Рогир ван дер Вейден. Мадонна Дуран

Алина Алексеева-Маркезин
   Рогир ван дер Вейден .Мадонна Дуран. ок. 1435-38. 100 см ; 52 см. Масло на дубе. Музей Прадо , Мадрид.
            
          Мадонна Дуран (также известная как Мадонна в красном или Мадонна с Младенцем в нише  или Мадонна на троне ) - это картина маслом на дубе,выполненная где-то между 1435 и 1438 годами голландским художником Рогиером ван дер Вейденом

       Мария изображена в длинном красном халате с капюшоном и белом головном уборе, а младенец Иисус в белой рубашке сидит на коленях. Он с любопытством перелистывает листки книги, лежащей на коленях у матери. Книга расположена в самом центре панели, символизируя центральное значение божественного Слова в христианской вере.

    Христос выглядит намного старше, чем в большинстве современных картин такого рода. Он далеко не младенец.В то время как правая рука Христа держит несколько пергаментов, сжатых вместе, и он не обращает на них внимания, его более осторожная левая рука собирается открыть нижний левый угол открытой страницы.
      
   Один из искусствоведов  предполагает, что младенец Христос возвращается к Бытию, описывающему Падение Человека,ссылаясь на три другие работы, в которых ван дер Вейден точно так же формулирует тему искупления , в том числе панель « Постоянная Мадонна» в Художественно-историческом музее, где Мадонна по бокам окружена фигурами Адама и Евы.
 
     Согласно искусствоведов Прадо, сама книга представляет собой намек на «Священное Писание, которое говорит об  искупительной миссии Христа». Ангел в темно-сером платье парит над головой Марии, держа корону,украшенную жемчугом,предназначенную для Царицы Небесной

     Длинное одеяние Марии занимает всё пространство,окутывая её , и покрывая трон, падает на постамент у ее ног. Они обрамлены скульптурной нишей или апсидой с готическим узором, подобным тому, который был найден в « Снятии с креста» ван дер Вейдена.  Изогнутые арки ниши повторяют линии фигуры Марии Эти изогнутые линии и теплые цвета придают работе ощущение внутренней гармонии.
    
        Ван дер Вейден часто изображал живые и объемные фигуры, расположенные в неглубоких скульптурных арках, в которых они казались более крупными.

        Мария и ребенок поддерживаются скульптурным выступом , трехмерность которого создает дезориентирующее впечатление, что фигуры являются частью рельефа в гораздо большем произведении искусства.
     Это дает работе головокружительную и особенную перспективу; свое уникальное чувство пространства и размещения.

   Многочисленные копии  Богоматери Дуран говорят о том, что ею восхищались по всей Европе, особенно во Франции и Испании. Относительно немногие из этих версий были скопированы непосредственно из оригинала; большая часть была  взята из предварительных чертежей или записей.


 Картина была приобретена Педро Фернандес-Дураном в 1899 году во Дворце Боадилья  Мадрид. Он пожертвовал эту работу Музею д Прадо в 1930 году.