2019 г. Дневник. зап. 36 Мысль вызывает движение в

Галина Ларская
2019 г. Дневниковые записи 36 Мысль вызывает движение ветра

продолжение

27 мая 2019 г. На каком языке говорят с нами деревья и ветер?

Ясное тихое небо со следами ангельских одежд и при этом сильный ветер. Пейзажи на небе меняются.

«Ничего у Бога не проси», - сказала я М. Начала рассказывать ей свою повесть об Андрее и Игоре, но дико закашлялась и повесила трубку, простившись. Мы не знаем, чего просим. Моя просьба об утешении была исполнена так, что через два года наступила драма.

28 мая. Читаю о Блоке. Душа его жены Любови Дмитриевны Менделеевой была потрясена его смертью и осталась с ним, с его душой.

Проверяла файлы, нашла старые стихи:

Так жалко старых, некрасивых
Не обаятельных и злых,
Больных, несчастных и счастливых,
Себя, друзей, страну, родных.

1991

Поспешайте Музы, Грации, хариты,
А не то печалью буду я убита -
Некрасивость ранит с каждым годом чаще,
Не люблю себя я в буднях настоящих.

1991

Поразил меня рассказ на сайте Проза.ру:

Александр Дудин -Енисейский  Давно, ещё до революции, мой дед гонял ямщину. Он мне рассказал историю: в начале зимы дед ехал с обозом и, вдруг, первая лошадь остановилась. На дороге лежал волк. Он лежал поперёк пути и жалобно  стонал. Когда ямщики к нему подошли, то он замолчал и подполз к ним, ласкаясь, как собака. 

На его боку была огромная гематома, шерсть была содрана... Видно волчара жестоко подрался с медведем-шатуном или соплеменниками. Дед его завернул в ряднину и привёз домой. Прожил волк у деда до весны, ходил по двору, как собака. Ласкался к домашним. Когда снег растаял, дед отвёз его в лес. Больше тот волк не объявлялся. Видно животные приходят к людям, когда помощь уже неоткуда ждать.

***

Мысль вызывает движение ветра,
Говор любви, безутешность ветвей.
Небо меняется снова. Основа
Жизни колеблется... правда, ей-ей.

Всё, что колышется, силиться выжить,
В песнях сказаться, в поэмах, в стихах.
Празднуя жизнь, уменьшаем мы  тризны.
Что расцветает в наших руках?

28 мая 2019 г.
 
Александр Куприн. «В трамвае»:

«Клянусь вам, что жизнь страшно коротка. Теперь, в вашем возрасте, вы и представить себе не можете, до чего она мгновенна. Вы не бойтесь, я не скажу пошлой фразы резервного поручика: «А потому надо пользоваться ею вовсю», или: «А потому надо брать от неё всё, что можно»… О, нет, человеку надлежит быть целомудренным в любви, верным в дружбе, милостивым к больному и падшему, ласковым к зверям. Но если сердце вдруг неудержимо потянет вас за собою, не противьтесь его чудесной власти, не верьте ни советам дряхлого опыта, ни расчетам, ни принятым обычаям: верьте сердцу и идите за ним. Тело обманет, сердце – никогда».

Слушала передачу о художнике Николае Фешине. Он высоко оценивал качества И.Е. Репина, как педагога:

…Как я вспоминаю, Репин никогда не подавлял своим мнением индивидуальности студента, напротив, как большой художник, он всегда ценил в нём более или менее оригинальное… Он никогда не пытался «учить», считая это ненужным для людей с техническим опытом и типом мышления, которыми студенты уже были, поступая в Академию. Однако его советы как мастера всегда имели исключительную ценность и силу логики. Казалось, что он видит не только работу, но и душу художника.

Роскошь лета — вне меня.
Дом для парка не оставлен.
Лишь в окне вся жизнь моя.
Сколько длится раставанье?
Восемь дней я здесь торчу -
В доме. Блока всё учу.

28 мая 2019 г.
 
В прозе мой учитель Блок, его дневники, в поэзии Пушкин, Блок, Тарковский. Они насыщали меня своей поэзией, это и было учительством и моим ученичеством.

Я не знала, что 1,8 километра - ровно одна миля.

По радио слушаю пианиста Юрия Александровича Розума. Его отец — известный певец, мама дирижёр. Поразительная история семьи.

Послушала его голос, он говорил о воспитании детей в правильном направлении. «Жизнь музыканта очень не простая — взлёты и падения. Я был не выездным. Путь не будет лёгким. Дело наше не будет простым, но оно благое, благостное. Мой отец — белорус, говорил мне: «Не опускай руки, не сдавайся… твоё время придёт».

Прослушала его рассказ о том, что в 17 лет он читал книги Солженицына, исповедовался в Лавре, занимался йогой, стоя на голове, делая асаны. Ночами он часто играет, днём он преподаёт. У него бывают гости, они все выступают, читают стихи, играют. Это его салон.

Атмосфера в его доме удивительная. Певцы Ножкин, Саткелава, Тамара Гварцетели. С детства Юрий очень любил петь. В маленькой комнате жило пять человек, он с родителями и бабушка с дедушкой. «Я всё пел мимо нот. Мама всё слышала. Случайно обнаружился абсолютный слух... Я был на юге Африки. Вся английская культура всё ещё была там. Это алмазная страна, она вся выросла на пустыне Калахари».

***

Сегодня мне полегче.

Придумала пародию:

Я гений - Игорь Северянин,
Мне мало ваших излияний,
Даров, улыбок и цветов.
Я появился - был таков.

28 мая 2019 г.

К.А. Станиславский умер в один день с Блоком — 7 августа. Я замечала, что в один и тот же день, но в разные годы умирают значительные люди.

В клубе поэтов.