Еще один год подаренной жизни - II. 22

Ирина Беспалова
                Еще один год подаренной жизни - II. 22

     Мое время - как Дада: то ползет, то скачет, но еще не идет. За неделю проскакало три раза и два проползло, и в итоге мы покупали с Наташей через Интернет билеты на Чешские авиалинии Прага-Москва-Краснодар и Краснодар-Москва-Прага поздним вечером в субботу, когда в воскресенье, собственно, отправлялись в Шпреевальд, "крестьянскую Венецию в славянской Германии" с Татьяной Стряпуниной и должны были вставать каждая в шесть часов утра:
     - Тебе точно хватит ручной клади? -спросила дочь, прежде чем нажать предпоследнюю кнопку опросника при заказе билетов.
     - Конечно. Купальник, полотенце и семь платьев, что мне еще надо на семь дней на море! - без сомнений заявила я, - ну, дорожный костюм, который будет на мне в дороге, брючный. И плащ на непогоду. Ну, связка пяти экземпляров двухтомника, это, кстати, мне нужно позвонить князьям-издателям. Нехорошо являться к писателям с пустыми руками.
     - Мам, не отвлекайся, последний пункт: ты точно не отменишь резервацию билетов? Если оставляешь за собой такой шанс, нужно еще доплатить триста пятьдесят крон.
     - Я оставляю за собой единственный шанс - воочию увидеть литературное наследие России - от М. Ю.Лермонтова до А.С. Грина.
     - Ма-ма, двенадцатый час ночи!
     - Старый Крым! Феодосию! Коктебель! Тамань!
     - Восемь тысяч! Сто! Пятнадцать крон! Продано!

     Мы с Франтиком договорились заранее, что он придет ко мне не в воскресенье, а в понедельник, и уже в восемь утра, в воскресенье, без опозданий, явились на уже знакомый мне угол главного здания "Массариково надражи", и жаль, что не было Натальи Медведевой, но зато была Елена Готовцева и Лиля, с которой мы в первом путешествии в Морицбург, заказали одинаковое блюдо в ресторане и одинаковое вино. И главное, была Татьяна Стряпунина, которая все три часа до Люббенау - столицы "Волшебного леса" , с двумя остановками на заправках, рассказывала мифы и легенды древних лужицких сорбов. Некоторые гиды говорят "сербов", но Татьяна германистка, она закончила Берлинский университет, факультет германистики, и я ей верю больше, чем просто лицензированному гиду, и тоже говорю "сорбы". А уж как Наташка прониклась!!!
     Мы с ней даже обе прикрывали глаза, чтоб проносящиеся мимо долины и поля, горы и леса, не отвлекали внимания, а вставал воочию сказочный край в долине разделившейся на тысячу рукавов реки Шпреи, где на каждом островке, на каждой кочке, укрепились и расцвели, как вся здешняя природа, лужицкие сербы (славяне), скрытые от германских племен невозмутимой гладью каналов. Легенда гласит, что они искали себе место, чтоб схорониться, и набрели на короля змей, который держал эту территорию. Они как-то договорились - люди и змеи, что люди займут их территорию, но за это будут почитать и подкармливать их. Там почти на каждом домике вместо козырька с петушком - скрещенные головы двух  змей, украшенные золотыми коронами, и у каждого крыльца - блюдечко с молоком. И гномы. Там еще гномы, которые следят за тем, чтоб добрые люди вознаграждались, а злые получали заслуженное. Там все, как в сказках братьев Гримм. Это время, застывшее в сказках. Национальные костюмы, народные промыслы - выращивание и засолка огурцов (знаменитые "Шпреевские"), стало быть, возле поля с хреном и укропом, чесноком и луком, тмином и перцем, ну и еще лен почему-то. Особая статья. Снова легенда. По полям через каналы, аки посуху, ходит женщина вся в белом и с серпом, которым жнут лен. Если она тебя повстречает, и ты тут же ей не начнешь рассказывать все, что знаешь про лен, желательно со знанием технологии приготовления тканей и масел, она тебе отрежет...голову.
     Нет, это неописуемо.
     Особенно, Наташа. Она радовалась, как щенок, как Дада, впервые открывающий мир. И этот мир был светел, уютен, весел и счастлив. Ну и что, что мне вместо ста евро за себя, пришлось заплатить столько же за Наташу. А ведь я ей обещала нынче подарить на ее день рождения двести евро. Я не то, чтобы стала еще больше разбрасываться деньгами, я просто стала их больше зарабатывать. И уж если я себе устраиваю такой праздник - Казантип! - на семь ночей, - то, почему бы мне и ей не устроить путешествие на один день в "огурцовый рай"?! Третья легенда: в Шпреевальде на специальном острове выращивают белые огурцы, достигающие размеров в длину два - два с половиной метра. Их разделывают на квадратики величиной в кубик рафинада. Я сама один такой кубик попробовала. На торговой площади у пристани, где нашу группу (тридцать человек) ждали две лодки-плоскодонки с двумя гондольерами.