ленин и авенариус

Збигнев Радзинский
               
       Иллюстрация- карикатура израильского художника  Васильева В.А.

                (Из цикла *Неизвестный  Ленин*)

                ЛЕНИН  И  АВЕНАРИУС
               
                Пьеса-фантасмагория

"Ни единому из профессоров, способных давать самые ценные работы в специальных областях — химии, физике, нельзя верить ни в одном слове, когда речь идет о философии".

"...сто тысяч плевков по адресу философии Маха и Авенариуса,этой "философской сволочи"...

   В.И.Ленин, "Материализм и эмпириокритицизм"

«…крестьяне далеко не все понимают, что свободная торговля хлебом есть государственное преступление. «Я хлеб произвел, это мой продукт, и я имею право им торговать» — так рассуждает крестьянин, по привычке, по старине. А мы говорим, что это государственное преступление».
19 ноября 1919 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 315).

 
                -"Повесить (непременно повесить), чтобы народ видел,не менее 100 зажиточных крестьян.Для исполнения казни подобрать "людей потверже"-
           В.И.Ленин,из телеграммы большевикам в Пензу 11 августа 1918 года.

«…Суд должен не устранить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас».
17 мая 1922 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 190).


 


  Действующие лица


 Ленин Владимир Ильич, председатель Совнаркома
Крупская Надежда Константиновна, жена Ленина
 Полина Ивановна, уборщица
Авенариус, крестьянин-ходок из Рязанской губернии
Место действия - Москва, Кремль
Время действия 1919 год, разгул военного коммунизма


  Ленин сидит за столом и что-то увлеченно пишет.
Входит Крупская с бокалом чая.

(Крупская)- Доброе утро, Владимир Ильич!- Чайку, не хотите ли?-
(Ленин)-Здравствуйте Наденька! Хочу, хочу и с огромным удовольствием!-
(Крупская)-Как день начался, Володенька? Что пишете?-
(Ленин)- Статью, статью, Наденька. Срочную  и безотлагательную статью.-
(Крупская)- О чем она, Владимир Ильич?-
(Ленин)-Статья замечательная!-* Неизбежность коммунистической революции  на Мадагаскаре!*-
(Крупская)-Помилуйте, Володенька, но на Мадагаскаре совсем нету пролетариата и одни сплошные зеленые мартышки! Как же там быть с революцией?-
(Ленин)-Не беда, не беда, Наденька! Вы же знаете, Надюша, нет таких крепостей, которых не смогли бы взять большевики!

 А насчет зеленых мартышек - можете не беспокоиться. Вы же читали последние работы  академика Павлова об условных рефлексах у мартышек. Так вот, мы попросим, и очень попросим,   наших будущих товарищей зеленых мартышек ознакомиться  на практике,  как с замечательной  теорией академика, так и с основами  научного коммунизма.

 Прилежных - будем всемерно поощрять, ленивых –  добровольно-принудительно обучать, а отлынивающих и враждебно настроенных - беспощадно предадим  справедливому революционному пролетарскому правосудию. И в этом благородном действии нам всемерно поможет наш дорогой Феликс Эдмундович Дзержинский.

(Крупская)-Не знаю, не знаю, вам виднее, Володенька-
(Ленин)-Надюша,а какие сегодня новости в газетах?-
(Крупская)-Демонстрации и стычки с полицией в Лондоне. Есть жертвы среди полицейских.-

(Ленин) - Отлично.  Нужны демонстрации с кулаком и камнем  и, привыкнув драться, перейти к средствам более убедительным. Нужно не резонерствовать, как это делают хлюпкие интеллигенты, а научиться по-пролетарски давать в морду, в морду!-

 Открывается дверь и входит женщина с тряпкой.

- Извините, Владимир Ильич, это я, Полина Ивановна, хочу прибраться у Вас. Вы позволите?-
(Ленин)-Конечно, разумеется, но, пожалуйста, побыстрее, я очень занят.-

(Крупская) Владимир Ильич, там вас уже давно дожидается какой-то человек ,говорит, что ходок ,из крестьян. Впустить его?-
(Ленин)-Ходок, из крестьян? А он нам здесь полы не испачкает?-
(Полина Ивановна) - Не волнуйтесь, Владимир Ильич, я все подотру.-
(Ленин)- Ну, хорошо, впустите его.-

 Крупская выходит, возвращается   с  какой-то жалкой фигурой  необычного  посетителя и уходит.
 Фигура  эта робко переступает порог  и униженно  кланяется и что-то бормочет себе под нос, теребя  в руках нечто похожее на малахай.

 Было видно, что это- человечек небольшого роста, в грязной и рваной одежде, в рваных лаптях  и в состоянии крайней степени физического истощения.

(Ленин) Входите, входите, голубчик, не стесняйтесь, здесь вас  любят и ждут, выслушают внимательно и во всем разберутся и всеобязательно помогут.

 Здесь, дорогой вы наш товарищ, родное Советское правительство, кровь и плоть от вас,   рабочих и крестьян, и оно уж никому и никогда не даст вас в обиду.

 Проходите, голубчик, смелее и ничего не бойтесь. Вы же знаете, что в нашем  самом  демократическом Советском Государстве нет места  насилию, эксплуатации и притеснениям и управлять им могут и должны даже кухарки, уборщицы и посудомойки!

  Да вот ,посмотрите ,голубчик, как легко и споро управляется  с грязью и пылью Полина Ивановна в моем кабинете. Вот вам  наглядный пример, как простая уборщица  может помогать управлять этим  самым государством!

 Разве такое можно было представить при царе-батюшке, при том же недоумке Николашке- кровавом?!! Нет, нет и еще раз нет!!  Ну-с, голубчик, что же вас привело в Кремль, какая такая беда случилась?-

(Крестьянин)  - Да вот, батюшка, государь, Владимир Ильич, беда, беда у нас большая, голодаем мы, батюшка, просто мрем, как мухи!!!
 Неурожай случился, а еще налетели комиссары в коже и с  маузерами и забрали все зерно до последнего колоска.
 Какое-то постановление правительства якобы у них, чтобы все подчистую изымать.
 У нас в деревне сначала вся скотина передохла с голоду, а теперь и люди мрут  и просвета не видно никакого!
А вот нам, простому народу думается, что не может быть такого постановления правительства, чтобы трудового крестьянина уничтожать!
 Вся надежда у народа на вас, государь!-

(Ленин, раздражаясь)  -   Дорогой товарищ, прекратите называть меня подобным образом.

 Время царей  уже ушло навсегда, пролетариат и трудовое крестьянство сдало этих кровопивцев  на свалку истории.
 Я же, дружочек, просто чиновник, назначенный народом на  должность Председателя Совета Народных Комиссаров, на должность выборную, регулярно обновляемую и народом всецело  контролируемую  и моя главная задача - беззаветное служение народу, т.е.  непосредственно  вам, дорогой товарищ!
 
Теперь, друг мой,  поговорим относительно помощи пролетариату, которую  добровольно оказывает сознательное крестьянство и саботируют кулацкие и контрреволюционные элементы в деревне.

 Сознательные крестьяне живота не жалеют, работая и отдавая продовольствие голодающему  пролетариату, который  защищает на фронтах  завоевания революции от всякой буржуазной сволочи.

 Поэтому, вполне естественно, что мы ведем, и будем вести  непримиримую борьбу с кулаками и подкулачниками, преступно укрывающими  продовольствие от пролетариата.

 А иначе гибель нашей революции неизбежна. Вот так и только так, дорогой вы наш товарищ и друг!

 А как вас зовут, дружочек, согласны ли вы со мной?-

 (Ходок) - Ваше превосходительство, госу…, Владимир Ильич.

 Зовут меня  Степан,  а фамилия моя - Авенариус. Я  скажу, что нет  у нас в  деревне никаких кулаков и буржуев, везде один трудовой люд, могу поручиться головой, голодаем сильно, тут посевная скоро, а сеять нечем, выгребли все до стебелька, что делать, как жить дальше, не знаем …? –

 (Ленин) - Позвольте, позвольте, голубчик, как вы сказали ваша фамилия?-

(Ходок)-Авенариус  я, Владимир Ильич-

(Ленин)-Авенариус?!!! Не тот ли вы Авенариус, профессор философии, чья архипошлая и идеалистическая галиматья  засоряла сознание рабочих и крестьян и уводила их  в сторону от революционной борьбы?-

(Ходок)-Что вы, Владимир Ильич, я же грамоты не знаю, неученый я.-

(Ленин, приходя в ярость, поднимаясь из-за стола и подходя к крестьянину)

-  Понятно, понятно, значит, это - не вы, а ваш прямой родственник, связь с которым вы решили скрыть, чтобы замазать свое непролетарское происхождение!! И после этого вы приходите  в Кремль просить за ваших друзей  -  саботажников и кулаков?!!-

         Крестьянин вгляделся в лицо вождя и поразился произошедшим в нем изменениям.

 Скулы Ленина стали багровыми, черты резкими, а зрачки превратились в тонкие игольчатые точки и они просверливали его насквозь ненавистью, злобой  и еще чем-то неопределимым и одновременно страшным.
 Он попытался что-то сказать, чтобы как-то исправить положение, но не успел.

          Резко,  удивительно ловко,  вождь развернулся и  с бешеной энергией нанес  внезапный и молниеносный   удар  ботинком прямо  в челюсть своему оппоненту. Раздался  звук, который бывает, когда мешок с мукой падает на цементный пол.
  Какая-то неведомая и могучая сила подхватила неудачливого визитера и вынесла его через дверной проем из кабинета вождя. Распахнутая от удара  тела ходока дверь тут же  с  треском  захлопнулась и стало тихо.

-Полина Ивановна,- скомандовал вождь, выходя  из кабинета  через  заднюю дверь, - приберите здесь, пожалуйста-

  Безмолвно наблюдавшая всю эту сцену, потрясенная и бледная Полина Ивановна  схватила веник  и бросилась поднимать оброненный  крестьянский  малахай.

   Что - то хрустнуло у нее под ногами.  Наклонившись, она собрала кучку каких-то желтоватых осколков. Поднеся их поближе к глазам, чтобы рассмотреть, она едва не лишилась чувств.

Это были зубы несчастного старика, крестьянина из Рязанской губернии,  на свою беду  оказавшимся однофамильцем  известного,  давно умершего   и далекого от всякой политики, швейцарского профессора философии  Рихарда Авенариуса.