шагают  по улице  Ронги, возвращаются  домой  с пастбища.  Совсем  как  в моей  деревне  Шлань.  Мы вместе с  коровами  уныло  бредём  по деревянному  тротуару,  улицам  Ронги,   районного центра.
  Дом  с  надписью  «Милиция».  Саша заныла:
  - Нас в милицию.  В тюрьму  теперь  посадят. 
  - Попала  я  снова  в  историю.  Влипла! -  ругаю  себя. 
  Комната,  куда  нас  поселили,  вовсе  не  страшная.  Нет  решёток  на  окнах. Пол чистый,  покрашенный.  Дядя милиционер  принёс  нам  чистый  матрас  и булку  хлеба.  Наломал  на равные  куски  и раздал   нам.
 - Ешьте.  Больше у меня для  вас  ничего нет.  Воды  ещё  наберу,  пить  вам  принесу. Кружку   найду.   
  Чайник с  колодезной  холодной  водой  поставил на  пол  по  соседству с  матрасом.
  Принёс  патефон,  включил  музыку.  Мы  развеселились.   « Дядя  милиционер  хороший. « - решили  мы. 
   Рано утром  заходит  к  нам Зоя  Фёдоровна.  Мило  улыбается, с нами  здоровается  и говорит:
 -  Где мои беглецы?  Ах,  вот они  где! 
  Зоя Фёдоровна,  воспитательница  самых  маленьких  детей, дошколят,  прибыла  за  нами,  шла  до Ронги  пешком. 
 - Прощайте,  девчонки!  Больше  сюда  к  нам не попадайтесь! -  говорит  и  хохочет  наш молодой  милиционер. -  Забирайте  своих  девчонок,   Зоя   Фёдоровна. 
 -  До  свидания! До свидания!  Приезжайте  к нам в  детдом! -  прощаемся  с  милиционерами,  провожающими  нас  у  своего  крыльца.   
  Идём  по утренней росе,  по тропке, ведущей  к  главной  ронгинской  дороге,   окружённой  с  обеих сторон  молодыми  берёзками  и  рябинами .  Постепенно  рассветает,  а  рассвет – хорошее  время  сна.   А сон  у нас  пропал.   Природа  просыпается.  Розовеют  вершины  берёз  и  рябин,   освещённые  первыми  лучами  солнца.  В кустах  зачирикали  воробьи.   Зоя Фёдоровна  всю дорогу  с нами  шутит,  разговаривает,  ни  слова   о побеге  из детского  дома.  Шагаем  не спеша,  медленно.  Один  раз  даже  отдохнули,  сели  под  деревом на  брёвнышко,  а  Зоя  Фёдоровна   стали  читать  наизусть  короткие  стихи  о  птицах  и зверятах.   Всю  дорогу  наша воспитательница вела  маленькую  Сашу  за  руку.  Мы  не  заметили,  как  дошагали  до  Вятского.   Детдом  пуст.  Все в школе.   Мы  опоздали  на первый  урок.  Тётя  Даша  нас,  беглецов,  встретила ласково:
 -  Проголодались,  поди,  мои  блудные  детки,  проголодались,  в  чужих  краях  побывали  и  не  завтракали,  а  вчера  и  не  поужинали.  Сейчас  покормлю,  самое   вкусненькое  вам  дам.  Сашенька,  ты-то  как  выдержала  дорогу?  Устала,  небось?  Зоя  Фёдоровна,  Сашу  в школу  не отправляйте,  пусть  после  дороги  отдохнёт.  Третий класс,  невелика  беда.  Она  у нас умница,  догонит  других.  Дома  почитает  книжки,  - прижав  девочку  к своей груди,  ласкает Сашу тётя  Даша-повар.
  Выговора   за   побег  из  детдома  мы  не получили.  Быстро  позавтракали  и  отправились  в  школу,   на  второй  урок. 
  Второй  урок – литература.  Учусь  в  шестом  классе. «Десятилетнюю  песню" Владимира  Маяковского  я  учила  наизусть,  но повторить  не  успела,  да  и  книги  с  собой  не  было.  Одна  Лида  Глушкова  знала  наизусть  и  рассказала  на  пять.  На  следующий  день  Зоя Гребнева  решила  отомстить  учительнице.  Звонок  на  урок  русского  языка.  Елизавета  Ивановна  запаздывает.  Зоя  достала  домру. 
 - Приготовиться!  -  скомандовала  Зоя.  – Запевай!  «По  долинам и  по  взгорьям…». Мы,  детдомовцы,  эту  партизанскую  песню  поём  громко,  дружно  так,  что  она  дошла  до  учительской,  кабинета  директора.  Елизавета  Ивановна  молча  постояла  у двери,  повернулась,  закрыла  дверь  за  собой.  Лобов  Геннадий  Иванович   не  заставил  себя долго  ждать.
 - Что у вас  здесь  творится? -  спрашивает  новый  директор  школы,  строгий  учитель  истории.  -   Кто  в школу  принёс  музыкальный  инструмент?
  - Мы! -  дружно  встали  и  хором  ответили  все  восьмеро. – Это домра.
  - Встаньте! Кому  говорят?  -  кричит директор.
  - Мы  стоим. Куда  ещё  встать?  - спрашиваю я.
  - Роза,  вон  из класса!
   -Хорошо.  Я  ухожу.  До  свидания! 
   -Сообщу  директору  вашего детдома  Марии  Александровне!  -  вслед  кричит  Геннадий  Иванович. 
     Все  восьмеро  получили  по  выговору. 

                Глава  9.   Повесть  «По  утренней  росе»