5. Читаем Евангелие. Продолжение

Сергей Михальчук
Рождество Иоанна Предтечи.

Библейская Антропология.

***

О чём же, интересно, была и как же протекала беседа Захария и Ангела Господня?
Ангел Господень сказал Захарии, что у него родится сын, который будет предвестником ожидаемого всем Израилем - Мессии. Давайте вновь вернёмся к чтению текста праздничного Евангелия Лк. 1:13-17 [Зач. 2]:
1:13 Сказал же ему ангел: не бойся, Захария! - Знай, услышана была молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит сына тебе, и наречешь имя ему - Иоанн;
1:14 И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются.
1:15 Ибо будет он велик пред Господом; и вина и Сикера не будет пить, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей;
1:16 и многих от сынов Израилевых обратит к Господу Богу их.
1:17 И предъидет он пред Господом в духе и силе Илии Пророка, обратить сердца отцов на чад своих, и противных к мудрости праведных, приготовит Господу людей совершенными.
Самым важным в обращении Бога к человеку является то, что это слова утешения: - «Не бойся!» Бог, в отличие от человеков, судит с любовью; вернее, Он вообще не судит, а ищет оправдания тому, кого любит! Он всегда ждёт, зовёт и слушает его. Но, забывший Бога, постоянно говорит не о том, идет не туда, ищет не того, стремится не к тому … А Бог неустанно готов ждать; готов к тому, чтобы, как только тот, кого Он любит, услышит «зов» и сделает хотябы малейший шаг к истине любви, приблизится к нему, и сказать: - «вот я, и слышу тебя!» 
Вероятно, как и многие до и после него, Захария многократно молился! - Удивлялся, что Бог не слышит его - священника, и роптал - на себя и, иногда, наверное, на Бога … И тут же каялся в этом, и корил себя! И этот стыд за себя и укорение себя, а не Бога, оправдание Бога в своих глазах, не смотря на все переживаемые «поношения», бессомнения, явились той основой, которая обеспечила наступление момента его общения с Богом - лицом к лицу: - «услышана была молитва твоя». Всё это стало залогом, причиной возможности того, что: - «жена твоя Елисавета родит сына тебе». И не просто сына, а того, кого можно назвать именем Иоанн![4] - Человека, который вернулся к Богу своему и готов следовать в Царство Неба путём Сына, путём Царским и Крестным …

[4] Имя пришло из иврита [Iohanan, Iehohanan] через древнегреческий язык (Ioanneks), и в дословном переводе означает «Господь сжалился».

Происходит внутреннее, «духовное» перерождение человека, его «Я» - Захарии и его души - Елисаветы, которая и рождает чад - новую жизнь своему телу; сначала первенца сына - новое духовное мышление и состояние ума, а затем и младших детей - новые «духовные» чувства, слова и поступки.
Тогда человек, живший в несчастии и скорбях, начинает впервые со времён своего детства, вкушать радость чистоты души и совести, лёгкости жизни: - «Примите на себя иго моё и возвеселитесь, ибо иго моё - благо и бремя моё легко!» И настолько обильна бывает эта весёлая лёгкость жизни такого человека, что не вмещается в нём; как не вмещается и в Боге Троице любовь, а изливается и исходит вовне, рождая слова и поступки, дарящие радость окружающим этого человека людям. И что с того, что часто слова и поступки эти становятся обличением людей, творящих неправду! Всё равно они облегчают им жизнь. И только постоянно принуждающие себя жить во зле и служить злу восстают на божьего человека! Но и они бывают поколеблены в своём стоянии во зле ... Как царь Ирод, например.
Потому что та сила - энергия действие, которая изливается из человека божьего - это не его сила и энергия. Их даёт ему Бог Троица, славя его среди людей. Не сам он величает и славит себя, а Бог возводит его в славу служения своей божественной любви к людям. И он, любя людей, пусть пока ещё не своею силою, а божией, не подвластен греху! Но он уже: - «и вина и Сикера не будет пить», - не будет пить и есть того, что порождает страсти в теле и не будет говорить и делать того, что отягощает душу; так как он уже исполнен Святого Духа, с того самого момента, когда он «духовно» родился в чреве своей собственной души, которая ужа стала на путь ведущий её к тому, чтобы быть ей истинной Богородицей и «духовно» родить в себе уже не человека, а богочеловека - богомладенца Христа.
И тогда воплотившееся в реально живущего человека слово любви Бога к людям, станет зримым всем телесными глазами. Его можно будет чувствовать, дотрагиваться до него, беседовать с ним. Убеждаться, что Бог Любовь действительно есть; что это не сказка, миф и легенда! И действительно стоит обратиться в чистоте к вере отцов!
И будет время Предтечи, как время Илии Пророка, земля будет потрясаться громом обличения неправды и небеса будут отворяться живительным дождём слов о любви Отца к детям; и будут люди заботиться о том, что говорят и делают, помня о ответственности своей за то, каких чад они рождают себе и оставляют за собой и после себя. И люди, противящиеся правде и истине, будут приведены к мудрости «неба», в которой живут истинно праведные; и будет посрамлена мудрость «земли», которой прикрывались льстецы, творя лукавство и обман для выгоды своей, чтобы силою своей мнимой «праведности» подчинять людей, заставляя их служить себе, а не Богу.
Таким путём Предтеча приготовит людей, приведёт их к плотскому совершенству, такому, какое было у каждого человека в его детстве, пока зло мира сего не поработило его себе. Приготовит плоть людей к принятию Духа Христова и веры в то, что сами люди могут усвоить и стяжать этого Духа, сделать Его своим духом; духовно усыновиться Отцу, чтобы участвовать в вечной жизни Отца и Сына, и Святого Духа.
Какими же путями достигаются все эти цели?
Для того, чтобы понять это продолжим читать и Евангелие дня Мф. 6:25-26 [Зач. 18]:
6:25 Сего ради (того, чтобы не приключилось вам служить мамоне), говорю вам: не заботьте души вашей, что есть и что пить, и во что одеться. Не больше ли пищи душа ваша, как и тело ваше больше одежды?
6:26 Взгляните на птиц небесных: не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Не лучше ли этих птиц вы у Бога?
Чтобы душа освободилась от рабства телу, человеку необходимо принудить себя поставить на первое место потребности и желания души, а не тела. Заботиться, прежде всего о чистоте совести: правде, бесхитростности о бескорыстии, ибо только это - всё то, что неэгоистично, питает душу. Тело же, отравленное лукавством, питается одним только эгоизмом: гордыней и самостью, оставляя душу без пищи и препятствуя её возрастанию и взрослению. Поэтому души, у взрослых телом людей, остаются младенческими, неспособными на взрослое душевное поведение. Они так и не научились по-взрослому пользоваться разумом, который живёт в душе, а телом лишь пользуется, в интересах души. Но, поскольку тело поработило душу, то в распоряжении тела есть лишь только подобие ума - плотский ум, отравленный лукавством и хитростью; и человек становится «плотью без духа», землёй без неба»! - «Небо затворено» и плоть человеческая не умеет любить и верить; для него существует только расчёт: «для себя» и «в свою пользу», вера и надежда только «на себя» и «на свои силы». Каждый другой человек - конкурент и враг. Нет никакого Адама - Всечеловека и неможет быть никакого близкого, искреннего родства меж людьми. Только с самим собой!..
Вся жизнь вокруг людей «кричит» о том, что нельзя так жить! Но в ослеплении эгоизма телесный «разум» человека не способен этого видеть. - Он будто «обезумел»: живёт бессовестно и безнравственно. Вся людская цивилизация, все её достижения в науке, технике, экономике и политике основываются только на расчёте, а не на правде. Религия искусство в «придушенной» душе вопят от страха, печали и боли за человека! Но он не слышит и не слушает их …