Всё это было бы смешно 1-6

Ирина Труханова
Рассказ работника элеватора.

Кому там вожжа под хвост попала – не знаю.
Вроде бы и рапортовать о выполнении и перевыполнении соц.обязательств уже нужды нет, да только пришла как то «сверху» одному агроному команда собрать рекордный урожай риса. Ну, не миллион тонн, конечно, но всё-таки. Агроном тот молодой пацан ещё был, не опытный.
Да и выслужиться, наверное, перед начальством хотел. Не посоветовался с комбайнёрами, командует им: «Жатки на минимальную высоту, подбираем всё, что можно».
 Оно конечно, если какая-то часть риса легла, её, конечно, поднимают,  но тут жатки установили  совсем низко. Ну и начали комбайны подбирать всё подряд.

 А как повезли его к нам на элеватор, так мы и ахнули: вместе с рисом на зерноприёмник пошли огромные пучки соломы, обломки каких-то веток, куча земли и камней.
 Да ещё лягушки. Собакам нашим был праздник, они ещё долго рылись в горах шелухи, вытаскивая сушёных жаб и лягушек. Да и мы попервах собирали эту живность, кто кошке домой, кто собаке.
 Оно конечно, сгрузили нам большую партию как бы риса, да только потом элеватор ещё долго вывозил с территории шелуху, землю, камни. У нас и грузовиков то столько не было, чтобы вывезти всё сразу или за пару дней.

 Чем дело там у них наверху кончилось, не знаю, врать не буду. Ну, хоть собаки наши довольны остались.

2
 Попробую рассказать так, чтобы было понятно «не технарям».

Работал я как-то в металлоцехе маленького предприятия в маленьком городке.
Чем мы занимались? К нам привозили листы металла. Их нужно было занести в цех,  разметить, разрубить на гильотине, согнуть на листогибе определённым образом. И, когда партия деталей была готова, их можно было отдавать в цех сварки, а сварщики уже «варили» из них какую-то конструкцию.

 У нас, когда детали были небольшой длины и ширины, никаких трудностей не возникало. Даже с учётом того, что линейка на гильотине было погнута предыдущими олухами, работавшими на ней, мы всё равно вмещались в погрешность  1мм  при размерах детали примерно до 800мм.

Всё было неплохо до того момента, пока не пришла заявка на будку для трансформатора. Каркас будущей будки сваривался и по линейке и по уровню. Но когда приходила пора обшивать этот каркас боковыми панелями и дверьми (которые изготавливали мы), я никак не мог понять, почему в некоторых случаях панель ложилась на свои места как «родная» с зазором 3мм по всему периметру и радовала глаз точностью изготовления, а некоторые панели, как их не переворачивай и не устанавливай в зазорах давали клин до 10мм . Приходилось  упрашивать сварщиков :»Сделайте что-нибудь, подгоните детали» , подгонкой занимались и они и мы, металлисты.

Так продолжалось несколько месяцев до тех пор, пока новый технолог не задал простой вопрос: »А вы угол замеряли на  листах металла?»

 Я оторопел: я был свято уверен, что листы с завода идут строго прямоугольные и заявленных в сертификате  размеров. Пара лишних сантиметров по длине или ширине – это иногда даже выручало. Но предположить, что приходят листы формы параллелограмма для меня было невозможно.
 Тем не менее, когда мы сделали замер, край выступал на 12 мм за счёт острого угла. Вот и попробуйте из такого неторцованного листа сделать  прямоугольную дверь.
 
А во время этих разборок в цехе временно работал молодой парень, лет двадцати, который долго не мог понять , в чём прикол, так как не знал, что такое прямой угол и какие углы вообще бывают. А вы говорите »среднее образование, международные олимпиады…».

3
Рассказ работника элеватора.

"Да нет, не все такие, как тот агроном.
 
Вон, наш Иванович. Ты думаешь, он только орать умеет? Я с ним давно работаю. Цепкий мужик. Вот как-то вводили в строй мы зерноперерабатывающий завод в одной области. На юге дело было.

А буквально  метров 800 от нас находился небольшой пивзавод. Смотрю, наш Иванович зачастил туда. И днюет и ночует там, да с местным начальством  по выходным на рыбалку ездит. А что оказалось?

На этом пивзаводе  отходами их  производства было большое количество зерна.  Зерно такое, что из него еще можно было что-нибудь  выработать. Пивзавод его выбрасывал в отходы. Процентов  тридцать они с того зерна пользы имели. Иванович чуть не заболел, как узнал про такое дело. И долго начальство пивзавода уговаривал открыть у них дополнительный цех по переработке этого зерна в комбикорм. Думаешь, что они сказали?  Сказали: »Нам и так хватает  и прибыли и головной боли».

Тогда Иванович (я ж говорю – цепкий он мужик) договорился, что заберёт  отработанное  пивзаводом зерно  себе на  завод. Им неплохо – заботы теперь нет вывозить отходы, бензин тратить, опять же, машины  загружать, людей привлекать, а он себе на уме.

Что он сделал? На нашем заводике пропустил зерно через сушилку, размолол, добавки разные вкинул, спрессовал и получил 2тонны комбикормовых гранул из 14 тонн пивзаводских отходов. А сырьё то для него  получилось бесплатное, вот и считай.

Вскоре  мы уехали, не знаю , как там дела  пошли дальше".

4

Рассказ  работника автомойки.

Лет восемь назад  по некоторым обстоятельствам мне пришлось устроиться на автомойку.
 Шеф спросил: "Машины мыть умеешь?»

-Свою мою.

- Нет, здесь так не пойдёт, тут надо мыть по-другому.

Но на работу принял.

С первой же машиной случился казус.  Под ковриком в салоне лежала мелочь. Я и не знал, что с ней сделать. Как честный человек выложил мелочь возле лобового  стекла.

Но, понятное дело, шеф не мог меня не контролировать  хотя бы первое время.
-Ты что, рехнулся? Это твой заработок. До определённой суммы, конечно, всё остальное – моё.
 
С тех пор я тщательно выбирал всю грязь с пола салонов пылесосом, который был на меня  записан и который стал главным орудием по добыче «чаевых».
При этом, когда в него попадала мелочь, он издавал своеобразный звук, как при попадании мелочи в жестяную копилку.

Однажды на мойку приехала машина и металлических денег было рассыпано так много, что звуки, идущие от пылесоса  стали напоминать игральный автомат, который выдаёт выигрыш большой суммы мелочью, разве что без музыки. Это привлекло внимание шефа:
- Совесть есть у тебя?- выглянул он в окно.
То ли он рассчитывал на бонус, то ли предлагал оставить часть денег водителю, я не понял. На всякий случай отнёс половину шефу и оказался прав.

А потом приехала машина ДПС.
Когда я  снял коврик, то увидел под ним коврик из купюр разного достоинства. Дело было серьёзное, я пошёл к шефу.
-Много?
- Много.
- Пошли.
Шеф  загрёб купюры ладонью, сколько смог, разделил по объёму пополам и отдал половину мне . Потом я посчитал,  получилось где-то 1500рублей. Это, как я понял, были поборы с водителей. ДПСовцы  не нашли безопаснее места для денег, как под ковриком.
 
Некоторое время машины ДПС проходили мойку  без происшествий.

Но вскоре приехали  полицейские на гражданской машине.
Под  ковриком опять были купюры. Тут  я  уже к шефу не пошел, а просто включил пылесос и начал пылесосить пол салона. Ты не представляешь, как пылесосу трудно было всасывать купюры. Приходилось проталкивать их пальцами, помогать аппарату.

Самое трудное  на этой работе   было вытряхивать пылесос. Приходилось уходить подальше от автомойки, а пылесос  был тяжёлый. Не легче было и возвращаться. Пылесос терял в весе, но карманы мои были оттянуты  мелочью.

Стандартно рублей 20 с машины достоинством по 1, 2, 5 рублей, а за день  проходило машин  десять
В общем за  день мне платили тогда 300 руб и примерно 200 руб  получались "чаевые" мелочью.

5


Рассказ читательницы.
А вы обратили внимание, что во вчерашнем повествовании про автомойку рассказчик не даёт оценку своим действиям?  Обычное воровство расписывается как  получение «чаевых». Мотивация простая: украсть у вора – это не воровство ( я про ДПС).

 И я понимаю Вашу серию «Страна дураков». Действительно, мы все вносим свой вклад в то, как сейчас живём. По капельке, не замечая своих маленьких ежедневных преступлений и /или прощая себе их.

 В качестве примера приведу случай из своей жизни. Мне понадобилось  два десятка лет, чтобы понять, что к чему.

В семидесятые годы  я училась в университете. Родителей не было, стипендия 45 рублей, обед в студенческой столовой 45 – 50 копеек, но уже через час опять хочется есть. А про сладкое и говорить нечего.

Устроилась на подработку  в  Дом культуры гардеробщицей. По вечерам танцы и иногда какие-то совещания. На эти совещания съезжались взрослые солидные люди, для них работал буфет с разными вкусностями…

А я повадилась во время этих совещаний, когда все уходили в зал, запускать руку в карманы и вытаскивать оттуда мелочь (почему и вспомнила этот случай по прочтению рассказа  про  автомойку).  Даже сейчас вспоминать - стыдно становится.
 
Карманы были разные, где-то пусто, где-то совсем чуть-чуть монеток, а где-то большая горсть мелочи. Вот в последних я проводила «конфискацию» , изымая часть мелочи. Тут же шла в буфет, покупала себе пирожное  и, прячась за рядами пальто съедала  его (или их). Сердце колотилось, иногда казалось, что весь обслуживающий персонал понимает, откуда у меня деньги, когда я шла к буфету.

Много лет прошло, пока я стала задумываться на тему, как я жила , давать определения своим действиям. В частности тому, о чём рассказала. Сейчас, наверное, такие "мелочи" смешны, не более, но я всё-таки считаю. что океан состоит из капель.

6

Рассказ продавщицы.
Я недолго проработала в магазине. Не моё. Устроилась на время, работы в деревне  всё равно не найдёшь.
Но, если бы умела  писать, каждый день, наверное, что-нибудь печатала. Такие  люди – что ни человек, то  история.

Однажды вечером заходит мужчина лет 35. Берёт водку. Хозяйка  палёнкой торговала по 140 рублей бутылка. Мужики как на мёд в магазин слетались. А тут она завезла по 160. Не было в цехе по 140.

Этот покупатель и призадумался. У него ровно 140 рублей, а водка нужна.  Вот он и просит :
- Займите мне 20 рублей, пожалуйста. Я вам завтра отдам. У меня зуб нужно удалять срочно. Хоть какую-то анестезию сделать,- лицо честное, не пропитое.

- А как же вы будете сами-то? Завтра бы в райцентр съездили.
- Знаете, сколько стоит удаление зуба?
- Сколько?
- Четыре тысячи.
- Так дорого! А удалять как ?
- Клещами,- запугивал меня покупатель.

Деревня маленькая, все всех знают. Что я приезжая только телёнок какой-нибудь не в курсе, да и то потому, что ему это не интересно. Что же не надурить приезжую бабу?
Поверила и в  4000 рублей и в клещи.

 Записала долг в специальную тетрадочку. Там много людей записано. Постоянно кому-нибудь не хватало сколько-то рублей для покупки. Но в основном приносили через день-два.Этот не принёс.

Или вот про водку ещё. Ну, не  про водку собственно, а последствия её.
Заходят дети – два мальчика и одна девочка. Лет по  восемь – десять. Одеты неряшливо, неухоженные.

 Выбирают сухарики, кажется. Сейчас точно не помню. Расплачиваться подходит девочка – она постарше. Что- то говорит и я слышу, как у неё нос заложен. Не просто заложен, а она им не дышит совсем, втягивает воздух через рот,но соплей нет. Под глазами припухлость. Я ей говорю:

- Ну-ка,  наклонись ко мне.
 
Закрываю ей одну ноздрю.
- Дыши,- воздух совсем не всасывается.  Девочка задыхается.

Меняю ноздри. Через другую еле –еле проходит дыхание. Гайморовы пазухи заложены полностью. Может, неправильно изъясняюсь по части медицины, но с таким случаем я уже сталкивалась.
Дети смотрят на меня молча.

- Дома кто-нибудь курит?
- Все. И мама, и папа, и тетя. И дядя Коля,- говорят, перебивая друг друга.

По детям видно, что не только курят, но и пьют по чёрному.

- У тебя аллергия на табачный дым. Ладно, идите.

 Даю им сдачу, дети забирают сухарики и медленно двигаются к выходу. Видно, что они серьёзно озадачены, разглядывают девочку, обсуждают, кто у них ещё курит.

А я пугаюсь. Вот расскажут родителям, что какая-то тетя расспрашивала -  выведывала у них обстоятельства их частной жизни, будет скандал.
Но никто скандалить не пришёл. А я долго вспоминала эту девочку: что-то с ней будет.