Калым

Леонид Фульштинский
      Как-то мой приятель Боря сказал:
      - Познакомлю тебя с хорошей девушкой. Если понравитесь друг другу, может она станет твоей невестой, а дальше – чем чёрт не шутит – женой. Хватит тебе ходить в ранге холостяка. Возраст уже поджимает.
      - Ты, значит, выступаешь в роли свахи? Отбиваешь хлеб у передачи «Давай поженимся»?
      - Я выступаю в роли твоего искреннего друга.
      -  Знаю, Боря, знаю, ты желаешь мне добра, искренне тебе благодарен.
      - Ну, вот и договорились. Только хочу тебя сразу предупредить – девушка из восточной семьи. Все они выходцы из Кавказа. А там свои традиции, свои национальные особенности, своё понимание слов «жених», «невеста», и вообще, они могут потребовать от тебя калым.

      - Боря, ты меня ошеломил, огорошил, можно сказать. Сам я родом из
Забайкалья, «где золото роют в горах», где дует северо-восточный ветер баргузин.  Конечно, о Кавказе наслышан, не такой уж я «сибирский валенок», имею общее представление о его географическом положении, которое в доступной форме запало мне в память по известному куплету: «Когда едешь на Кавказ, солнце светит прямо в глаз, возвращаешься в Европу, солнце снова светит в глаз».
      Так что давай расставим точки над i, по региональному признаку не подхожу я этой восточной семье в качестве мужа для их дочки и зятя для её мамы и папы. А что такое калым, - понятия не имею.
      - Нет, пока что поставим лишь запятую. До тех пор, пока ты не увидишь её, а она тебя. Никто ведь тебя под венец тянуть не будет. Личное общение ни к чему вас не обязывает, не так ли?
      - Так.

      И на другой день состоялось наше знакомство. Её звали Лейла. Это прекрасное восточное имя ласкало слух, в нём слышались оттенки женственности и нежности, Да и внешне она выглядела изумительно. «Красавица, - куда мне до неё, сразу отметил  я, давая   себе и ей объективную оценку. Я для неё не пара. Тут нужен джигит, а не скромный инженер-электрик».
      Тем не менее, разговор наш состоялся, не знаю, как она, я получил удовольствие от этого рандеву. На том и кончилась наша встреча. Но, самое странное, как мне показалось, я ей тоже понравился. Мы долго с ней говорили. О чём? Да ни о чём. И разве это так важно?

      Потом мы назначили повторную встречу. Ещё одну. Чувствую – втягиваюсь в этот процесс. Точнее говоря, влип. Влюбился. Почувствовал, что у меня появился шанс обойти её ухажёров
      - Кажется, ты произвёл хорошее впечатление, - сообщил мне Боря.– Будем считать, что первый ход Е2-Е4 ты сделал удачно. Но сразу должен
тебя предупредить.
 - О чём? – напрягся я.
 - Зависит о того, как сложатся ваши отношения, насколько далеко они зайдут, но ты должен знать, что у восточных народов есть традиционный обычай, который называется калым.
   - Ты уже говорил об этом, но я слышал лишь одно значение этого слова, - оно невкусно пахнет, и означает какой-то заработок, помимо законного.
      - Это совсем не то. Калым – это выкуп, вносимый женихом родителям невесты.
      - Так что, - возмутился я, - её ещё надо выкупить? Взвалить на себя финансовую нагрузку? Сейчас, конечно, распространён метод предоплаты…
      - Почему «пред», ты увидишь товар лицом.
      - «Товар»! Унас ведь не товарно-денежные отношения, а, можно сказать, предлюбовные. Тебе не  кажется, что  всё это как-то унижает обоих?
      - Может быть, но такова традиция.

      -Да и потом, ты ведь знаешь мой социальный статус. Когда-то слово «инженер» звучало гордо, их насчитывалось не так уж много, специальность любого инженера была и престижной, и неплохо оплачиваемой. А сейчас и само это слово, и профессия обесценились. Даже анекдот появился. Учитель опрашивает своих учеников: – кто их родители. Один отвечает: «У меня папа олигарх, другой: У меня мама бизнесвумен, третий: Мой папа продюсер». Ну, а ты что молчишь, Вася? Тот встаёт и тихим голосом сообщает: «А мой папа инженер». В классе раздаётся смех. «Дети, успокаивает их учитель, не надо смеяться над чужим горем».
      Так что придётся тебе в качестве свата подыскивать другую кандидатуру. Потому как – что с меня взять? Зарплату, даже с квартальной премией, которая и так не часто случается? Такая ситуация хорошо описана когда-то учеником Сергея Есенина Иваном Приблудным:
      «Я жениться никогда не стану,
        Этой петли я не затяну,
        Потому что мне не по карману
        Прокормить любимую жену».

      - А ты не боишься остаться старым холостяком? – ехидно спросил Борис.
      - Найдётся что-то и для меня, - ответил.- Статистику помнишь: «Как много девушек хороших, как много ласковых имён…» А Лейла, она, конечно, заслуживает жениха более высокого ранга, того, кого не остановит торговое слово «калым». Уверен, что поклонников у неё море, а то и целый океан.
      - Ты прав. Но проблема в том, что ни на одного из них, она, что называется,  не положила глаз.
      - А меня, значит, при такой конкуренции выделила среди них? И кстати, на какую сумму потянет этот калым? Во что обойдётся мне такая невеста?

      Мама у меня бухгалтер. Спросил у неё.
      - Нет такой статьи в финансовых отчётах, - ответила она.
      - М-да, - почесал я затылок, - придётся где-то подкалымить. Знать бы только где.
      - Да в чём дело? – заволновалась мама.
      Я рассказал ей всё. Она задумалась. Потом рассмеялась:
       - А ты познакомь меня с ней.
      Я так и сделал. Не знаю, о чём говорила с ней мама, но, кажется, они нашли общий язык.  К тому же мой главный сват Боря проявил недюжинную активность: 
      - Не тяни резину, - сказал он, - по всему видно, что при встрече с тобой, она загорается: и глаза блестят, как елочные игрушки, и голос звенит как-то особенно. Если она тебя нравится, прояви мужскую настойчивость, не отпускай далеко от себя, потеряешь.
      - И что я должен сделать?
      - Назначь ей свидание, пригласи в кино, на спектакль, ну в ресторан, наконец, так сейчас модно.

      Я так и сделал. Пригласил в кино. Она согласилась. Потом на спектакль. Тоже пошла со мной. Тогда, следуя совету Бори, я набрал в лёгкие побольше воздуха, и предложил: «А не сходить ли нам в ресторан»? Вижу, она смутилась. «А что, ты разве ходок по ресторанам? Мне совсем не нравятся набеги на кулинарные заведения подобного рода, гораздо большее удовольствие доставляет посещение концертных залов, театров, музеев, выставок. Да и просто прогулки с тобой. Ты очень интересный собеседник».
       Меня настолько окрылило это признание, что я не удержался и поцеловал её. Она ответила мне тем же. И тогда я сказал ей самые главные слова: «Я люблю тебя, Лейла. Хочу пройти с тобой рядом всю жизнь».

      - Ты делаешь мне предложение? – спросила она
      - Конечно, - я опустился на колени, - будь моей женой?
      Она прикоснулась ко мне губами и тихо ответила «да».
      Я поднялся с колен и, держа её за руку, сказал: «В нашем договоре есть одно «но».
      - Какое ещё «но»?
      - Я узнал, что в вашем народе за невесту принято давать калым. Я постараюсь поднакопить…
      Но она не дала мне договорить. Побледнела, нахмурилась, задрожала всем телом и вдруг влепила мне звонкую пощёчину. Повернулась и быстрой походкой пошла от меня прочь. Я догнал её, остановил, заглянул ей в глаза:
      - Ты  прости меня, может я не то сказал, может, сморозил глупость, но меня научили, что за восточную невесту нужно платить калым, то есть отдать семье какой-то выкуп.

       Она вдруг громко расхохоталась.
      - Что ж, была такая традиция, раньше считалось даже правилом хорошего тона «выкрасть невесту вместе с забором». Но эти времена остались в прошлом. А сейчас цивилизация и закон не допускают такого сватовства. Можно прекрасно обойтись и без этих экстремальных методов. Кстати, какой  калым за меня, ты мог бы предложить? Дачу на Кипре, последнюю модель автомобиля, личный самолёт? И ты хотел этим купить моих родителей? Да они сами могли бы купить тебя со всеми потрохами. Мой папа академик, физик, лауреат нескольких престижных премий, мама – доктор наук, нейрохирург. И если ты им понравишься, как и мне, мы, конечно, устроим свадьбу, но без всяких боевых операций, как это часто ещё бывает, когда по улицам мчится кавалькада    «Ауди», «Мерседесов», «Ягуаров», в воздух летят петарды, раздаются выстрелы, – расступись народ, - идёт восточная свадьба.

      Этого ничего не будет. А будет нормальная,  щедрая, восточная свадьба, будут красивые тосты и поздравления, будет много музыки, цветов, танцев и песен на многих языках: русском, армянском, грузинском,  азербайджанском, еврейском, скучно не будет никому. А калым – это прекрасные кольца, которыми мы окольцуем друг друга.
      Вот уже 7 лет, как я живу в счастливом браке с Лейлой. У нас прекрасный сын Давид, который всё время просит: «Хочу сестричку!»