Морской охотник по прозвищу Везучий, глава 6-я

Владимир Мишурский
НАЧАЛО БОЕВОГО ПУТИ.

В первой половине октября стало совершенно очевидно, что Одессу придется оставить.

«Морской охотник» с установленными двигателями с помощью мощного плавкрана сняли с причала и бережно опустили на водную гладь.  Кораблик получил название "СКА 0101", прошел испытания на мерной линии, и был почти готов к боевой работе.

Однако была одна причина, мешавшая стать кораблю полноценной боевой единицей, а именно – неполный комплект экипажа. Карпенко не хотел брать кого попало.

На основных должностях были надежные проверенные люди: в машинном отделении командовал Топилин, артиллерийским начальником без всяких обсуждений был назначен Казарин. А вот с палубной командой был сплошной некомплект. Хоть Шнейдер и влился в славный экипаж, но один он не мог решить все проблемы. Боцмана и матросов не было. Отсутствовали радист и акустик

Короче, корабль мог свободно передвигаться по воде, но выполнять полноценную боевую работу, для которой он, собственно говоря, и строился – не мог! Это обстоятельство чрезвычайно угнетало Карпенко.

Пришлось опять идти в военкомат к самому полковнику. Он распорядился выделить двух матросов, двух мотористов и радиста. Больше в запасе ничего не имелось.

- Прости, лейтенант. И так отдаем тебе самое последнее. Хлопцы только вчера из госпиталя. Сам видишь, какая обстановка, большие потери на фронте. Пришел бы завтра – и этих бы не было. Ищи среди заводчан. Я тебе дам бумагу, в которой наделю тебя необходимыми полномочиями.

Бумагу военком дал, но она не могла заменить нужных людей. Через день «охотник» выходил за портовый мол на брандвахту следить, чтоб к акватории порта не подобрались вражеские катера или подлодки. Хотя, в связи с отсутствием гидроакустика, выявить субмарину в подводном положении не было и никакой возможности.

Хорошо хоть лейтенанту, к уже имеющимся лоциям, удалось раздобыть в БРНК* комплект навигационных карт, иначе выход в море дальше, чем на 10 миль от порта был бы совсем невозможен.

*БРНК- береговая радионавигационная камера.

Между тем время шло, и канонада приближающегося фронта была все слышней.

В один из дней командира «мошки» вызвали в штаб и поставили задачу:

В порту стоит буксир с баржей. Баржа предназначена для эвакуации людей и имущества, но буксир неисправен. До окончания ремонта "СКА 0101" должен взять сцепку под охрану и ждать дальнейших распоряжений.

Когда возле указанного причала отыскали нужные плавсредства, то картина, представшая перед неполным экипажем «охотника», была унылая. Баржа никоим образом не была оборудована для перевозки людей, а ремонт буксира не велся вовсе.

В штабе сказали, что ремонтники будут завтра. И еще Карпенко было приказано забрать группу морпехов из района Григорьевки.

… За морпехами ушли вечером, а когда вернулись, то порт оказался совершенно пуст, потому что эвакуация произошла за одну ночь. Но на неисправном буксире, возле дизеля «возились» два моториста-ремонтника. Видимо их забыли предупредить.

На территории порта было много брошенной техники и всякого воинского имущества. Карпенко послал Казарина и еще одного матроса в разведку. Они принесли печальную весть – наши войска оставили Одессу! Что делать дальше лейтенант не знал. Последнее приказание было охранять буксир с баржей.

Морские пехотинцы разместились на причале и выставили посты на подходах. Понемногу стали подтягиваться другие бойцы, отставшие от своих частей, и просто люди, которые не успели эвакуироваться.

- Я вот что думаю, Петро, - сказал Михаил своему приятелю и подчиненному, глядя на берег: - долго мы тут не продержимся. Надо уходить.
- Понятное дело. Только с некомплектом личного состава далеко не уйдешь, да и буксир с баржей бросать жалко. - со вздохом ответил главстаршина.
- Буксир попытаемся отремонтировать, а недостающих членов команды надо набрать из морпехов, они же все с кораблей. Морское дело должны знать.
- Буксиром я занимаюсь, но, думаю, что ремонт может затянуться. – сказал Топилин.
- Это плохо.
- Понятное дело… Мне, лейтенант, честно сказать некогда народ искать. Там на буксире без меня дела не будет, мотористы зашиваются…
- Ладно, я сам займусь этим вопросом, а ты давай – поднажми там. Сам понимаешь – уходить надо было еще ночью, а теперь каждый час дорог.

Механик ушел, а Казарин вызвал к себе Шнейдера:
- Ты я вижу, Вильямин, парень толковый. - обратился он к краснофлотцу: - Нужно нам среди прибывающих подыскать еще матросов, мотористов и всяких других корабельных специалистов. Понял задачу?
- Понял, товарищ старший лейтенант.
- Нужно все провернуть оперативно. Походишь, поспрашиваешь и доложишь мне. А там уж я сам с ними буду говорить… Хорошо бы еще штурманца где-то найти.
- А вы, товарищ лейтенант, разве не штурман?
- Да я в этом деле слабоват. Я же на «Коминтерне» в минерах ходил. Штурманские кратковременные курсы окончил и все. Вдоль берега еще могу ходить. Но тут надо идти в Севастополь. А это, брат, совсем другая петрушка. В открытом море семафоров и указателей нету. Тут по солнышку ориентироваться надо. Таблицы навигационные уметь читать.
- Так мы же в БРНК вроде получали какие-то таблицы.
- Получали, но я в них, если честно, не очень силен.
- Понятно… Разрешите выполнять ваше приказание – искать подходящие кандидатуры?
- Выполняй.

Шнейдер исчез на причале, А Карпенко стал обдумывать свои дальнейшие действия. Картина складывалась невеселая.

Через полчаса Вильямин появился на корабле.

- Есть штурман! - довольным голосом доложил он старлею:
- Среди морпехов нашелся один, говорит с штурманским делом знаком и все такое.
- Давай его скорее сюда. - обрадовался Михаил.

 Минут через десять краснофлотец привел морского пехотинца из тех, что забрали под Григорьевкой нынче ночью. Из-под бескозырки последнего белелся бинт.

- Старшина первой статьи Крымов. - доложился тот.
- Как величать?
- Львом кличут.
- Ишь ты – Лев значит?.. Мне матрос сказал, что ты со штурманским делом знаком? Это так.
- Знаком.
- А параллельную линейку от простой отличить сможешь?
- Я даже знаю, что такое секстан. - ответил его собеседник и с хитрым прищуром посмотрел на Карпенко.
- Молодца! Тогда еще один вопрос на засыпку – какой самый точный метод определения места судна?
- Самый точный метод определения места судна, товарищ лейтенант, это метод опроса местного населения…
- Да ты я вижу парень не промах! А если серьезно?
- А если серьезно, то по трем пеленгам.
- Вот это да – настоящий штурман! Вот спасибо тебе, Шнейдер. Теперь не страшно и до Севастополя чапать! - и, обращаясь к морпеху, добавил: - Ты где учился?
- Морской техникум. Здесь в Одессе.
- Отлично. Берем тебя в экипаж… Давай пошаруди среди своих. Мне матросы нужны. Найдешь?
- Найду. - согласился Крымов.
- Еще хотел тебя спросить, - Карпенко внимательно посмотрел на собеседника: - ты ранен?
- Есть немного… Вчера днем снаряд попал в наш окоп. Ребята все погибли, а меня слегка контузило, и немного царапнуло по голове…
- Да. Ты везучий парень. - констатировал старлей: - Тебе медпомощь не нужна?
- А что у вас на борту есть медсестричка? - улыбнулся Лев.
- Нет. Я так спросил, на всякий случай. Ну, что иди в поиск. Только постарайся подбирать таких же везучих.
- У нас в отряде все везучие, раз живы до сих пор. - пошутил морпех, и улыбка сползла с его лица.
- Ну, ты это, давай того – нос не вешай, штурманец. Раз к нам попал – не пропадешь! - подбодрил его Карпенко.

Для обороны подступов к причалу, где стоял буксир с баржей и морской охотник, из всех солдат и морских пехотинцев сформировали сводный отряд. Командиром пришлось стать капитану-танкисту. Он вышел к порту с двумя членами экипажа. Их танк подбили на окраине. При этом стрелок-радист был убит, а механик-водитель сильно контужен.

Со стороны города причал был прикрыт большим массивным пакгаузом. Слева и справа от здания защитники построили баррикады из мешков с песком, бочек и всякого подручного материала. Получилась довольно серьезная линия обороны, на которой защитники намеревались продержаться до ночи, надеясь, что за это время удастся починить буксир.

Левый край своими пушками и пулеметами прикрывал морской охотник. Правый край оставался неприкрытым. Однако разведка, посланная в порт, донесла, что недалеко стоит брошенный пушечный броневик БА-10. На нем не работал двигатель и отсутствовал прицел и замок орудия.

Немного посовещавшись, капитан с лейтенантом дали команду притолкать броневик к правому краю обороны. Орудийный замок, прицел и 45-мм снаряды к орудию, сняли с кормовой пушки на «мошке».

Теперь можно было держаться довольно долго. Все имеющиеся силы, а главное специалисты, которых удалось отыскать среди красноармейцев, моряков и гражданских, были сосредоточены по следующим направлениям: Топилин возглавил ремонт двигателя буксира, старшина из «прибившейся» саперной роты и его бойцы, «в поте лица» сооружали в трюме баржи нары и приспособления для транспортировки людей.

Часов в девять появился «старый» знакомый водитель Василий вместе с полуторкой. Он ночевал у своей зазнобы на окраине и тоже не знал об эвакуации. Помня о его хозяйственной натуре и смекалке, Карпенко посадил на машину еще нескольких морпехов, и послал их искать по порту съестные припасы и все, что могло пригодиться при переходе до Севастополя.

Расчет оказался правильный – машина прибыла загруженная ящиками до самого верху. Причем далеко ехать не пришлось – в порту оказалось несколько складов, из которых не успели вывезти продовольствие. Сейчас одесситы активно растаскивали все это добро по домам.

Карпенко, пользуясь затишьем, и понимая, что еды никогда лишней не бывает, послал хозяйственного Василия на вторую ходку. При этом в голову старлея пришла еще одна мысль:

- Василий, где твоя маскировочная сеть, которую ты захватил по пути к аэродрому?
- Тут, за кабиной. А что?
- Вытаскивай – корабль и буксир надо замаскировать. Конечно, одной сетки не хватит. Вот если бы ты заскочил туда, где ты раздобыл сеть в прошлый раз.
- Оно бы хорошо, да боюсь, что там уже румыны.
- А ты попробуй.
- Лады, смотаюсь.

Группа по снабжению уехала, а Карпенко приказал снова разыскать капитана-танкиста.

Тот вскоре явился:

- За чем хорошим на этот раз позвал, лейтенант?
- Можно просто Михаил.
- Алексей. - протянул руку танкист.
- Давай, Леха, поговорим запросто, без субординации.
- Давай.
- Нам надо продержаться максимум до утра. Я думаю, к этому времени мой механик должен управиться с буксиром. Нам удалось установить связь со штабом. Я получил по радио приказ: «Уводить буксир с баржей. Если ремонт будет невозможен – затопить плавсредства и уходить в Севастополь».
- Приказ, понятное дело надо выполнять. - заявил капитан: - А что ты хотел услышать от меня? Не собираюсь ли я сдаваться в плен?.. Скажу сразу – нет. Буду драться до конца. Хотел бы сдаться, не стал бы тащиться сюда.
- Другого, я от тебя и не ждал. - ответил Карпенко: - А коли так, то надо нам помозговать, как продержаться с наименьшими потерями… Что бы ты стал делать в такой ситуации на месте противника.
- Давай рассуждать. - ответил капитан и закурил: - Они не знают сколько нас тут и какие у нас средства. Так?
- Так.
- Значит сначала полезут малыми силами – разведка боем… Получат по зубам. Пошлют что-нибудь посерьезнее. Если будут румыны, то сильно опасаться нечего, а если немцы...
- Да, с немцами будет тяжелее. Те пошлют броневик или танк, и минометы.
- Минометы они сволочи любят.
- Это факт… Значит будем строить оборону исходя из такого развития событий… Я буду со своей сорокапяткой и ДШК прикрывать левый фланг, а ты с броневиком правый… Рация на нем работает?
- Работает… Драпальщики прицел и замок от пушки сняли, а про рацию забыли, черти. - беззлобно ругнулся танкист.
- Хорошо, будем поддерживать между собой радиосвязь. Ну, давай брат Алексей, удачи тебе.
- Будь жив, лейтенант.

Они пожали друг другу руки, и, пообещав поддерживать радиосвязь, расстались.

Вдруг тишину нарушили далекие винтовочные выстрелы. Затем послышался «рокот» пулемета. Стрельба была недолгой и вскоре стихла.

«Не по нашим ли снабженцам палили», - только и подумал Карпенко, как из-за пакгауза появилась полуторка. Ее кузов был в нескольких местах посечен пулями, одно из задних колес пробито.

Из кабины выскочил возбужденный Василий:
- Слышали, как по нам молотили? Еле проскочили… Румынская разведка… Паскуды занимают город. Еще по нескольким улицам пробраться можно, но через час они будут здесь.
- Молодцы, что проскочили. Все твои живы?
- Все живы, но есть раненые… Двое. Один, правда, легко.

Из кузова санитары уже снимали пострадавших.

- Раненые это плохо, но могло быть хуже. - сказал моряк: - Удалось что-нибудь раздобыть?
- А то? Чтоб я и приехал пустой? - улыбнулся водитель и закурил: - Две маскировочные сетки еще привез, а еще несколько бочек бензина, но самое главное снаряды для ваших сорокапяток.
- Вот это настоящий подарок! Молодец, товарищ боец. От имени командования объявляю тебе благодарность.
- Служу трудовому народу. - бросив окурок и вмиг посерьёзнев ответил шофер.
- А это еще кого ты привез с собой? - удивился лейтенант, когда увидел, что парень очень похожий на Арика, помогает слезть с кузова полуторки какой-то девушке.
- А, это? Совсем запамятовал. Это же наш давешний парнишка – Арик и сеструха его. - сказал Василий. - Уже возле самого порта подобрал. Шли к нам сюда. Попросились. Не мог их оставить… Они-то еврейской национальности. Говорят, немцы евреев того – не шибко жалуют…
- Ну и правильно, что не бросил. Еще раз молодец…

Карпенко подошел к машине.

- Здравствуй, Арик. Это твоя сестра? - спросил Михаил с удивлением разглядывая русоволосую девушку совсем не похожую на своего брата.
- Здравия желаю. - ответил парень на военный манер, желая выглядеть более солидно, чем на самом деле. - Нам с сестрой нельзя оставаться в Одессе. Родители эвакуировались раньше, а мы не успели… Я работал на заводе, а сестра не хотела меня оставлять одного. Да и ей курсы медсестер обещали. Вот и дотянули до последнего…
- А мы с вами уже виделись, товарищ лейтенант… В военкомате… Не помните меня? - вмешалась в разговор девушка, оттеснив плечиком брата.
- Как же, как же. Конечно, помню. Три бойкие подруги… Вы тогда так быстро ушли, что мы и познакомиться не успели.
- Нина. - протянула узкую ладонь девушка.
- Лейтенант Карпенко. Для вас –  Михаил. - ответил тот и отчего-то смутился, сам не понимая почему.
- Очень приятно. - ответила она. - Возьмете нас с братом в Севастополь?
- Обязательно… А вы действительно родственники? Что-то вы с Ариком не очень похожи.
- Мы сводные. По отцу. - не давая брату открыть рот, частила девушка. - Могу документы показать.

Было заметно, что молодой моряк-лейтенант ей нравится, и она хочет произвести на него впечатление. Арик же молчал и оглядывался по сторонам.

- Понятно… Не надо формальностей. Арика я хорошо знаю, и не доверять его словам у меня нет никаких причин… Вот – Василий поможет вам разместиться на барже, а я вас после разыщу.

Водитель закивал в знак согласия, и взяв часть вещей своих пассажиров, повел их на борт.


… После обеда небо затянулось тучами и начал моросить дождь. Неожиданно у правого края склада, где в обороне стоял броневик, послышались одиночные винтовочные выстрелы, в ответ раздались пулеметные очереди. Это румынская разведка пыталась прощупать подходы к причалам и выяснить обстановку, но потеряв несколько человек убитыми, убралась восвояси.

- Вояки генерала Чуперкэ, - сказал капитан-танкист, показывая Карпенко документы погибших румын: - Мои бойцы ползком выдвинулись вперед и притащили трофеи.
- Да, времени остается все меньше, а ремонт буксира затягивается.
- Плохо дело. - огорчился танкист: - Людей жалко. Оставим их здесь – пропадут. (Сам он справедливо надеялся на то, что уж его-то моряки возьмут с собой).
- Ночью придется уходить при любом раскладе, хоть запустим машину на буксире, хоть нет. Другого выхода я не вижу – днем они нас достанут самолетами.
- Ак как же баржа с людьми? Саперы почти закончили оборудование внутренних помещений. - не сдавался капитан.
- Людей не бросим. - заявил Карпенко.

Наступила ночь. Дождь перестал, и на небе выглянули звезды. В городе слышалась редкая перестрелка, но к пакгаузу никто больше не совался. Враги видимо здраво рассудили, что лучше подождать до утра.

Карпенко с капитаном-танкистом отправились на буксир, узнать о ходе работ. На причале их окружил разношерстный люд из военных и гражданских с расспросами.

- Всех заберем, никого не оставим. - отвечали офицеры, хотя такой уверенности у них не было.

Топилин встретил их нерадостной вестью – двигатель на буксире никак не запускался. Механик заявил, что все дело в одной важной детали, которую надо точить на станке. Как восстановить старую деталь он не знает. Стало понятно, что закончить ремонт своими силами не удастся.

- Ну, Миша, - сказал танкист: - надо принимать решение. Дальше тянуть нельзя. Уже 23.00. У нас впереди только ночь!
- Что тут думать? Надо уходить. А людей бросать нельзя… Отсюда выход – грузить людей на баржу и брать сцепку на буксир.
- Это как? - не понял капитан.
- Как, как? Буксир, баржу и наш охотник пришвартуем бортами друг к другу, закрепим концами и пойдем потихоньку. Слава богу, на «мошке» движки работают.
- Вот чертяка, здорово придумал! - обрадовался танкист: - а потянет ли ваш кораблик такую обузу?
- Потянет. Конечно, ход будет малый, но другого выхода я не вижу.
- А топлива до Севастополя хватит?
- У нас баки не полные. Ходили к Григорьевке – часть топлива сожгли. Я думал заправиться по приходу, да сам видишь какая ситуация. Но и того, что есть до Севастополя должно хватить с лихвой. Еще и наш хозяйственный водитель Василий притаранил несколько бочек с бензином.
- Отлично… Тогда я даю команду на эвакуацию и погрузку?
- Давай. - согласился Карпенко.

Началась торопливая погрузка. Все старались не шуметь, даже дети молчали, понимая всю серьезность положения.

Капитан «мошки» собрал весь экипаж на совет. Он решил довести ситуацию до своих боевых товарищей, чтобы каждый понимал, что ему предстоит делать.

К полуночи все было готово к отходу. Сняли последние посты, прицел и снаряды от сорокапятки вернули обратно на «охотник», а броневик заминировали.



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.