Фигура озлобления. Рёв 26

Анатолий Бочкарёв
Источник:


ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1914-1918гг.) поначалу была объявлена царским правительством Второй Отечественной войной, впрочем, как и Крымская, времён Первого газавата - 1853-1856 гг.
Однако ту по причине поражения быстро забыли и в счёт не брали.
Формально Вторая Отечественная тем не менее закончилась катастрофой, притом куда бОльших размеров, нежели Крымская эпопея. К тому же она была отягощена большими предательствами и последующим расколом страны. В силу этого совершенно потеряла своё гордое наименование.
 
В ту Вторую Отечественную многие соотечественники тоже вели себя по отношению друг к другу далеко не лучшим образом, хотя и не сравнимо с тем, что они вытворяли уже во вторую мировую войну, в третью - Великую - Отечественную. 
Открыто переходили на сторону врага России пока не все, да и всё-таки не сразу.

Первоначально определяющим, растравливающим фактором было, конечно, германское вторжение, затем - большевики, вызвавшие НА ПОДМОГУ зелёного джинна второго газавата, победившие с его помощью русское национальное Белое и казачье движения и потом еле загнавшие того помощника обратно.


ДЖИНН начал пробуждаться, впрочем, несколько ранее. Ещё в конце 1905 года под влиянием популярнейшей кадетской и либеральной пропаганды произошло первое организационное оформление мусульманского движения в рамках российской общественно-политической жизни.
Русский публицист М.О.Меньшиков писал тогда о ПРОВОКАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ конституционных демократов, согласно которой даже “засохшая ветка какой-нибудь расы имеет право на “национальное самоопределение”, что именно такая политика целенаправленно раскачивала устои не только русской государственности, но и самого существования русского народа. 
(Национальные отношения и права человека в России. (Диалоги с М.О.Меньшиковым. 1906-1908). - М.: ИНИОН, 1993,  с.25.)

Сотрудничавший с кадетами лидер крымских татар, известный помещик И.Гаспринский (Измаил Бей Гаспирали) создал на I Всероссийском съезде мусульманских народов -  первую мусульманскую партию “Иттифак”. Там были свои левые, радикальные “джаддидисты”, во главе с самим И.Гаспринским. Они, хотя и боролись за автономию внутри России, но по убеждениям являлись пантюркистами и мечтали в далёком будущем о создании всемирного исламского государства Великий Туран. У них даже программа была до чрезвычайности схожа с кадетской .
(Авторханов А. Империя Кремля. - Минск-Москва, “Полифакт”-”Дружба народов”, 1991, сс. 53-56.)

Всё же, как и кадеты, они признавали главенствующую (пусть и временно!) роль, как бы потом сказали, - “государствообразующей нации” - русского народа.
Измаил бей Гаспринский (Гаспирали) и другие джаддидисты проповедовали мир среди мусульман и у мусульман с неверными, проведение реформ, установление демократии и даже равноправие женщин. 
(Хоскинг Дж. Россия и русские: В 2 кн. Кн.1: Пер. с англ. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2003, с.413.)


РОДОНАЧАЛЬНИК ДЖАДДИДИЗМА наконец призывал к прямому сотрудничеству с русским императором, к службе ему и к безоговорочному повиновению. В то же время Гаспринский выступал за создание общемусульманского искусственного языка, но на основе крымско-татарского и турецкого языков, получая «своеобразный тюркский эсперанто». Эта панисламистская идея пропагандировалась в издававшейся им в Бахчисарае с 1883 года газете “Терджиман” (“Переводчик”). Даже выступление единоверной Турции против России вместе с Германией в 1915 году не изменило прорусских взглядов первых светских панисламистов -  они всюду ратовали за победу православного царя. 
(Смирнов Н. Классовая база ислама в Крыму. - “Воинствующий атеизм”, 1931, № 8-9, с.39.)

Русофильство Гаспринского объяснялось просто. Он считал, что Россия есть законная преемница татарской державы. Он писал так: «…В будущем, быть может, недалёком, России суждено будет сделаться одним из значительных мусульманских государств, что, я думаю, нисколько не умалит её значения как великой христианской державы». 
(Цит. по Голубчиков Ю.Н., Мнацаканян Р.А. Исламизация России. Тревожные сценарии будущего… сс.166,167.)

Поддерживали джаддидизм в основном молодёжь из аристократических семей, да некоторые мусульманские политики. Благодаря идеям Гаспринского-Гаспирали удалось создать Всероссийскую мусульманскую лигу, которая мало того, что «поддержала конституционные устремления русских либералов», но своей основной задачей сделала «формирование туркестанской нации внутри Российской империи.

Туркестанская нация должна была состоять из тюрко-татарских народов и племён, рассчитывавших воспользоваться гражданскими правами, обещанными либералами».
Ясно, что властям это понравиться никак не могло. Как и возраставшая популярность мусульманского союза.


ВО ВТОРОЙ ДУМЕ уже был 31 мусульманский представитель. И тогда царь своим манифестом и законом о выборах от 3 июля 1907 года отменил сначала представительство в Думе среднеазиатских мусульман, а потом сократил представительство в законодательном органе страны и прочих.

Создать единую нацию тюрков внутри русской НИКАК НЕ УДАВАЛОСЬ. В результате «разочаровавшись в России, некоторые мусульманские лидеры стали искать поддержку своему движению у мусульман Османской империи». 
(Хоскинг Дж. Россия и русские: В 2 кн. Кн.1: Пер. с англ... с.414.)
То есть, уже всё их национальное движение постепенно дало крен в сторону светского и антирусского пантюркизма.

ДЖАДДИДИЗМ в любом виде так и не состоялся в качестве реального и долговременного противовеса правому крылу - оголтелому, радикальному мюридизму.

Он оказался первым, но не последним малорелигиозным, почти светским, политическим вариантом исламского самоопределения. Ему на смену позднее, уже в гражданскую войну, пришёл мягкий национал-социализм большевика Султан-Галиева, который всё сделал для того, чтобы сидящий в крови российских мусульман джихад не сошёл на нет.

Но и «султан-галиевщина» тоже довольно быстро сгинула, отработав свою роль, оставив место прежнему ортодоксальному панисламизму.
Лишь во время гитлеровского нашествия сравнительно светский вариант воинствующего исламизма в форме чеченского национал-социализма составил достойную конкуренцию ортодоксальному мусульманскому движению и наравне с ним участвовал в газавате “Эдельвейс”.

Полностью оформившийся ИСЛАМСКИЙ НАЦИЗМ с момента “Эдельвейса” окончательно расстался даже с тенью про-русской политики, которая была у джаддидистов и султан-галиевцев, и использовал контакты с властями России и её врагами исключительно в интересах всемирного исламского возрождения, дальнейшего разложения русского народа, уничтожения или изгнания неверных с Кавказа и создания исламского теократического государства, что всегда являлось знаменем правых исламистов-ортодоксов.


НА ЗАРЕ ВЕКА, в “Иттифаке” правые ортодоксы были самыми агрессивными и многочисленными.
Они бескомпромиссно боролись за немедленный и любой ценой осуществляемый выход из состава России, вплоть до объявления нового газавата и поголовного вырезания на своей территории всех неверных.

Поражение первой русской революции предотвратило начавший уже было развиваться новый газават и резню русских. Хотя уже «в 1911 году 58 членов Государственной думы сделали запрос по поводу дестабилизации обстановки на Северном Кавказе. Обострение было связано с ростом насилия, многочисленными преступлениями в Терской области. Предпринимаемые меры эффекта не давали». 
(Михайлов А.Г. Чеченское колесо: Генерал ФСБ свидетельствует… с. 9.)

ОЧЕРЕДНОЙ ГАЗАВАТ потихоньку назревал, но пока ещё колобродил, выжидая удобный момент, ослабления русского государства.
А пока что пар выпускал «Иттифак». Во всех четырёх первых Государственных Думах России активно существовала эта “мусульманская фракция”, представляющая совершенно уникальную партию, созданную не по политическим принципам, а по национально-религиозным верованиям (они же в данном случае выступали заместителями политических  убеждений): такой тогда ещё совсем маленький, но уже отчётливо тикающий гексагеновый зародыш.


С НАЧАЛОМ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ союзница кайзеровской Германии, уже ставшая национал-буржуазной исламской республикой Турция сделала то, на что и султаны давненько не отваживались - объявила классический Газават, священную войну всех мусульман с неверными, то есть, всем странам Антанты, в том числе и России.

Сделала она это, впрочем, в союзе с неверными же, с немцами и австро-венграми. Это подстегнуло всех мусульман за линией русского фронта.
Правые исламисты присоединились к большевикам, жаждавшим поражения России и во всеуслышанье объявившим об этом.
Левые, то есть, джаддидисты всё ещё горой стояли за русского царя и очень ругали немцев.

Британские мусульмане не хуже российских джаддидистов дали отповедь врагам Антанты - они объявили кайзера Вильгельма II шайтаном, а войну Турции - развязанной лишь турецким правительством. Но и там и там процесс национально-религиозного «пробуждения» исламского мира вновь двинулся вперёд, постепенно набирая обороты, хотя и в разных руслах, но всё-таки не в параллельных.


К моменту “Эдельвейса”, в БОЛЬШОЙ ИЗЛУЧИНЕ ИСТОРИИ, ожидалось полное слияние обоих потоков “исламского национально-освободительного движения”.
Поскольку против русских со времён Румянцева и Суворова турки вояки сами по себе выходили совсем никудышние (последний великий визирь на предыдущее предложение немцев вступить в войну с Россией воскликнул в ужасе: ”Воевать с Россией?! Да один её труп раздавит нас!”), -
то все надежды нового газавата на первых порах оказывались связанными исключительно с победами теологически неверного, германского оружия.


В ПЕРВОЕ ВРЕМЯ немцы не очень-то обращали внимания на исключительную полезность для себя союзнического газавата и делали ставку больше на других русских «приятелей», ждущих удобного случая ударить России в спину.
Поначалу они создавали из военнопленных и эмигрантов украинские и польские воинские соединения, а также грузинский полк “Георгиен легион”. Поскольку всё это не смогло стать массовым движением, постольку вся такая деятельность носила в основном пропагандистский характер. 
(Дробязко С.И.  Восточные войска и Русская Освободительная армия. - Материалы по истории Русского Освободительного Движения (1941-1945 гг.):  Сб. статей, документов и воспоминаний. - М.: Грааль, 1997.  с. 29.)

ОДНАКО, уже после Брест-Литовского мира, кайзеровцы, получив в своё распоряжение Украину и прогермански настроенных крымских татар, твёрдо нацелились на Кавказ, стали искать и там себе опору, притом фундаментальную.

Кайзеровские генералы Гинденбург и Людендорф, ещё в 1914 году прославившиеся на полях сражений в Восточной Пруссии с русскими армиями Ренненкампфа и Самсонова, возглавили общее руководство новой восточной экспансией второго рейха - в направлении Кавказа и Малой Азии.

Большое внимание ими уделялось стратегическому военному и политическому союзу с Турцией, но не побрезговали они и сотрудничеством с правительствами армянских дашнаков, азербайджанских мусаватистов и грузинских меньшевиков.
Людендорф с самого начала новой восточной кампании немедленно определил главную цель - овладение месторождениями нефти и других стратегических ресурсов Кавказа и Закавказья:
“Германия надеялась, что с завоеванием Кавказа ей удастся прорвать кольцо экономической блокады Антанты и получить часть стратегического сырья, необходимого для продолжения империалистической войны”. Кроме того, Кавказ становился стратегическим плацдармом, трамплином для дальнейшего германского продвижения на Ближний Восток, одним из важнейших средств проведения политики в отношении русского народа. 
(Сидоренко В.П. Войска НКВД на Кавказе в годы Великой Отечественной войны... с. 19.)


3 сентября 1942 года немецкая газета “Дойче Украина Цайтунг” писала:
“В апреле 1918 года генерал Кресс направился с войсками из Константинополя по Чёрному морю в Батуми, затем из Тифлиса он послал баварские горные отряды на Военно-Грузинскую дорогу, где они держали вахту против большевизма. Когда думаешь, что сегодня в тех местах снова появились немецкие горные войска, чтобы выполнить завещание 1918 года, то следует ясно представить себе логику мировой истории. Теперь осуществляется победа Германии, отсроченная 25 лет тому назад”. 
(Бекишвили В. Оборона Кавказских перевалов, 1942-1943 гг. - Тбилиси, 1977, с.28.)

ПОБЕДА ГЕРМАНИИ на Кавказе в то время была «отсрочена», разумеется, в результате её общего поражения от армий Антанты. Но и на Кавказе они тогда тоже не были вполне удачливы и даже втянулись в конфликт с местным населением.
В 1918 году немцы в Грузии бомбили сёла Душетского района, сожгли селение Сарвани. И вырвали себе определённые блага. В частности, они получили монополию на эксплуатацию минеральных ресурсов, а также железных дорог и морских портов. 
(Тюленев И.В. Крах операции “Эдельвейс”. - Орджоникидзе: Ир, 1988,  с.27.)

Здесь даже был создан “Германо-Кавказский торговый банк”. 
(Сидоренко В.П. Войска НКВД на Кавказе в годы Великой Отечественной войны...  с. 19.)

Руководство местным “национально-освободительным движением” немцы целиком отдали на откуп своей главной союзнице на Кавказе - Турции, сами предпочитая пока не ввязываться в тонкости взаимосочетания адатов, шариата, тариката и концепций джихада большого и малого (газавата).


В РЕЗУЛЬТАТЕ основанный и тогда на германских победах газават стал осуществляться на Кавказе первоначально под исключительным влиянием турецких эмиссаров и силами правых ортодоксальных националистов, целиком ориентированных пока что именно на Турцию и пантюркизм.

Затем российский панисламизм, ещё в принципе остававшийся протурецким, ортодоксально-шариатским, вдруг принялся стремительно и как-то необычно разгораться, продвигаться ещё нехоженными тропами и приобретать зачастую казалось бы совсем неожиданные, даже как будто совсем нетрадиционные оттенки и даже цвета.
Зеленеть до самого неистового коричневого цвета.

Он искал более высокого жребия, более точную и более удачную ФИГУРУ ВЫРАЖЕНИЯ.
Разумеется, нашёл.