Бабушка-иллюзионист

Виктор Минченко
    Первые солнечные лучи разукрасили небосвод и всё вокруг в яркие летние цвета. Наступил первый летний день. Деревня просыпается рано. Об этом заботятся петухи, перекликающиеся с рассветом из каждого двора. Да и деревенские пастухи зычными голосами напоминают хозяйкам, что стадо движется на пастбище, наступило время выгонять и своих бурёнок за ворота в стадо. Движение стада сопровождается громким мычанием то одной из них, то другой. То и дело слышен свист пастушьего хлыста, с громким, как выстрел, звуком, подгоняющим бурёнок.
    Два брата, десант которых в деревню к бабушке Маринке был заброшен их мамой только вчера утром, мирно посапывали на одной постели. Но разве же можно при всём этом спокойно спать, да ещё и при открытом окошке? Витя, старший из братьев, заёрзал, открыл глаза и начал тормошить младшего брата Вовку.
  - Просыпайся! Просыпайся скорее! Мы можем пропустить всё самое интересное!
Вовка недовольно скривил губы, что-то промычал и, перевернувшись на другой бок, засопел с ещё большим усердием.
    Витя, спрыгнув с кровати, выбежал во двор. На ходу протирая глаза, открыв калитку, он  высунул голову на улицу и чуть было не уткнулся носом в губы проходящей мимо бурёнки, на ходу жующей пучок сорванной травы. Отпрянув назад, и до щели прикрывая калитку, Витя с любопытством несколько мгновений разглядывал бурёнку. Тряхнув и помотав в разные стороны головой, бурёнка, не переставая жевать, пошла дальше за стадом. А Витя, проводив взглядом стадо и услышав через окошко звон посуды, помчался к бабушке с вопросами.
  - Бабушка, бабушка Маринка! А почему в каждом дворе выгоняли в стадо коровок, а у нас нет своей коровки?
  - О, да ты бы ещё поспал! Рано же ещё! А ты прям с постели и уже с вопросами. Меньшенький, наверное, ещё дрыхнет без задних ног?
  - Я уже выспался! Ты мне всё-таки скажи!
  - Ты должен помнить, что у нас была своя любимая бурёнка. И какое вкусное молочко она давала! Тебе очень нравилось.
  - Да! Я, кажется, помню!
  - Вот и хорошо, что помнишь. Жаль, конечно, но пришлось её продать, хотя и в хорошие руки. Мне уже тяжело было заготавливать сено и ухаживать за ней, старенькая я стала. Но ты не переживай, молочко всё лето будет у нас самое лучшее. Я уже договорилась, и каждый день буду покупать очень хорошее молочко от соседской бурёнки. Толстенная пенка нам обеспечена.
  - Мне очень нравится робленка с толстой пенкой и пирогами.
  - Вот и хорошо. Иди ещё вздремни немного, а на завтрак и будут вам с братом вкусные пирожки с робленкой. А там, глядишь, и вся ребятня уличная проснётся. Они несколько раз спрашивали, когда уже вы приедете?
  - Бабушка, бабушка! А мама уже приехала домой?
  - Да нет, ещё, наверное, в пути. Ведь поезд у неё был поздний. Не переживай, мимо дома не проедет! Жаль, что толком не успели и поговорить. Но уж в конце лета, когда приедет за вами, наговоримся! Она даже не успела разнести подарки близким и родным. Вот я управлюсь у печи, и мы вместе с вами прогуляемся к ним.
  - Нет, нет, бабушка Маринка! Вовка проснётся, и мы пойдём на улицу встречаться с друзьями!
  - Хорошо уж, я сама обегу всех близких, выполню мамины поручения!
    Витя отправился будить брата. Войдя в комнату, он увидел, что брат ещё сладко спал, даже не поменяв позу. Подсев к нему на кровать, Витя принялся щекотать его по лицу травинкой. Несколько раз отмахнувшись, как от назойливой мухи, Вовка приоткрыл один глаз и сразу ринулся в атаку. Возникла почти ежедневная утренняя потасовка между братьями. Как правило, она заканчивалась дружескими обнималками.
  - Просыпайся уже, пора умываться, завтракать и выходить на улицу к друзьям. Бабушка сказала, что они нас уже ждут-не дождутся.
    Братья, оттесняя друг–друга бросились к умывальнику. На столе их уже ждал любимый завтрак с бабушкиными пирогами из печи.
    Быстро расправившись с пирогами, братья выбежали на улицу. Утренняя улица ещё досыпала. Присев на лавочку возле дома, они начали строить планы на день. И тут, вспомнив, Витя воскликнул:
  - Вовка! Мы же забыли про конфеты! Мама купила их много. Нам тоже хватит на угощение друзей. Колька точно будет рад! Здесь в магазине таких конфет нет! Айда за конфетами!
    Бабушка продолжала хлопотать у печи, а братья, раскрыв ещё не до конца разобранные сумки, стали набивать карманы конфетами. Отойдя от печи, бабушка и застала их за этим занятием.
  - Нет, так не годится! Так вам этих конфет не хватит и на два дня, хотя их и много, мама уж постаралась. Так, выворачивайте карманы! Я вам выдам сколько положено.
  - Бабушка, бабушка Маринка! А сколько положено? Нам же надо угостить друзей!- почти прокричал Витя.
  - Вот по одной всем и хватит! Вот вам по три конфеты, а остальное – опять в сумку.
    Насупившись, братья оставили в карманах всего  по три штучки, и, делать нечего, поплелись на улицу.
    Вдоволь наобижавшись, братья молча сидели на лавочке, раскачивая ногами от нечего делать и вглядываясь вдоль улицы, когда же выйдет кто-либо из друзей.
    Из переулка в сторону речки сильно размахивая крыльями, почти не касаясь ногами земли, с гоготом неслась стая гусей. Вслед за ними с длинной лозиной в руке бежал мальчишка.
  - Да это же Колька! Колька-а-а!- закричал Витя, и братья быстро-быстро заспешили в его сторону. Дружеские обнималки, дикий танец с невероятными па и радостные возгласы на всю улицу.
  - Айда на речку!  Там соберутся все наши, а заодно и отгоним гусей.
    Радость встречи, не останавливаясь, катилась по лугу вместе с друзьями и сопровождалась криками их восторга и громким недовольным гоготом стаи.
    Друзья успели разок искупаться и полежать на песочке, прежде чем прибежали остальные члены уличной компании. Встреча была такой же бурной, как и с Колькой.
    Порезвившись в речке всей гурьбой, ребята разлеглись голова к голове по кругу на песке и по очереди долго ещё делились новостями за прошедший год, конечно же, приукрашивая их.
  - Ой, Вовка! Мы же забыли про угощение!- воскликнул Витя, доставая из своего и Вовкиного кармана конфеты. Правда, бабушка Маринка разрешила взять только по одной на каждого, но там ещё много осталось. Хватит и на следующие разы,- добавил с сожалением Витя. Рассказы ребят стали сопровождаться шелестом ярких конфетных обёрток.
    Порезвившись и накупавшись, ребятня разошлась по домам, договорившись собраться на речке ближе к вечеру, когда солнце не так сильно будет припекать.
    Войдя в дом, братья обнаружили, что бабушка ещё не вернулась. Витя сразу же предложил Вовке запастись конфетами на следующий поход на речку, но найденная сумка оказалась пустой.
  - Куда же бабушка Маринка могла их спрятать?- проговорил Витя и предложил брату обыскать всю комнату. Обследовав все потайные уголки и закоулки в комнате, они так и не нашли спрятанное лакомство. Послышался стук входной двери.
    Войдя в комнату, бабушка, удивившись, увидела спокойно сидящих за столом братьев со сложенными руками.
  - Вот молодцы! Уже нагулялись и, наверное, проголодались. Сейчас пообедаем, поспим после обеда, и всё будет хорошо. Можно будет опять погулять с друзьями.
    Проспав самое жаркое время дня, выпив по кружке прохладного, из погребка, молока, братья собрались на речку, не забыв попросить у бабушки очередную порцию конфет.
  - Нет, нет! Так не годится! Вы же не собираетесь их уничтожить в один день? Вот и будете получать по одной порции в день! Иначе не на много их хватит. Вам же так будет лучше!- твёрдо возразила бабушка и никакие уговоры и доводы братьев не помогали.
    По пути на речку Витя предложил:- Ничего, когда бабушки не будет дома, мы всё-таки найдём конфеты. Тогда уж точно возьмём себе много, сколько захочется. Кажется, ближе к вечеру, она собиралась пойти в церковь. Вот у нас и будет время для поиска.
    Придя домой, братья приступили к более внимательному поиску.
  - Бабушка спрятала, наверное, в другой комнате, - предположил Вовка.
  - Да, надо поискать и там, - согласился старший брат.
    Всё повторилось. Как братья ни старались, найти спрятанные конфеты им не удавалось. Витя предложил:
  - Бабушка же обещала выдавать по порции? Значит, завтра она пойдёт за ними, а мы и подсмотрим, где она их спрятала.
    На следующий день, засобиравшись на улицу, Вовка напомнил:
  - Бабушка, ты же обещала выдать порцию конфет? Вот и выдавай!
  - Выходите на улицу, тогда и выдам!- ответила бабушка.
    Такого ответа братья не ожидали, а подчиниться пришлось. Выйдя во двор, Витя начал искать, что бы такое подставить под ноги, чтобы дотянуться до окна и попробовать заглянуть в него. На глаза попалось только ведро. Поднеся его к окну первой комнаты и перевернув, Витя взобрался на него и заглянул в окно. В это время бабушка Маринка появилась уже на пороге дома. От неожиданности Витя рухнул с ведра.
    Бабушка Маринка воскликнула:
  - Вот это да-а-а! Вы не только молодцы, но ещё и хитрецы! Но вам же мама должна была объяснить, что подглядывать нехорошо! Хотела вам дать по три, как и вчера. Но раз вы такие уж больно хитрые, получайте по две конфеты и ступайте с Богом! Следующий раз не будете хитрить и обманывать старших.
  - Придётся нам с тобой остаться без конфет, как раз их на две меньше,- с огорчением произнёс Вовка по пути на речку.
  - Мы всё-таки найдём спрятанную сумку с конфетами,- добавил Витя.
    На речке всё происходило как обычно. Купались, загорали, делились новостями, рассказывали разные выдуманные и не выдуманные истории. А с конфетами пришлось разбираться Кольке, как старшему и командиру. Он честно, как смог поровну, поделил их между всеми. Все больше вымазались, но всё было без обид.
    Как только солнце стало припекать, вся ватага разбежалась по домам, договорившись собраться ближе к вечеру. Переступив порог комнаты, братья увидели уже накрытый стол и услышали голос бабушки:
  - Какие вы молодцы, что вовремя пришли. Зачем торчать на солнце в такую жару? Сейчас пообедаем, вы поспите, а я схожу проведать сестру. Что-то она жаловалась на плохое самочувствие.
    Услышав это, братья заговорщицки переглянулись.
    Расправившись с обедом, они послушно, без возражений, отправились в постель. Спать, конечно же, не спали, а прислушивались, ожидая уход бабушки из дому. Наконец они услышали стук закрываемой входной двери.
    Быстро соскочив с постели и выбежав в сенцы, братья начали совещаться, с чего начать поиски. Комнаты уже осматривали. Ни-че-го-о-шеньки!
  - Начнём отсюда!- скомандовал Витя.
    Порывшись в содержимом старого сундука, стоящего в сенцах в углу, заглянув под полуразвалившийся стул в другом углу, перещупав рабочую одежду на вешалке,  братья опять ничего не обнаружили. В сенцах больше некуда было и заглядывать. Витя обратил внимание на приставленную лестницу, ведущую под крышу на сеновал. У братьев, как по команде, головы поднялись вверх.
  - Может бабушка сумочку со сладостями припрятала на сеновале?- предположил Витя.
    Оба брата стали взбираться по лестнице. Большая часть пространства под крышей была забита сеном. Широко раскинув в стороны руки, Витя спиной упал на кучу сена, издавая крики восторга. Глядя на него, Вовка проделал то же. Братья лежали на сеновале, вдыхая пряные ароматы луговых трав, и улыбки удовольствия не сходили с их лиц. От ароматов трав глаза невольно прикрывались сами собой, а их мысли блуждали в приятных закоулках памяти. Они наслаждались покоем и свободой!
  - Вовка, давай продолжим поиски бабушкиного клада, а то она придёт и мы опять ничего не найдём,- громко проговорил Витя очнувшись.
    Обойдя весь сеновал и переворошив сено во всех углах, братья опять ничего не обнаружили. Зато под крышей были обнаружены несколько, правда, уже пустых гнёзд. Птенцы их покинули, а взрослые птицы кормились где-то на приволье. Зато после ночи из гнёзд они будоражили утренние сны своим радостным щебетаньем.
    Братьям пришлось спуститься с сеновала, как говорится, не солоно хлебавши. Тайна бабушкиных пряталок оставалась тайной.
    Так происходило ещё много раз. Никакие усилия и хитрости братьев не приводили к успеху. Ни попытки подглядываний, и даже не подхныкивания Вовки, просящего выдать конфет больше. Они понимали, что количество конфет уменьшается с каждым днём, а поиски  так и не приводили к успеху. Каждый раз слышалось бабушкино неизменное:
  - Выходите на улицу, тогда и выдам!
    Не проходило и минуты, как бабушка появлялась на пороге с несколькими конфетами в руках. Братья теряли уже последние надежды, но, при возможности, поиски не прекращали.
    В очередное воскресное утро, когда бабушка ушла в церковь, братья, проснувшись, нежились в постели, разглядывая бегающие по стенам солнечные зайчики. Взгляд Вити остановился на обычной, такой же, как и у них дома, печке, стоявшей в углу их комнаты. Печь летом не топилась, так как бабушка всегда и всё стряпала в большой русской печи в передней комнате, выходящей на улицу.
  - Мы же не заглядывали в печь! Неужели же бабушка могла спрятать конфеты в печке?- промелькнула у Вити мысль.
  – Не может этого быть! Но проверить надо!
    Соскочив с кровати, Витя открыл дверку поддувала. Кроме золы там ничего не было. Открыл он и дверку печной топки. Всё её пространство было заложено наколотыми дровами. Присмотревшись сквозь просветы между поленьями, Витя увидел что-то белеющее. Попытавшись вытащить верхнее полено, он сразу же вымазал руки золой.
  - Нет! Так бабушка сразу же поймёт, что мы лазили в печку. Да и не могла она так быстро доставать поленья и снова их складывать на место,- подумал Витя.
    И тут он заметил немного сдвинутый чугунный кружок, который снимался с плиты на печке, чтобы к кастрюле при варке доходило больше тепла. Приподняв этот кружок и заглянув в печь, он с радостным возгласом вскинул вверх руки.
    Крик - Ура! Я нашёл!- был слышен не только во дворе, но и на улице тоже.
    Запустив руку внутрь печи, Витя вытащил оттуда холщовую сумочку с оставшимися тремя конфетами. Это и было самым большим огорчением братьев в этот день. Положив их на место, братья ещё долго сокрушались, что так долго не могли обнаружить бабушкин склад.
    Вскоре, возвратившись из церкви, бабушка увидела братьев, мирно сидящих за столом и доедающих завтрак, приготовленный и накрытый расшитым рушничком им заранее на столе.
  - Вот молодцы! И поспали, как видно, хорошо, и позавтракали неплохо. Молодцы!- проговорила бабушка Маринка, убирая со стола. И тут Вовка, выползая из-за стола, вдруг произносит:
  - Ладно уж, бабушка Маринка! Выдавай нам уже последние три конфеты.
    Бабушка, вскинув брови, застыла в недоумении.
  - Вот и хорошо, вот и выдам действительно последние три конфеты,- таков был спокойный бабушкин ответ. Но свои-то выводы она, конечно же, сделала.
    Прошло некоторое время. Ребята помогали бабушке по хозяйству, резвились на речке с друзьями. С ними же лазили в церковный сад за яблоками. Убегали с набитыми недозрелыми яблоками пазухами от церковного сторожа. В селе оставался всего один доступный для ребят сад. Это сад на церковной территории. Существовавшие до того многие хозяйские сады были безжалостно вырублены из-за обременительного налога на каждое дерево.
      Пришло время, когда на ярмарку, проходящую в каждое воскресенье, стали привозить и созревшие яблоки из окрестных мест. В очередное воскресенье бабушка принесла с ярмарки целую сумку яблок разных сортов. Увидев рвение внуков сразу же набить ими карманы, ещё и прихватив парочку в руки, бабушка на корню пресекла их желания своим неукоснительным:
  - Выходите на улицу, тогда и выдам порцию!
    Братьям ничего не оставалось делать, как только подчиниться.
  - Но мы же знаем уже все потаённые места, где бабушка может спрятать яблоки! Мы их быстро найдём,- с уверенностью сказал Витя младшему брату.
    Получив на пороге по яблоку, они припустили к реке в компанию друзей. Между собой вся компания друзей всегда делилась всем съедобным.
    Вернувшись с реки и видя, что бабушки нет дома, братья бросились на поиски сумки с яблоками. Всё начало повторяться. Первым местом, которое они проверили, была печка. Никаких яблок там не было. Каждый день в течение недели бабушка выдавала с порога им по яблоку. Пользуясь минутами, когда бабушки не было дома, братья просмотрели, казалось бы, все тайные и дальние уголки  так и не находя сумки с яблоками.
    В субботу бабушка, колдуя у печи, выдала внукам наряд вымыть порожек у двери, добавив, что если внуки к воскресенью ещё и не набедокурят, то в воскресенье получат пять копеек на билет в кино. Вовку ещё пропускали на киносеанс бесплатно.
  - Бабушка, бабушка! А где тряпка чтобы вымыть порожек?- прокричал Вовка.
  - Да там же она на самом виду, слева у входа, в уголке у двери.
    Братья наперегонки бросились к двери. Первым схватил в руки тряпку Витя, да так и обомлел. Под ней лежала сумка из-под яблок. Заглянув в неё, братья обнаружили одно лишь оставшееся яблочко. Оказывается, сумка с яблоками всё время лежала на самом видном месте, прикрытая лишь небрежно брошенной тряпкой.